Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Принцип разделения властей уже более трехсот лет признан и действует в юридической науке. В настоящее время принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти, функционирования демократического, правового государства.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивает создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов».
Законодательная власть может осуществлять контроль за властью исполнительной, путем издания обязательных для исполнения законов. Исполнительная же власть имеет право законодательной инициативы.
Что касается судебной власти, то она контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов, в результате чего, на первый план выходит потребность в обеспечении сотрудничества между ветвями государственной власти.
Такое распределение функций необходимо, прежде всего, для того, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий в ведении какого-либо органа власти и соответственно предотвратить произвол в государстве. Тем не менее, все ветви власти остаются целостными и едиными, осуществляют взаимодействие между собой и взаимный контроль, что обеспечивает отсутствие возможности для допущения нарушений законов.
Актуальность темы «Разделение властей в правовом государстве» определяется в первую очередь необходимостью усовершенствования способов реализации государственной власти в современной России.
Таким образом, одним из важнейших достижений Конституции Российской Федерации 1993 г. является провозглашение в ней такого базового элемента конституционного строя - принципа разделения властей. Изучение данного принципа в условиях демократизации государства Российской Федерации заслуживает особого внимания в российской юридической науке.
Наличие самостоятельных и одновременно взаимосвязанных систем федеральных и региональных органов государственной власти обусловливает формирование правового механизма их взаимодействия .
Безусловно, принцип разделения властей является базовым принципом в государственном механизме правовых государств, который одновременно служит и функциональной основой, обеспечивающей эффективную деятельность государственного механизма, и способствует оптимальному развитию отношений в обществе и государстве.
Степень научной разработанности рассматриваемой проблемы достаточно обширная. Теоретические проблемы получили обширное освещение в трудах отечественных авторов, исследовавших принцип разделения властей, также советских и современных российских ученых в области теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного права и других юридических наук, таких как С. С. Алексеев, Г. Г. Арутюнян, М. В. Баглай, А.Г. Бережной, Ю. С. Гамбаров, М. В. Геворкян, Б. И. Гогурчунов, С. А. Голубок, В. В. Гончаров, С. А. Кануков, В. В. Киреев, А. Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, М. Н. Марченко, Е. А. Николаев А. Н. Чертков, и др.
Теоретическую основу исследования также составляют политико-правовые идеи мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона; положения разделения властей Д. Локка, Ш. Монтескье.
Объектом данного исследования является организация и осуществление государственной власти.
Предмет исследования – общественные отношения, возникающие в связи с разделением властей.
Целью исследования является обобщение истории принципа разделения власти, рассмотрение его на современном этапе развития, анализ недостатков при его реализации на данный момент в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- определить возникновение и развитие теории разделения властей;
- исследовать понятие правового государства и разделения властей правового государства;
- проанализировать механизм разделения властей в правовом государстве.
Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: специально-юридический, общенаучные, частно-научные, исторический и другие приемы обобщения научного.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Возникновение и развитие теории разделения властей
Человечество на протяжении многих веков находится в поиске способов создания идеального государства. Теория разделения властей стала одной из политико-правовых доктрин, которая приблизила общество к такому государству. В современном мире эта теория лежит в основе конституционного строя многих демократических государств.
Основоположниками теории разделения властей становятся Д. Локк и Ш.Л. Монтескье. Они выдвинули теорию разделения властей в период борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом, когда у общества появилась потребность в смене абсолютистского произвола системой правовых гарантий прав и свобод личности. Каждая из ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых актах .
Стоит отметить, что зачатки доктрины разделения властей прослеживаются в работах древнегреческих мыслителей, как Платон, Аристотель, Полибий. Они говорили о необходимости разделения труда между отдельными сословиями, рассуждали о важности разграничения полномочий между государственными органами.
Например, Платон видел главную причину деления общества на сословия в природном неравенстве людей, и поэтому разделение труда между сословиями в его идеальном государстве не означало разделения функции власти между ними. Платон подчеркивал, что борозды правления в государстве должны находиться у знатных людей, т. е. специально подготовленных к этому первого сословия, так как такие люди уже постигли мудрость и сложность руководства государственными делами. .
Вместе с тем, Аристотель более последовательно, чем Платон, различал между собой «три элемента» всякого политического устройства, от организации которых зависит все благосостояние общества. По его мнению государство состоит из разных частей. Во-первых - это законосовещательный орган, в осуществлении функции которого должны учувствовать все свободные граждане. Вторым элементом Аристотель называл административный орган, в лице магистратуры, наделенной полномочием повелевать. Третьей формой являются судебные органы, которые вершат правосудие. По мнению Аристотеля, основополагающим элементом государственного устройства является законосовещательный орган .
Аристотель, обращая внимание в основном на характер организации каждого из «трех элементов» государственного устройства, на порядок их формирование и функционирования, однако, не проанализировал характер их отношений, формы регулирования их взаимодействия, противодействия, уравновешивания полномочий, что было бы особенно важно для доктрины теории разделения властей .
Полибий стремился посредством разделения властных полномочий достичь сочетания в государстве элементов монархии, аристократии и демократии, как наиболее рационального средства для укрепления устоев общества .
Профессор В.С. Нерсесянц выделяет три аспекта разделения властей - функциональный, институциональный и персональный .
1. Функциональное разделение властей. Основано на разделении функции принятия решений о применении принуждения и функции осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения принуждения, судебная власть допускает и предписывает их. Но эти две ветви власти не осуществляют государственное принуждение и не обладают принудительной силой. Такой силой должна обладать исполнительная власть. Исполнительная власть, в свою очередь, не принимает решения о применении силы и действует исключительно на основании и во исполнение законов и судебных решений. Таким образом, деятельность исполнительной власти связанная с ограничением свободы и собственности должна быть не только законной, но и поддаваться предварительному и последующему судебному контролю .
2. Институциональное разделение властей. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти не должны осуществляться одним лицом или учреждением. Разделение властей - это разделение государственных органов обладающих принудительной силой и государственных органов, принимающих решение о применении этой силы. Таким образом, во- первых, что органы исполнительной власти не могут издавать правовые акты, имеющие силу закона; во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов.
Так же недопустимо соединение судебной власти с властью законодательной. Судья не может участвовать в законодательном процессе, иначе суд будет отправлять правосудие как ему удобно по своим правилам и законам. Так и законодатель, изменяя законы не должен косвенно вмешиваться в процесс отправления правосудия, если такое вмешательство угрожает свободе, безопасности, собственности. Поэтому и существует правило: «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П // Собрание законодательства РФ. 1998. N 52. Ст. 6447.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П // Собрание законодательства РФ. 1995. N 16. Ст. 1451.
4. Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 375.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 2. Ст. 586.
6. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.
Литература
7. Авакьян С.А. Конституционно право России. В 2-х т., Т. 1. М.: Юристъ, 2005. 735 с.
8. Аристотель. Политика. (Пер. с древнегреч. С.А. Жебелева). - Сочинения в четырех томах. Том. 4. М.: Мысль, 1983. 675 с.
9. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 19.
10. Барнашев А.М. Конституционные основы разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период // Материалы всероссийской научной конференции. Том. 1. М., 2003. С. 151
11. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Издательство Томского государственного университета. Томск, 1988. 236 с.
12. Белая Н. П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития // Человек: преступление и наказание. 2015. № 4. С. 123-125.
13. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2019. 451 с.
14. Дондоков Ц.С., Кужиков Д.А. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 7. С.148.
15. Дубинина Е.С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в конституции РФ 1993 года. // Основы экономики, управления и права № 5 (11). 2013. С. 96.
16. Ишеков К. А. Эволюция теории разделения властей // Федерализм. 2015. № 4. С.99-116.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РоссииМ.:Велби; Проспект, 2016. 637 с.
18. Колобаева Н.Е. Президент Российской Федерации как элемент системы сдержек и противовесов в российской модели организации государственной власти // Современные проблемы конституционной доктрины и практики. М., Юстицинформ, 2016. С. 172.
19. Лазарева В.А. Судебная власть и ее развитие в уголовном процессе. Самара, 2000. 520 с.
20. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1995. 422 с.
21. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: НОРМА, 2002. 632 с.
22. Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979. 562 с.
23. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. 757 с.
24. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов / Институт государства и права Рос. АН, Академический правовой ун-т. М. : ИНФРА-М-НОРМА , 1997. 638 с.
25. Петров Г.И. Сущность советского административного права. // Vuzlib. Экономико-правовая библиотека. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.vuzlib.№et/book_z319_page_15.html
26. Платон. Горгий. (Перевод с древнегреческого С.П. Маркиша). - Сочинения в трех томах. Том 1. М., 1968. 328 с.
27. Платон. Государство. - Сочинения в трех томах. Том. 3, часть 1. М., 1977. 246 с.
28. Тихомиров Ю.А. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России, Научно-практическое пособие. М., 2006. 360 с.
29. Умнова И. А. Конституционное право Российской Федерации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : в двух томах; Российская академия правосудия. М.: Юрайт, 2014 - 2015. Т. 1. 2014. С. 201.
30. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001. 528 с.