Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 БИБЛИОТЕКА КАК КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР
1.1. Общие понятия культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке
Современное социальное пространство представляет собой сложное образование, к регулированию жизнедеятельности в котором приобщают различные политические, правовые, экономические, социокультурные механизмы. Среди составляющих общественного бытия традиционной является сфера досуга, которая в этом перечне одновременно является условием удовлетворения культурных, рекреационных творческих потребностей личности и одним из рычагов гармонизации социальной жизни . Следовательно, она не может оставаться неизменной в условиях информатизации, глобализации, обострение экономических, демографических, политических кризисов: во время трансформации меняются все сферы социальной жизнедеятельности.
Особенно важно, что именно в современных условиях сфера досуга имеет существенное значение для формирования и самоопределения человека, то есть актуализируется её социально-воспитательный потенциал. Однако очевидно, что досуговая сфера в нашей стране имеет свою специфику, что затрудняет процесс формирования социально-творческой личности и тормозит общественное развитие. В частности, разрушения устойчивой традиционной инфраструктуры досуга, возникновение новых коммерциализированных форм досуговой активности, низкий уровень досуговых предпочтений социальным субъектов интенсифицируют исследования социально-педагогического потенциала современного досугового пространства с целью его совершенствования.
Общеизвестно, что основным признаком досуга является его добровольность и заинтересованность личности процессом деятельности, собственный выбор человека . Однако досуг издавна рассматривался и как фактор регулирования социальной жизни. Было ли это в Древней Греции, когда государство, осознавая необходимость привлечения граждан к культурным ценностям, выделяло деньги на посещение театра или в эпоху Средневековья, когда жизнь человека регламентировался колокольным звоном, или в период господства советской власти, когда через клубную систему пропагандировались коммунистические идеалы. Эти тенденции подчеркивают значимость эффективной организации сферы досуга в любые времена.
Сейчас, когда демократические ценности должны стать приоритетом прогресса человечества, потенциал социального развития в частности зависит от проявления и активизации социально-педагогического аспекта досуга как механизма эффективного воспитательного совершенствования социума. Досуг активно реагирует на изменения в обществе как в социальной системе и является определенной характеристикой его жизнеспособности, отражением потенциала общественного развития.
Социально-воспитательное значение досуга состоит в том, что он является отражением социального пространства и имеет положительный потенциал усовершенствования социума. К тому же в досуге существуют условия развития «человека культуры», который воспитан на общечеловеческих ценностях, способен к самоактивности и может привлечь других людей к социальной деятельности .
Рассмотрим досуг как составляющую социального бытия, в котором личность осуществляет свободный выбор, определяется по собственным культурным предпочтениям. От того, какой деятельностью он заполнен, зависят развитие человека, реализация его творческого потенциала и социальной активности.
Досуг характеризуется по специфическим признакам:
- свобода выбора и добровольное участие в досуговой деятельности,
- желание получить радость и удовольствие,
- самодостаточность и самоценность,
- компенсационность досуга .
Действительно, свободный человек стремится развиваться по законам гармонии, которые в частности проявляются через досуговую деятельность. Такая личность получает удовольствие от социальной самореализации в различных сферах жизнедеятельности, целью является ее совершенствование, результатом - положительное существование в социуме, социальное творчество вместе с другими людьми, стремление гармоничного взаимодействия.
Понятно, что специфика досуга предопределяет его направления, возможность признания той или иной деятельности досуговой. Например, если в образовательном учреждении (которое тоже имеет досуговые нагрузки) школьников заставляют посещать определенные секции для повышения престижа заведения или создания его имиджа в определенных кругах, то вряд ли такая деятельность будет чисто досуговой, выбранной по собственному желанию.
Для определения социально-педагогического аспекта досуга необходимо обратиться к функциям, среди которых можно указать рекреационную, коммуникативную, социальную, познавательную, ценностно-ориентационную . Бесспорно, функции разделены условно, поскольку могут сочетаться в определенном виде деятельности, но необходимо заметить, что социальная функция может пониматься как в узком, так и в широком смысле.
В современной научной литературе встречаются понятия «свободное время» и «досуг», которые иногда отождествляются, а также «досуговая деятельность», «культурно-досуговая деятельность», «сфера досуга», «культура досуга» и др. Действительно, сфера досуга может определяться по временным критериям, однако, не только. И поэтому очевидно, что свободное время и досуг различаются между собой, свободное время при этом - более широкое понятие, определенное временное измерение досуга. Свободное время можно определить как часть социального времени, освободившуюся от непременных дел, которая является сферой свободной деятельности людей, обусловленной всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем духовного развития каждой личности.
Смысл свободного времени выражается через понятие «досуг», отличающийся от термина «отдых». Поэтому, досуг является содержательной составляющей свободного времени человека, группы, общества в целом, который используется для восстановления и развития физических и духовных сил. Принципиально важно, что свободное время может быть содержательно разным. Человек по своему усмотрению, добровольно выбирает досуговые занятия в соответствии с собственными ценностями. Формами досуга могут быть постоянные застолья со злоупотреблением алкоголем или другими веществами, увлечение псевдокультурой или участие в экстремистской агрессивной группировке, бесконтрольное пользование компьютером и Интернетом (что приводит к зависимому поведению). И это также выбор человека, который разрушителен не только для него, но и для других людей, социального пространства в целом.
Собственные предпочтения являются проявлением потребностей личности, реализуемых в досуговый деятельности, представляют собой выбор в действии, в соответствии с интересами и мотивацией человека. Свободный выбор деятельности делает анализ содержания досуга как «свободу для ...», но не «свободу от ...» правил социальной жизни. Личность, которая выбрала свободу для творческой, в том числе социальной самореализации, то есть усвоила ценности культуры на достаточно высоком уровне, становится субъектом культурно-досуговой деятельности. Итак, понятие «свободное время», «сфера досуга», «досуговая деятельность» не могут вполне объяснить сущность и уровень развития личности в сфере досуга. Необходимо также анализировать понятие «культурно-досуговая деятельность» и «культура досуга».
По этому поводу необходимо отметить, что культурно-досуговая деятельность выступает как средство формирования в личности индивидуально и социально значимых качеств, которые способствуют деятельностному, принудительному и творческому усвоению и развитию культурных ценностей, духовному обогащению (в частности через учреждения культуры). То есть культурно-досуговая деятельность характеризует постоянное движение личности на пути ценностного совершенствования себя и социума. Термин «культура досуга» менее динамичный, но характеризует уровень развития личности как субъекта содержательного досуга. Заметим, что культура досуга может касаться не только личности, но и социума, поскольку организация, инфраструктура, традиции, экономическую основу досуговой сферы также могут по-разному отражаться на структуре досуга .
За рубежом уже в прошлом веке провозглашено «цивилизацию досуга», чем, учитывая значимость досуга для развития личности, была определена приоритетность развития досуговой сферы. Это проявляется как в расширении спектра заведений, приобщенных к досуговой сфере, так и в углублении содержания досуга, что приводит к его эффективности для процесса формирования социальной активности социальных субъектов.
В нашей стране досуговая сфера по институциональным критериям включает культурно-досуговые учреждения (клубы, дома культуры, дома народного творчества), учреждения социокультурной сферы (библиотеки, музеи, кинотеатры, филармонии, концертные залы), внешкольные учреждения (дворцы детского и юношеского творчества, клубы по месту жительства и т.д.), летние лагеря, санатории, образовательные учреждения (общеобразовательные, профессионально-технические, высшего образования), туристско-гостиничные учреждения, развлекательные заведения (ночные клубы), парковые комплексы, стадионы, бассейны, спортивные площадки. К современным институтам досуга относятся комплексные коммерческие культурно-развлекательные центры, игровые салоны, казино и др. Существенный досуговый потенциал имеют общественные организации, благотворительные фонды, различные объединения граждан .
То есть большое количество институтов досуга может иллюстрировать его целесообразность в социальной инфраструктуре, значительное общественную нагрузку. Однако социальные изменения диктуют определенные правила существования досуговой сферы. В нашей стране организация инфраструктуры досуговой сферы находится в состоянии трансформации. Ученые отмечают, что традиционная структура учреждений досуга разрушается, приходит в упадок, страдает от недофинансирования.
Процесс трансформации досуговой сферы связан как с общемировой социокультурной ситуацией, так и с экономическими и политическими изменениями в стране: возможность зарубежных туристических поездок, поток кинопродукции Голливуда, разрушение государственной досуговой инфраструктуры, ее коммерциализация. Приобретают ценности индивидуальные формы досуговой практики.
По совершенствованию содержания досуга, можно выделить проблемы, касающиеся как социальной среды вообще, так и досуговой сферы в частности. Их можно классифицировать как внутренние и общесоциальные проблемы организации досуга.