Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Развитие экономики в России через специализацию и концентрацию
производства привела к возникновению большого количества моногородов. В настоящее время
Российская Федерация имеет 319 монопрофильных образований с численностью жителей,
составляющей почти 10% от численности населения страны. Данные муниципальные образования
показали отсутствие способности к устойчивому финансированию и развитию без существенной
государственной поддержки.
Для России моногорода - естественное явление, которые обусловлено ее экономическогеографическими особенностями, в первую очередь большим массивом неосвоенных территорий.
Освоение пространства и строительство полноценных городов в новых промышленных районах
(например, при освоении месторождений углеводородов) привело к формированию широкой
сети моногородов. Искоренить сам феномен моногородов в России невозможно - нужно работать
с ним, принимая его как данность. В результате единства рынка труда кризисы градообразующих
предприятий и связанные с ними массовые увольнения сотрудников вызывают высокую,
долгосрочную и трудноискоренимую безработицу в городе и его окрестностях. Безработица в
моногородах имеет крайне негативные последствия не только для самих городов (снижение
бюджетных доходов города, рост преступности, бедность населения), а также ставит под угрозу
социальную и политическую стабильность российского государства. Во время любого кризиса
3
моногорода могут оказаться «горячими точками». Эти волнения могут эксплуатироваться
радикальными политическими движениями для эскалации конфликтов.
Глава 1.Понятие моногородов и их социально-экономические проблемы
1.1.Основные подходы к определению моногорода
Моногород представляет довольно сложную структуру, в которой наблюдается неразрывная связь
между градообразующим предприятием и самим населённым пунктом. В исследовании,
представленном в данной главе, определены задачи: проанализировать законодательную базу,
теории и практики сформулировать понятия «моногород», «управление стратегией развития»,
критерии отнесения городов к категории моногородов; рассмотреть и проанализировать
современные аспекты состояния монопрофильных образований Российской Федерации.
В целях понимания первопричин проблем управления развитием моногородов необходимо
определиться с понятием «моногород», а также рассмотреть классификацию городов и
моногородов, что позволит прийти к оптимальной формулировке данного понятия. Анализ
различных подходов к критериям моногородов позволит понять необходимость смены подхода к
данным критериям.
Общего и единого для всех определения понятия «моногород» не существует. Изучение понятия
«моногород» начнём с образования данного термина, как слова составленного из двух основ,
заимствованных у слов «монопрофильный» и «город». Из первого слова используют только
приставку «моно-» греческого происхождения, означает «один». Второе слово не дробят на
составляющие. Таким образом, получается более удобный не только для общения, но и в
официальном контексте вариант слова - «моногород».
Города по своей сути - это социальные образования, которые были созданы человеком и явились
результатом становления цивилизованного общества в результате территориального
подразделения заселяемых пространств. В настоящее время, в силу усиления экономической
составляющей в жизнедеятельности людей, город становится местом для концентрации
экономического, социального и культурного потенциала любого человеческого сообщества, что
создаёт условия для рационального распределения ресурсов .
Анализируя определение термина «город», необходимо рассмотреть и функции, которые
выполняет город в государстве. Каждый город (или любой населённый пункт) выполняет
конкретную роль в деятельности региона. Функции городов могут рассматриваться как их
социально-экономические характеристики.
Все функции городов можно разделить на экономические, к которым относят транспортнопромышленную, торгово-распределительную и организационно-хозяйственную функции, и
неэкономические, к которым относят военно-оборонительную, административно-политическую,
культурно-просветительскую функции.
Также можно использовать выделение функций градообслуживания и градообразования. К
градообслуживающим функциям можно отнести реализацию результата производства и
обслуживание населения города. Среди градообразующих функций выделяются реализация
непосредственно производства, а также выделения продукции и услуг, которые могут выходить за
пределы города. В свою очередь градообразующие функции можно подразделить на
центральные и специальные. Центральные градообразующие функции рассматриваются как
4
обслуживание территории, которая окружает город. Специальные функции позволяют
рассматривать специализацию города в рамках государства или региона.
1.2.Характеристика проблем моногородов
Монопрофильные муниципальные образования являются «наследниками» индустриальной
эпохи, что выражается в их воздействии на социально-экономическое развитие как городской
территории, так и регионов, и стран. Одни эксперты считают, что создание моногородов выступает
необходимым элементом экономического развития, а другие исследователи уверены в том, что
они не соответствуют требованиям современной рыночной экономики и не способны
удовлетворить потребности рынка в наукоемких технологиях, товарах и услугах, что может
нанести вред экономике и социальному развитию государства и его регионов.
Проблемы моногородов находятся в фокусе следующих научных дисциплин: социологии,
экономики, урбанистики, социально-экономической статистики и многих других. В их рамках
исследуются хозяйственно-экономическая деятельность, территориальная организация,
демографические показатели подобных муниципальных образований. Изучение структурных
составляющих социально-экономической системы моногорода показывает их тесную взаимосвязь
и взаимообусловленность. Поэтому представляется, что методологическим инструментом,
позволяющим комплексно анализировать данный феномен, является системный подход. Суть его
состоит в том, что система рассматривается с точки зрения оценки внутренних связей элементов и
внешних связей со средой (в том числе в историческом аспекте), а также установления каузальных
зависимостей между элементами и их способностей к организации и развитию .
Системный анализ моногорода базируется на принципе структурного функционализма, лежащем
в основе понимания моногорода как системы. Данный принцип помогает рассмотреть
функциональную специализацию отдельных элементов городской системы и их роль в
целостности интегрального объекта.
Таким образом, с точки зрения системного подхода моногород как социальный феномен
представляет собой комплекс компонентов, а также состоящих из них подсистем, расположенный
в рамках ограниченной территории, где при общей целостности системы отсутствует баланс
между ее подсистемами и элементами.
Ярким примером «разбалансированности» структурных составляющих системы моногорода
служит индустриальный комплекс Детройта в США. Город и его основные предприятия пришли в
упадок из-за энергетических кризисов 70-х гг. прошлого века. Крупные промышленники были
вынуждены вывести производство в другие города и даже страны, так как развитие бизнеса на
данной территории перестало быть экономически целесообразным. Население Детройта
потеряло стабильность, работу, жилье, состоятельные граждане покинули город. Из-за отсутствия
экономической стабильности и социальных институтов оставшиеся жители быстро стали
безграмотными и их уровень социального сознания быстро снизился .
Глава 2.Возмлжности развития современных моногородов России
2.1.Объективная необходимость развития моногородов
5
Для целенаправленного применения перспектив следует определиться с понятием
«стратегического развития». Применение анализа влияния внешних и внутренних факторов
позволит правильно осуществить стратегию управления развитием моногорода.
Для таких городов характерны сложности с построением социальной инфраструктуры, могут
возникнуть и сложности в плане изменения функционального назначения моногорода, так как
необходимо учитывать множество условий, которые могут не совпасть с современной рыночной
ситуацией, на которую необходимо ориентироваться при реструктуризации моногорода.
Основная цель в реализации стратегии развития заключается в создании устойчивой модели
моногородов, которые ориентированы на современные условия хозяйствования и способны
эволюционировать по мере своего развития.
Современная России «получила в наследство» моногорода от Советского Союза, так как в СССР
такая система развития государства была естественной, а в большинстве случаев и приоритетной.
Населённый пункт образовывался возле предприятия или определённого инфраструктурного
узла, последствия данного процесса - количество моногородов в России в настоящее время свыше
300, только 30% которых стабильны в социально - экономическом положении. Для 25%
моногородов характерны сложности и высокий уровень риска в развитии и функционировании.
Такие города характеризуются неустойчивостью градообразующих предприятий, которые по ряду
причин не были адаптированы к современным условиям хозяйствования, что и привело к
нарушениям в стабильном развитии. Для того, чтобы моногород стал устойчивым,
градообразующее предприятие должно соответствовать потребностям не только внешних, но и
внутренних потребителей муниципального образования - это основное условие, способствующее
развитию моногорода. Производство на градообразующих предприятиях должно быть прежде
всего рентабельно, только в этом случае оно станет поддержкой для городской системы в целом.
Развитие моногородов, которые можно отнести к категории «рыночных» и «моноцентрических»,
возможно при усилении акцента на производстве инновационных продуктов, которые позволят
градообразующим предприятиям адаптироваться к рыночной ситуации за счёт достижения
уровня конкурентоспособности по сравнению и с отечественными, и с зарубежными аналогами.
2.2.Основные модели развития моногородов с учётом зарубежной и современной российской
практики
Сопоставление экономического потенциала градообразующего предприятия и городской
экономики в целом позволяет провести итоговую типологию в рамках Декартовой прямоугольной
системы координат: где по горизонтальной оси указана интегральная оценка потенциала
городской экономики, а по вертикальной - оценка перспектив градообразующего предприятия на
основе планов управляющих компаний.
Модель 1 - «стабильный моногород». Модель «Стабильный моногород» относится к тем городам,
которые не обладают достаточным внутренним потенциалом для диверсификации экономики и в
обозримом будущем останутся моногородами. В этих городах градообразующие предприятия
будут поддерживать производство на относительно одинаковом уровне. Реализация программ
модернизации производства (или процессов модернизации, таких как автоматизация
производства), будет иметь решающее влияние на ситуацию на рынке труда города, на создание
и исполнение городского бюджета и для сохранения возможности существования этих поселений
в целом. Следует подчеркнуть, что в этой модели в основном расположены перспективные
города. Примером города из этой модели может быть немецкий Вольфсбург с его
градообразующим предприятием - заводом «Фольксваген». Завод популярного автомобильного
бренда предоставляет работу 72 тысячам местных жителей. Всего в городе проживает около 120
6
тысяч1 человек. Вольфсбург также не избежал кризисов, серьезно пострадал от повышения
уровня безработицы из-за сокращения производства во время топливного конфликта на Ближнем
Востоке. Российским городом, который может быть отнесен к первой группе моделей развития
моногородов, является Тольятти в Самарской области, подавляющее большинство экономически
активного населения Тольятти является сотрудниками так или иначе связанными с заводом
«АвтоВАЗ». По данным исследования, проведенного департаментом социологии финансового
университета при Правительстве РФ в 2015 году, Тольятти назвали одним из самых бедных
городов России. Согласно исследованию, основанному на субъективной оценке уровня
благополучия, 14 процентов тольяттинцев — критически бедные жители. Доля малообеспеченных
в этом городе достигла 62 процентов (при этом 45 процентов молодых людей также относятся к
этой категории). Задачей муниципальных властей в таких городах является поддержание высоких
стандартов предоставления социальных услуг, а предприятиям целесообразно поддерживать
городские проекты социальной направленности, работая во взаимодействии с инициативными
группами местных сообществ. Районные муниципальные органы власти должны отстаивать
интересы поселений в областных администрациях.
Глава 3. Расчётная
В расчетной части производятся расчеты макроэкономических показателей системы
национальных счетов в соответствии с предложенной методикой, используя исходные данные,
представленные в таблице 2 по вашему варианту
ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При
этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории данной
страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном
году, но без повторного, или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных
товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств или фирм, и не участвуют
в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Например,
продовольственные товары, стиральные машины, парикмахерские услуги, приобретаемые
домашними хозяйствами - типичный пример потребления конечных товаров и услуг. В отличие от
них, мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба, представляет собой промежуточную
продукцию. Если в ВВП включить промежуточные продукты, т. е. товары, используемые для
производства других товаров, то мы с неизбежностью получим завышенную оценку ВВП. Так, цена
муки будет учтена несколько раз: вначале как результат деятельности мукомольного завода
(собственно цена муки), потом - в цене выпеченного хлеба, далее - в цене расфасованного хлеба в
супермаркете и т. д.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет
разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов,
инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Иными словами, добавленная стоимость -
это рыночная стоимость произведенных товаров и услуг отраслями экономики страны за вычетом
стоимости промежуточных продуктов (потребленного сырья и материалов, купленных у
поставщиков).
Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить
ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.
Заключение
7
По итогам работы сделан вывод, что моногород - это сложная структура, характеризующаяся
тесной связью градообразующего предприятия и самого города как единой социальной и
экономической инфраструктуры. Между градообразующим предприятием и городом существует
взаимозависимость, при которой именно предприятие обеспечивает благополучие города во всех
аспектах, а город обеспечивает предприятие рабочей силой. В то же время моногорода можно
рассматривать как явление, характерное для прошедшего времени; в современных
экономических условиях существование и жизнедеятельность 248 моногородов РФ достаточно
затруднительна, что требует реструктуризации самого города и принятия эффективных
стратегических планов развития. Соотнести город к статусу моногорода можно на основе
критериев. Самым оптимальным подходом к набору критериев является действующий на
сегодняшний день перечень в соответствии Постановления Правительства РФ.