Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые свя-зывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формировани-ем уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспи-тания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного фор-мирования гражданственности. [14,c.52]
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Черны-шевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосозна-ния, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспи-тания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизи-рован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных органи-заций на воспитание гражданственности. [5,c.201]
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспита-нию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становле-нии личности важное место занимает участие детей, подростков и юноше-ства в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4,c.32].
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патрио-тизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнацио-нального общения осуществляется в процессе включения учащихся в ак-тивный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отно-шения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и тра-дициям народа -- любви к малой Родине, к своим родным местам; воспита-ние готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.
Целью данной работы является изучение историографии государ-ственной музыкальной символики в контексте задач гражданского воспи-тания.
В данной работе объектом изучения является гражданское воспита-ние.
В данной работе предметом изучения является государственная музыкаль-ная символика.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд зада, а именно:
- изучить понятие нравственности и патриотизма;
- изучить формирование духовно-нравственных качеств личности;
- провести обзор истории становления музыкальной государственной символики в России;
- изучить историю появления государственной музыкальной символики;
- изучить создание ценностных ориентаций личности под влиянием тради-ций.
Глава 1. Понятие нравственности и патриотизма
1.1 Формирование духовно-нравственных качеств личности
Чаще всего, нравственность отождествляется с моралью, нрав-ственность данной точки зрения может быть рассмотрена как русский ва-риант латинского термина “мораль” Мораль (от лат. moralis – нравствен-ный) – нравственность или особая форма общественных отношений и об-щественного сознания, один из главных методов регуляции действий лю-дей в обществе при помощи норм. В отличие от простых традиций и обы-чаев нравственные нормы получили идейное обоснование в виде идеалов справедливости, добра и зла и так далее. В отличие от права выполнение требований морали санкционировано только формами духовного воздей-ствия такими как общественная оценка, осуждения или одобрение. Мораль вместе с общечеловеческими элементами содержит исторически не прехо-дящее принципы, идеалы и нормы.
Вместе с тем из данного же определения следует, что мораль явля-ется формой общественного сознания, совокупностью норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность же трактуется как более узкое понятие, как степень индивидуальной мораль-ности. Следовательно, мораль существует в обществе, нравственность – в человеке. [8,c.65]
Безусловно, что нужно различать мораль в форме общественного сознания или системы требований и норм, к правилам поведения при меж-личностных отношениях, который предъявляет общество человеку и нрав-ственность в виде характеристики психологической структуры личности, которая отвергает или принимает данные требования, осознает их необхо-димость, испытывает внутреннюю потребность в следование моральным нормам).
В.И.Даль толковал нравственноcть как «половину духовного быта, противоположную умственному, но составляющую общее с ним духовное начало», «к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло».
Таким образом, духовные качества личности представляют собой его внутренние свойства, характеризующие особенности умственного и нравственного проявления личности. Человек признается духовным, если его духовные качества выражены, духовный мир развит; и наоборот, че-ловека с неразвитым духовным миром называют бездуховным. Исходя из данного подхода, к духовной структуре личности, можно говорить о наличии духовно-интеллектуальных и духовно-нравственных качеств.
Духовно-интеллектуальные и духовно-нравственные качества лич-ности формируются через духовную сферу жизни общества, которая включает в себя религию, науку, образование, мораль, право, художе-ственную культуру – все то, что приобщает человека к интеллектуальным и нравственным ценностям и является социально-культурными основами индивидуальной духовности. [1,c.21]
Отдельно нужно рассмотреть понятие патриотизма, а также понятие гражданского воспитания. В данной работе, под гражданским воспитанием понимается систематическое, многоплановое, скоординированная и целе-направленная деятельность общественных объединений и государствен-ных органов, а также организаций по формированию у граждан возвы-шенного чувства верности своей Родине, высокого патриотического созна-ния, готовности к защите Родины как самой важной конституционной обя-занности, в отстаивании национальных интересов России перед лицом внешних и внутренних угроз.
Все более уходит на дальний план при этом такое направление пат-риотического воспитания как военно-патриотическое воспитание. Именно это направление патриотического воспитания являлось самым эффектив-ным, функционирующим и наиболее развитым со времени его создания, с середины шестидесятых годов прошлого века. Данная система выступала в качестве образца для подражания многих иностранных государств, в том числе Западной Европы, которые много позаимствовали в те времена из опыта СССР при решении вопросов военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе (подобной проблемы в СССР практически не было).
Именно благодаря гражданскому и военно-патриотическому вос-питанию главное содержание патриотического воспитания понимали в первую очередь, в качестве самоотверженного и беззаветного служения Родине, ответственности до исполнения конституционного долга, готов-ность выступить с оружием в руках против любого агрессора, а также обязанность по защите Родины. [4,c.63]
Военно-музыкальная культура, в частности, музыкальная государ-ственная символика выполняла в обществе ряд функций, благодаря кото-рым реализовывались ее действенный характер и относительная самостоя-тельность. К числу таких функций относятся:
- ритуально-организационная - использование музыки в различных видах профессиональной служебно-строевой деятельности (сопровождение воинских ритуалов, церемоний и т.д.);
- организационно-мобилизующая - использование музыкальных средств для подачи сигналов управления войсками и повышения боевого духа военнослужащих в период военных действий;
- парадно-демонстративная - музыкальное сопровождение повсе-дневной деятельности войск в мирное время (во время походов, в военных лагерях и т.д.);
- национально-патриотическая - формирование духовного мира граждан, воспитание их в духе преданности Отечеству, пропаганда суще-ствующего строя;
- образовательно-просветительская - привитие знаний культуроло-гического, искусствоведческого и исторического характера;
- концертно-театральная - организация отдыха и досуга.
Некоторые функции музыкальной государственной символики (национально-патриотическая, образовательно-просветительская, кон-цертно-театральная) были характерны для всей музыкальной культуры, а некоторые (ритуально-организационная, организационно-мобилизующая, парадно-демонстративная) имели сугубо военно-профессиональный ха-рактер.