Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Инфекционные болезни способны вовлечь огромное количество людей за короткий промежуток времени, в связи, с чем на протяжении многих лет являются очень опасными заболеваниями. Ранняя диагностика инфекционных заболеваний имеет огромное значение для своевременной и адекватной тактики ведения больных, а также для эффективной организации мероприятий по ее профилактике. Предупреждение возникновения болезней составляет конечную цель практической и теоретической медицины.
Таким образом, актуальность темы определяется дальнейшим совершенствованием профилактики и предотвращением распространения инфекционных заболеваний. Противоэпидемические мероприятия должны строиться с обязательным учетом распространения, конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степени восприимчивости человеческого коллектива и многих других факторов.
Проблема исследования. Высокое распространение инфекционных заболеваний обусловлено недостаточной информированностью населения о данных заболеваниях и методах профилактических мероприятий. Соблюдение данных профилактических мероприятий необходимо прививать с раннего возраста, начиная с простых правил личной гигиены и заканчивая вакцинопрофилактикой. Ученики не знают, как повысить сопротивляемость организма против инфекционных заболеваний, так как школьная программа не содержит достаточной информации и нет специально отведенных часов на изучение данной тематики.
Методологические основы исследования:
- философские концепции о закономерностях развития научного познания (А.И.Алешин, Н.К.Вахтомин, В.С. Степин, В.С. Швырев);
- исторические сведения о развитии микробиологии (В.Н. Гутина), особенностях строения и метаболизма прокариот и вирусов (С.Н. Виноградский, М.В. Гусев, Л.А. Минеева, Г. Шлегель), экологии прокариот, их роли в происхождении и эволюции жизни на Земле (В.И. Вернадский, Г.А. Заварзин, Б.В.Громов, М.Ю.Грабович) биотехнологии и ее основных направлениях (Ю.Н Елдышев, А.М. Куликов, И.Б.Лещинская, Ф.Уэбб, С.Э.Шноль).
- педагогические и методические теории и положения о целях и содержании школьного образования (Ю.И. Дик, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, М.В. Рыжаков); системности знаний (Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, Б.Д.Комиссаров, Л.Н.Сухорукова); компетентностном подходе в обучении (Т.В.Иванова), формах, методах и приемах обучения биологии (Н.М.Верзилин, В.М. Корсунская); практической направленности обучения биологии (И.Д.Зверев, А.Н.Мягкова, В.В.Пасечник, Д.И.Трайтак), организации педагогического эксперимента и оценке его результатов (К.А.Краснянская, А.М.Новиков, В.З. Резникова).
Объектом исследования является процесс обучения и воспитания школьников по биологии.
Предметом исследования являются изучение инфекционных заболеваний и иммунитета, и применение этих знаний в школьном курсе биологии.
Целью работы является разработка методических условий ориентации знаний о микроорганизмах на формирование предметной компетентности в школьном курсе биологии
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты инфекционных заболеваний;
Провести анализ профилактических мер и борьбы с инфекционными заболеваниями;
Разработать план-конспект урока на тему: Борьба с инфекциями. Иммунитет.
Методы исследования: Изучение и анализ научной, медицинской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение литературных источников, анализ полученных результатов.
Новизна работы. В представленной работе собраны обширные сведения об иммунитете, инфекционных заболеваниях и проводимых профилактических мероприятиях. Все эти материалы могут оказать неоценимую помощь для учителей школ и медицинских работников.
Теоретическое значение работы. Выполненное исследование даёт информационную базу для последующей разработки разнообразных программ, целью которых является профилактика инфекционных заболеваний.
Практическое значение. Материалы курсовой работы и ее выводы могут быть использованы в работе школьных учителей следующих предметов: «Окружающий мир», «Биология», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» при изучении некоторых тем школьной программы и в медицинских учреждениях, пробудить интерес у учителей-предметников к данной теме. В перспективе это поможет учащимся ознакомиться с основными методами профилактики инфекционных заболеваний на ранних стадиях развития.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа изложена на 44 страницах и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 24 печатных и электронных источников, и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1.1.История изучения инфекционных заболеваний
Инфекционные заболевания были всегда, но изучающая их наука появилась сравнительно недавно.
Представление об эпидемиологии инфекционных заболеваний, о природе их заразного начала и о необходимости соблюдения гигиены существовало ещё в древнем мире [23]. Во времена войн и эпидемий погибало большое количество людей на поле боя, а также вымирали целые села и города, то есть инфекционные болезни наносили колоссальный экономический ущерб человечеству сравнительно с давних времен[10]. Что может подтвердить и укрепить данное представление - эпидемия чумы «черной смерти» в XIV веке [23].
Решение вопроса о существовании невидимых живых существ невооруженным глазом принадлежит нидерландскому натуралисту Антонио вaн Левенгуку. Но микроорганизмы не были полностью и окончательно признаны возбудителями инфекционных заболеваний, хотя исследователи пытались установить их значение. Таким образом, русский врач Д. С. Самойлович подтвердил заразность чумы, провел дезинфекцию вещей больных и ввел профилактические прививки.
В XIX векe начинает свое развитие микробиология и основы профилактики. Французский биолог и химик Луи Пастер выявил участие микроорганизмов в процессе гниения и брожения, доказал невозможность самозарождения микробов, разработал вакцины против сибирской язвы и бешенства, научно обосновал и ввел в практическую деятельность стерилизацию и пастеризацию, названную в честь первооткрывателя.
В последующем успешно развивается эпидемиология, и стройное учение об иммунитете при инфекционных болезнях, созданное И. И. Мечниковым и другими исследователями в конце XIX века. Начало данному учению положило открытие И. И. Мечниковым явление фагоцитоза. Данные открытия позволили разработать и применить в клинике серологические исследования для лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Прежде всего, огромной заслугой является открытие бактериофагов советским врачом Н. Ф. Гамалеем.
Происходили значительные достижения в области клинического изучения инфекционных заболеваний, наряду с тем как развивались успехи в области профилактики и лечения [23].
Таким образом, изучение инфекционных заболеваний продолжается на протяжении многих лет и не теряет своей значимости в дальнейших научных достижениях в науке инфектологии. Это связано с довольно широким распространением инфекции, эволюционированием и появлением новых штаммов микроорганизмов, наиболее устойчивых к условиям окружающей среды, а также к изменениям социально-экономических условий жизни населения.
1.2. Краткая характеристика инфекционных заболеваний
Окружающий нас мир наполнен огромным количеством различных микроорганизмов. Одни из них могут жить в абсолютной гармонии с макроорганизмом, но активизироваться под действием определенных факторов, другие могут быть опасными для человека, вызывая развитие заболеваний. Для того чтобы понять воздействие возбудителей на организм человека, необходимо знать основные определения и характеристики инфекции.
Под инфекцией принято понимать либо заразное начало, то есть самого «возбудителя», либо синоним понятия «заражение, или заразная болезнь». Термином инфекция (от латинских слов: inficiо – загрязняю и infеctio – загрязнение, заражение) обозначают общебиологическое понятие, характеризующее проникновение микроорганизмов в макроорганизм и их последующее антагонистическое взаимоотношение[19].
Инфекционный процесс - комплекс адаптивных реакций в макроорганизме, направленный на восстановление гемостаза и биологического равновесия с окружающей средой, как ответная реакция на внедрение и размножение вирулентных микроорганизмов[10].
Инфекционная болезнь – форма проявления инфекционного процесса,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Здоровье населения и деятельность медицинской организации республики Башкортостан в 2014 году» // подготовлен «Медицинским информационно-аналитическим центром» под рук. Министра здравоохранения А.А.Бакировым/отв. Ковтуновская Е.А. Уфа 2015г.
2. «Здоровье населения и деятельность медицинской организации республики Башкортостан в 2015 году» // подготовлен «Медицинским информационно-аналитическим центром» под рук. Министра здравоохранения А.А.Бакировым/отв. Ковтуновская Е.А. Уфа 2016г.
3. «Здоровье населения и деятельность медицинской организации республики Башкортостан в 2016 году» //отв. Суфияров Р.С. Уфа 2017г.
4. Атлас респираторных инфекций / Адам Т. Хилл, Уильям А. X. Уоллес, Хавьер Эммануэл : пер. с англ. под ред. С. И. Овчаренко. – М. : ГЭОТАР-Медиа,
2011. – 184 с.
5. Бережнова И.А. Инфекционные болезни: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2007. – 319 с.
6. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: Руководство для врачей / А.П. Казанцев, В. А. Казанцев. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2013. – 496 с.
7. Здравоохранение в России. 2017: Стат. Сб. / Росстат. – М, 2017. – 170с.
8. Инфекционные болезни : учебник / [Аликеева Г. К. и др.] ; под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 704 с.
9. Инфекционные болезни : учеб. для студентов мед. вузов : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальностям
060101.65 «Лечеб. дело», 060104.65 «Медико-профилакт. дело» по дисциплине «Инфекц. болезни» / [Аликеева Г. К. и др.] ; под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 704 с. : ил.
10. Информационное агентство Regnum Общество: Минздрав перечислил распространенные болезни РФ [Электронный ресурс] // Москва 22.08.2017. URL: https://regnum.ru/news/2312591.html (дата обращения 1.03.2019)
11. Ковальчук Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии : учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
12. Колесникова М.А. Патологическая анатомия. Электронный ресурс- URL: http://doctoroff.ru/infectious_diseases (дата обращения 01.03.19)
13. Колесов, Д.В. Биология. Человек. 8кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 332с
14. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицинская энциклопедия. 1991–96 гг.
15. Медицинский справочник. Заболевания у детей. [Электронный ресурс] // 2007-2018. URL:http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/ (дата обращения: 19.03.2019);
16. Научно-технический энциклопедический словарь 5784 слов Крылов 2001г Санкт Петербург.
17. Нечаева О.Б. Влияние вич–инфекции по туберкулезу в России [Электронный ресурс]- URL: http://iia-rf.ru/upload/iblock/24a/24a7a231364a1a04dbb288d2a43c9b90.pdf (дата обращения 19.03.19)
18. Общие и частные вопросы медицинской профилактики/ под. Ред. д.м.н., пров. В.Н.Муравьевой, д.м.н. К.Р.Амлаева; авт.- сост: В.Н.Муравьева, К.Р. Амлаев, Н.В.Агранович и др. – М: Илекса, 2013. – 576с.
19. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. В. М. Семенова. — М.: МИА, 2008. – 745 с.
20. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000. Часть 1. – 186с.
21. Статистический бюллетень Федеральной Службы Государственной Статистики, Москва, 2014год. «Естественное движение населения Российской Федерации за 2013 год».
22. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
23. Хватова Н.В. «Неотложные состояния при заболеваниях внутренних органов. Симптомы. Первая помощь. Профилактика инфекционных заболеваний: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» ФГОС ВПО. – М.: МПГУ, 2012. – 92 с.
24. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни [Электронный ресурс]- URL: https://med.wikireading.ru/935 (дата обращения 12.03.19)