Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе мирового воспроизводства. В настоящее время главным фактором мировой экономики стало непосредственное международное производство хозяйственных объединений, базирующееся на международном движении предпринимательского капитала. Капиталу свойственна высокая степень международной мобильности, его движение происходит в процессе перемещения финансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.
Современные транснациональные корпорации (ТНК) сегодня становятся одним из наиболее значимых факторов мировой политики. ТНК и их роль в мировой политике можно рассматривать как явление (феномен), важнейшей частью которого является появление в глобальном политическом поле качественно новых акторов – так называемых «негосударственных акторов мировой политики», формирующих собственную надстройку и архитектуру отношений над системой отношений наций-государств и управляющих мировыми политическими процессами своими, особыми, корпоративными методами.
Степень разработанности проблемы. ТНК имеют отношение сразу к двум очень большим сферам – политической и экономической, и там и там они играют большую роль, следовательно, привлекают внимание исследователей и экономических, и политических явлений, что также способствует увеличению числа исследований, в которых ТНК рассматриваются с двух разных сторон.
Среди трудов российских исследователей можно выделить работы С. А. Бартенева, С. И. Долгова, М. Г. Делягина, Р. И. Хасбулатова, А. Г. Мовсесяна, Ю.А. Щербанина и других. Они, в основном, рассматривают связь аспектов транснационализации в глобальной экономике с мировой политикой.
Вопросам эффективности различных форм инвестиционной деятельности посвящены труды Д. Тисса, П. Бакли, М. Кэссона, Г. Джонсона, О. Уильямсона а также Х. Хаузера.
Объектом исследования настоящей работы являются формы, методы и направления ТНК в международных процессах.
Предметом исследования выступает участие ТНК в интеграционных процессах.
Цель курсовой работы – рассмотреть влияние ТНК как новых акторов МО в регионах.
Задачи:
- определить ТНК как инструмент мягкой силы государств.
- рассмотреть ТНК в процессе глобализации мировой экономики и политики.
-проанализировать политическое взаимодействие ТНК и национальных правительств.
- определить взаимодействие ТНК и правительств стран.
- исследовать взаимодействие ТНК и организаций.
- рассмотреть участие ТНК в интеграционных процессах в регионе.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере международных отношений.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, моделирование.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Участие ТНК в международных процессах
1.1. ТНК как инструмент мягкой силы государств
Под ТНК понимаются «международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли» [5, c 591].
Основной причиной, объясняющей рост влияния ТНК на мировую политику, является то, что современные ТНК занимают большую часть мирового рынка, активнее всего участвуют в экономических отношениях, причем не просто участвуют, но и оказывают влияние на мировую экономическую систему и других ее участников. Фактически, наиболее влиятельные ТНК сегодня превратились в ведущие центры выработки и принятия политических решений, влияющих как на политику национальных государств, их союзов и коалиций, так и имеющих (довольно часто) наднациональный характер.
В случае, если речь идет о международных отношениях, ТНК занимают лидирующие позиции среди других (в основном, негосударственных) участников этих отношений (на первом месте все же по-прежнему остается классическое национальное государство) [2].
Роль ТНК в мировой политике - одна из самых интересных тем для обсуждений и изучения, так как сами ТНК исторически появились сравнительно недавно и быстро начали набирать влияние в мировом политическом процессе. Интересны эти корпорации также тем, что это одни из первых неправительственных организаций, которым удалось добиться такого могущества, обладать таким влиянием, хотя подобные компании в единичных количествах существовали и в более ранние времена.
Термин «мягкая сила» впервые ввел в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най вначале 1990-х гг. Он определил «мягкую силу» как способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение (военное и экономическое) [10, c 108].
Компонентами «мягкой силы» в политике являются:
-культура страны;
-национальные идеалы и внутренняя политика;
-публичная внешняя политика.
Бизнес всегда опирался именно на «мягкую силу», поскольку собственно принуждение на уровне экономических решений малоэффективно.
По аналогии с тремя источниками «мягкой силы» государства, выделенными создателем этой концепции Дж. Наем, - культура страны, ее политические ценности, ее потребительские предпочтения - можно выделить три источника «мягкой силы» корпорации: концепцию позиционирования (имидж/бренд компании), информационную политику, гражданскую ответственность[10, c 112].
Составляющие «мягкой силы» можно разделить на три блока:
1.Политические ценности и институты. Сюда относятся такие феномены, как десятилетиями пропагандируемые Западом концепции демократических выборов, многопартийности, прав человека, либеральной рыночной экономики. Сами формулировки данных подходов достаточно универсальны и на первый взгляд подходят для любого общества. Сюда же можно отнести благотворительные фонды, деятельность которых призвана способствовать повышению общей привлекательности, как указанных ценностей, так и страны их происхождения.
2.Культурные ценности. К данному разделу можно отнести все привлекательные для других достижения страны в культурной сфере: музыка, кинематограф (Голливуд, Болливуд, популярные в странах СНГ советские мультфильмы), театральное искусство, живопись, историческое наследие, язык и литературные произведения.
3. Сфера потребления. В современных обществах потребления важную роль играет идеологическая составляющая потребительских товаров. Известные международные марки, бренды создают собственную ценностную систему, которая может оказывать значительное влияние на сознание и культуру потребителей. Coca-Cola, McDonald's, Microsoft, Apple, IKEA [11], одежда различных известных домов моды становятся косвенными проводниками ценностей, отстаиваемых, с одной стороны, странами их происхождения, с другой - посредством собственных определений миссий компании и корпоративной культуры.
Качественный товар, несущий на себе отпечаток страны происхождения, становится носителем не только потребительской ценности, но в значительной степени материальным воплощением ее духовного потенциала.
Формируя собственную «мягкую силу», западные транснациональные корпорации оказываются автономными агентами влияния стран своего происхождения. ТНК как инструмент «мягкой силы» своих стран тем более опасны, что их влияние бывает косвенным, неосознанным, особенно в рамках широко навязываемой Западом остальному миру либеральной экономической модели, якобы подразумевающей необходимость свободы от идеологических догм, а на практике изобилующей выработанными англосаксонской политэкономической мыслью штампами в области экономического, политического и гражданского поведения. Показательно, что самые дорогие международные бренды - детище Соединенных Штатов и их высокотехнологических отраслей.
Создание инструментов «мягкой силы» - длительный и дорогостоящий процесс. Обычно ее элементы вызревают годами, плохо поддаются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адам Ш. М. Место и роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике // Молодой ученый. - 2017. - №11. - С. 183-186.
2. Арсеньев М.С. Транснациональные корпорации // Российский экономический журнал. – 2017. – №12.
3. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. МЭиМО. 2018. №11. - 20 с.
4. Ганюшкина Е.Б.. Влияние глобализации на формирование международного экономического права // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2016. – № 4. – С. 465-475.
5. Киселев А.Е.. Совершенствование классификации подходов к стратегическому управлению государственными корпорациями в современных условиях // Национальная безопасность / nota bene. – 2018. – № 4. – С. 591-599.
6. Ленский Е. В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: Экономика и жизнь. 2015. - 144 с.
7. Лукьянович Н. Направленность и последствия политической деятельности транснациональных корпораций // Экономист, № 5, Май 2016, C. 3-13
8. Медведев В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. 2014 №2. С. 3-10.
9. Многоликая глобализация. Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона: пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой; под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 379 с.
10. Най Дж.С., мл. Будущее власти: пер. с англ. В.Н. Верченко / Дж.С. Най, мл. - М.: АСТ, 2014. - 444 с.
11. Овчинников Г. П. Международная экономика: учеб. пособие. СПб.: Полиус, 2016. - 87 с.
12. Сургуладзе В.Ш. Маркетинговые инструменты на службе транснациональных корпораций: глобальный брендинг как элемент «мягкой силы» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2016. № 1. С. 37-44.
13. Терновая О. А.. Публичные компании в странах Европейского союза и публичные общества в России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law. – 2017. – № 3. – С. 428-433.
14. Трифонова И. В. Роль транснациональных корпораций в глобализации мировой экономики // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 243-245.
15. Фельдман П.Я.. Международный лоббизм в условиях глобальной дестабилизации // Международные отношения. – 2015. – № 3. – С. 336-340.
16. Холдоров О.Н. Место и роль нетрадиционных акторов в мировой политике // Вестник Поволжского института управления. 2017. № 1. С. 38–44.
17. Шимаи М. Государство и транснациональные компании. [Электронный документ] / Международный журнал "Проблемы теории и практики управления". № 4/99. URL: http://vasilievaa.narod.ru/10_4_99.htm (дата обращения 08.05.2019)
18. Aggarval R., Berrill J., Hutson E., Kearney C. What is multinational corporation? Classifying the degree of firm-level multinationality // International Business Rewiew. 2017. № 20. P. 557–577.
19. Annuire de l'Institut de Droit international. Paris, 2016. P. 173.
20. Carasco E.F., Singh J.B. Towards holding transnational corporations responsible for human rights // European Business Review. 2016. № 4. P. 432–445.
21. Kaufman S. Approaches to Global Politics in the Twenty-First Century. A Review Essay IIInternational Studies Review. Summer 2015. P.98.
22. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - Public Affairs, 2014. - 191 p.
23. Shell knew. Emails show senior executives at UK’s biggest company knew it was party to a vast bribery scheme // Global Witness. 2017. P. 102.
24. Soft Power Superpowers: Cultural and National Assets of Japan and the United States / eds. Yasushi Watanabe, David L. McConnell. - Routledge, 2015. - 296 p.
25. Wallerstein I. Peace, Stability, and Legitimacy, 1990-2025/2050II Fall of Great Powers: Peace,Stability, and Legitimacy. Oslo, 2015.