Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день мусульманское право продолжает быть одной из крупных правовых систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульманами. Многие государства мусульманского мира сохранили верность традициям ислама, и это прямо закреплено в их законах, а часто даже в конституциях.
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых - неразрывную) связь юридических (предписаний с мусульманской догматикой (богословием), (нравственными нормами, (правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.
Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению.
Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам - это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией.
Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства.
Среди Российских ученых также утвердилось мнение о характерном для ислама неразрывном единстве религиозных и правовых норм. Например, А. Ф. Шебанов, рассматривая мусульманское право, называет его положения «религиозно-юридическими» нормами. И. Петрушевский характеризует богословие и право в качестве двух отраслей мусульманского «религиозного закона» (шариата).
Объектом исследования является взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама.
Предметом исследования являются нормы мусульманского права.
Цель курсовой работы – рассмотреть право в современных исламских государствах.
Задачи:
- определить возникновение и распространение исламского права.
-дать характеристику источникам исламского права .
- выявить главные противоречия течений ислама.
- исследовать государственно-правовую модель ислама.
- проанализировать функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере теории государства и права.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Формирование правовых систем исламских стран
1.1. Возникновение и распространение исламского права
Современные правовые системы ближневосточных исламских стран представляют собой результат эволюции права в этих государствах, продолжительность, которой насчитывает много столетий. Право, действующее на мусульманском Ближнем Востоке, часто освещается на основе анализа его источников, самыми важными из них являются исламское право, местное обычное право и те законы европейского происхождения, которые были навязаны или стали применяться, начиная с колониального периода в разных ближневосточных нациях[1].
Исламское право стало действовать в регионе по мере арабских завоеваний, начавшихся в VII в. Впоследствии Ближний Восток находился под властью Османской империи (Порты) (1453-1922), в которой применялось османское право, также основанное на исламском праве. В первой половине XX в. страны Ближнего Востока находились под контролем Великобритании и Франции в качестве подмандатных территорий, и это обстоятельство также оказало свое влияние на формирование правовых систем этих стран. Западные принципы права был внедрены в регионе как результат колониальной политики Франции и Великобритании, в меньшей степени других европейских стран, и они стали доминировать в гражданском, коммерческом и уголовном праве [2].
На формирование правовых систем ближневосточных стран огромное влияние оказал Ислам, который распространялся вместе с исламским правом в VII-IX вв. по мере расширения границ Арабского халифата в результате захвата все новых и новых территорий. Ближний Восток стал частью исламского мира, где стало действовать исламское право (Шариат).
Исламское право (Шариат) является третьей по своему значению правовой системой в мире после европейского континентального права и общего права. Исламское право представляет собой правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем Пророка Мухаммада (570-632).
В 20-30-е гг. VII в. завершилось объединение мусульманской религиозной общины, руководимой Мухаммадом, было создано государство в Мекке. После его смерти в 632 г. начался процесс образования Праведного халифата[3]. Когда Мухаммад умер, только западная часть Аравии была мусульманской, но уже через два года весь полуостров стал мусульманским, и арабские армии двинулись в пустыню между Сирией и Месопотамией.
В период правления первых четырех праведных халифов[4] (632-661), считавшихся преемниками Мухаммада, в состав Рашидунского халифата вошли обширные территории Аравийского полуострова, Месопотамии, Палестины, Сирии, Персии, Египта. Шииты не признавали власти халифов и у них была своя династия верховных имамов.
Затем власть перешла к Омейядам - династии арабских халифов, правившей в Дамасском халифате с 661 по 750 г. К владениям Арабского халифата были присоединены Северная Африка, Пиренейский полуостров, Средняя Азия и другие территории. Омейяды вели напряженную войну с Византией. Арабский язык был объявлен государственным. Арабская племенная знать, принимавшая участие в военных походах, захватила огромные земельные владения. Население на захваченных землях было обложено земельным налогом - харад-жем, не мусульмане платили еще подушный налог - джизъю.
Недовольные политикой Омейядов подняли в 747 г. восстание в городе Мерве. В 750 г. Омейядов свергли, а почти вся династия была истреблена. К власти пришла династия Аббасидов. Аббасиды властвовали в Багдадском халифате с 750 по 1258 г. Они претендовали на свое происхождение от Аббаса, дяди Пророка Мухаммада. Основателем династии был халиф Абу аль-Аббас, которого звали ас-Саффах, что значит «щедрый». Второй халиф Мансур (754-775 гг.) основал город Багдад и сделал его столицей халифата. К середине X в. халифат распался на несколько отдельных государств. Только территория Месопотамии осталась под властью Аббасидов[20].
Непоправимый удар багдадским Аббасидам нанесли армии монголов, которые в 1258 г. разрушили Багдад. Монгольский хан Хулагу казнил халифа Мустасима. Некоторым представителям династии Аббасидов удалось скрыться в Египте. Одного из них мамлюкский султан Египта Бейбарс признал халифом, приняв его в свой придворный штат. Аббасиды существовали в Каире на положении первосвященников до 1517 г., когда турки завоевали Египет.
Важнейшим последствием арабских завоеваний стало обращение в исламскую веру населения завоеванных стран и применение исламского права. Считается, что в идеале жизнь мусульман должна подчиняться исламскому религиозному праву - Шариату. Буквальный смысл слова «шариат» - «путь», «образ действий», «путь, который ведет к роднику». В переносном значении - это «яркий путь, которым нужно следовать и соблюдать».
В основе исламского права лежат соответствующие религиозные предписания Корана и Сунны (свода преданий о Пророке Мухаммаде и его сподвижниках). Это первый уровень источников исламского права. Второй уровень составляют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной.
Третий уровень - кодифицированные своды норм традиционного исламского права. Четвертый уровень - светское законодательство мусульманских государств, отражающее, хотя и в разной мере, исламские
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. - 2013. - 52 c.
2. Аляутдинов Ш. А. Мусульманское право. 1-2 уровни / Ш. Аляутдинов. - М.: Диля, 2015. - 496 c.
3. Быкова Е.В. Ислам, мусульманское право и общечеловеческие ценности // Международное публичное и частное право. 2015. N 4. С. 21 - 25.
4. Воробьев М.В. Ислам и семья. - М., 2014. - 102 c.
5. Давид, Р. Основные правовые системы современности /пер. с фр. И вступит ст. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 2015. - 94 c.
6. Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права. 2009. N 7. - 17 c.
7. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права: Учебное пособие. Под общей редакцией Шапиева СМ. доктора юр. наук, профессора кафедры уголовного права и криминологии ДГУ Махачкала. 2012. С. 90.
8. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. СПб., 2016- 46 c.
9. Кибальник А. Преступление и наказание в доктрине мусульманского уголовного права // Уголовное право. 2007 № 1- 12 c.
10. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть: учебник для бакалавров / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 22 с.
11. Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. М.: Издательство НОРМА, 2012. - 117 c.
12. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 2015. - 96 c.
13. Мусульманское право. Библиографический указатель. - М.: Марджани, 2016. - 320 c.
14. Рассказов Л.П., Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. N 1. С. 24 - 26.
15. Расулула Мухаммад. Коран. Переводчик: Магомед-Нури Османов Издательство: Диля 2016г. - 136 c.
16. Рене Д., Жоффре-Спинози К. Правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2015. - 70 c.
17. Рукайя Максуд. Религии мира. Ислам. Москва, 2014. - 93 c.
18. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. - М., 2013. - 60 c.
19. Санаи, Мехди Мусульманское право и политика. Учебное пособие / Мехди Санаи. - М.: Садра, 2014. - 873 c.
20. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 2012. - 48 c.
21. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право. Государство и право. 2015. № 8. - 12 c.
22. Уголовное право зарубежных стран. Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. М.: 2009 - 336 с
23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 2014. - 195 c.
24. Хутыз Р.А. Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права // Общество и право. 2012 N 4. С. 151 - 155.
25. Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. - Спб., 2012.С. 119.