Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экскурсионные услуги и туризм выступают как часть культурной и социально-экономической жизни общества, обладают организационными формами и технологиями. Экскурсионные программы всегда находятся в сфере туризма. Но экскурсия может являться самостоятельной единицей, в роли процесса познания окружающей реальности. И.М. Гревс, который много сделал в дореволюционной России для развития экскурсионного метода обучения, писал: «зачастую то, что из устной беседы и книги может быть приобретено только медленно и в сознании ложится туманным пят-ном или неопределенным и отвлеченным понятием, то в экскурсии озаря-ется при помощи яркого света, превращается в отчетливый образ…»
И поэтому не случайно в России, а далее в Советском Союзе, экс-курсии, как метод и форма приобретения знаний, стали активным образом применяться во всех видах обучения. Помимо этого, экскурсионные услу-ги выступают в роли неотъемлемой части туризма. Практически каждый из туров предусматривает проведение экскурсий (за исключением сложных спортивных, рыболовных и охотничьих туров).
В данное время правительствами Санкт-Петербурга и Москвы по-ставлены задачи активного продвижения на рынке туристских услуг двух столиц. К примеру, является одобренной и воплощается амбициозная про-грамма, по которой Санкт-Петербург за пять лет должен находиться в пя-терке самых крупных туристских центров Европы и начать прием до 5 млн. туристов в год. Аналогичные программы имеют многие регионы страны и Москва.
Цель работы – исследование развития экскурсионной деятельности в России.
Задачи работы:
- произвести обзор литературных источников;
- изучить экскурсоведение как науку;
- изучить понятие и содержание пешеходных экскурсионных маршрутов по городу;
- изучить основные этапы разработки экскурсионного маршрута;
- дать классификацию пешеходных экскурсионных маршрутов;
- изучить экскурсии как вид деятельности, как форму общения;
- изучить характеристику и прогнозы развития ситуации в россий-ском туризме, обзор рекреационных зон России;
- создать пример разработки экскурсионного маршрута по Крас-ноярску.
Глава 1. Обзор литературных источников
1.1 Экскурсоведение как наука
Экскурсоведение — наука, изучающая сущность и формы экскур-сий, историю их развития и совершенствования, методику разработки и проведения, педагогическую и психологическую стороны экскурсий. Экс-курсоведение является основой для всей экскурсионной деятельности, по-могает организовать экскурсионную работу на профессиональном уровне, разрабатывать учебные планы для подготовки специалистов в этой обла-сти, развивать новые направления внутреннего и въездного туризма.
Экскурсионная деятельность занимает значительное место в куль-турологической области, или в сфере экологии культуры, как назвал по-знавательную сторону народных традиций академик Д.С. Лихачев.
В России за прошедшее столетие сложилась профессиональная школа экскурсоведения, в рамках которой получили знания и навыки сот-ни специалистов.
История экскурсоведения. Основы экскурсоведения как науки были заложены около 100 лет назад, в 1918 г., когда в стране были открыты три исследовательских института: Центральный музейно-экскурсионный ин-ститут в Москве, Экскурсионный отдел в Институте методов внешкольной работы, научная организация в Петербурге, занимавшаяся разработкой теоретических основ экскурсоведения.
Новая наука условно развивалась в трех основных направлениях:
- естественном с пятью секциями — почвенно-геологической, бота-нической, зоологической, гидробиологической и географической;
-гуманитарном с тремя секциями — культурно-исторической, этно-графической и художественной;
- техническом с четырьмя секциями — экономической, энергетиче-ской, промышленной и благоустройства населенных мест.
Главная цель деятельности исследовательских учреждений состояла в изучении теоретического и практического опыта, накопленного турист-скими организациями за время существования экскурсионного дела, и разработке методической основы для его развития.
В 1921 г. в Петрограде состоялась первая в России конференция, на которой рассматривались вопросы методики проведения экскурсий, дея-тельности туристских и в первую очередь экскурсионных организаций, особенности работы среди школьников и взрослого населения страны. В работе конференции приняли участие 180 работников образования, со-трудников музеев. Впервые на естественно-исторической секции был под-нят и сегодня злободневный вопрос об охране природы во время экскур-сий. На этой и последующих конференциях были заложены основы экс-курсоведения как науки.
Теоретической основой новой науки стало краеведение — изучение отдельных местностей и их исторических и природных особенностей. Ста-новление науки экскурсоведения совпало с развитием науки краеведения, поэтому большая часть экскурсий в нашей стране на протяжении многих десятилетий строилась на краеведческой основе.
Задача краеведов состояла в выявлении и регистрации интересных исторических, археологических, архитектурных, природных, литератур-ных объектов на территории региона. На основе этих данных работники музеев и экскурсионных бюро создавали новые маршруты к вновь выяв-ленным и описанным объектам.
Краеведческие организации регулярно проводили лекции, на кото-рых рассказывалось об уникальности того или иного объекта и памятника, оказывали помощь школам в организации экскурсий, объявляли конкурсы материалов, собранных во время экскурсий. Такая работа стала одной из основ развития экскурсоведения в СССР в 1920—1930-е гг.
Особенностью отечественного экскурсоведения является непремен-ная привязанность экскурсий к историческим местам и событиям, а также к знаменательным датам нашей истории. Каждый период истории характе-ризовался экскурсиями особой направленности: в 1930-е гг. были разра-ботаны экскурсии к 15-й годовщине Октябрьской революции, к 30-й го-довщине Первой русской революции 1905 г. В конце 1940-х — 1950-е гг. большинство экскурсий посвящалось событиям Великой Отечественной войны — экскурсии по памятным местам, бывшим госпиталям, музейным экспозициям. В 1960-е гг. возросло число промышленных экскурсий, ста-вивших своей целью профориентацию учащихся. В последующие десяти-летия самой популярной формой экскурсии стала обзорная городская с показом самых интересных мест в городе. Все эти моменты отразились на развитии экскурсоведения в нашей стране, наложили на него особый отпе-чаток историчности и патриотизма.
В 1970-е гг. впервые была разработана научная программа для преподавания курса «Основы экскурсоведения» на факультетах обще-ственных профессий, созданных в университетах страны. В последующие годы на многих факультетах были открыты отделения для подготовки экс-курсоводов на основе теоретических и практических наработок науки экс-курсоведения.
В 1992 г. преподаватель Российской международной академии ту-ризма Б.В. Емельянов издал 3-томное учебное пособие «Экскурсоведе-ние», включившее все составные части экскурсоведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Закон РФ от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-ный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федера-ции».
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Дельта, 2014. – 320 с.
3. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.: Инфра-М, 2013. – 248 с.
4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. М.: Инфра-М, 2013. – 194 с.
5. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятель-ности. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
6. Ильина О.В., Левина М.А. Современное состояние Российского турист-ского рынка. // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12.
7. Квартальнов В.А. Туризм: История и современность Избранные произ-ведения: в 4-х томах. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 480 с.
8. Королёва Н. В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. // Вестник Адыгейского государственного универ-ситета. - Серия 5, 2015.
9. Проблемы законодательного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации // Аналитический вестник Со-вета Федерации ФС РФ. - 2014. - № 25.
10. Соколова М.В. История туризма. - М.: Мастерство, 2013. – 352 с.
11. Савина, Н.В. Экскурсоведение: учебное пособие / Савина Н.В.,
Горбылёва З.М. - Минск: Искра, 2004 г. — 288 с.
12.Скобельцина, А.С., Технологии и организация экскурсионных услуг / Скобельцина А.С., Шарухин А.П. - М.: Академия, 2012. — 192 с.
13. Советский энциклопедический словарь/ под редакцией Прохорова А.М. - М.: Большая Российская энциклопедия , 1982 . - 87 с.
14. Тимохина, Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов / Т.Л. Тимохина. - М.: Инфра — М, 2016. — 352 с.
15. Ушаков, Д.С. Технологии въездного туризма / Д.С. Ушаков. — М.: ИКЦ МарТ, 2016. — 384 с.