Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Радио играет одну из ключевых ролей в развитии СМИ на территории Российской Федерации в 21 веке. Такие свойства как массовость радиовещания, определенная политическая независимость предали радио широкой огласке. В некоторых отдаленных регионах нашей страны, особенно заметна важность радиовещания, относительно телевидения в плане административного управления.
Согласно исследователям, в последнее время наблюдаются изменения формы и функций радиовещания. Растет количество развлекательных передач в сетке радиоэфира. Активное развитие рыночных отношений и открытие новых «коммерческих» радиостанций, следующих интересам аудитории, способствует этому. Получаемых доход таких радиостанций полностью зависит от рекламы и спонсоров, которые несомненно связаны с рейтингом и способностью привлечь более новую, целевую аудиторию к прослушиванию передач.
Согласно социологическим исследованиям, рейтинг эфира зависит от наличия развлекательных компонентов, чья роль, безусловно, растет во всех средствах массовой информации. Утренние шоу помогают поднимать рейтинги станциям и увеличивать их популярность.
На музыкальном радио ему отводиться определенная роль, поскольку от качества наполнения утренней сетки зависит имидж радиостанции, ее популярность и, непосредственно, рейтинги.
Следуя вышесказанному, актуальность нашего исследования определяется популярностью утреннего шоу на радио и практически абсолютным отсутствием теоретического осмысления феномена утреннего шоу на радио. На сегодняшний день, мало кто из исследователей поднимал вопрос относительно данного вида программы в сетке радиовещания. Однако, необходимо проводить исследования данного типа, поскольку утреннее шоу как программа крайне популярно на коммерческих радиостанциях в нашей время.
Утреннее шоу помогает наиболее успешно реализовать одну из базовых функций радиовещания - «развлечение».
Цель исследования — провести конкретный анализ и сравнить утренние развлекательные шоу на нескольких популярных радиостанция на территории Российской Федерации.
Перед нами были поставлены следующие типы задач:
1) Изучение структурных характеристик утреннего шоу;
2) Формулировка типологии утреннего шоу;
3) Рассмотрение функции ведущего в качестве модератора утреннего эфира;
4) Выявление основных элементов в программе утреннего шоу
5) Осуществить сравнительный анализ утренних радио шоу.
Объектом исследования выступает радиопрограмма, под названием «утреннее шоу».
Предмет исследования составляют тематические, содержательные и структурно-композиционные элементы утреннего радиошоу.
В своём исследование мы использовали следующие методы:
1) Сравнительно-сопоставительный (для проведения сравнений популярных программ утренних радиошоу);
2) Многоступенчатый анализ;
3) Наблюдение;
4) Описание;
5) Набор статистических методов для верификации данных после проведенного анализа.
Для теоретической основы исследования были использованы труды историков радиовещания и теоретиков средств массовой коммуникации, таких как В.В Смирнова, А.А Шереля, М. Набоковой, В.Н Ружникова, С.Г. Корконосенко, И.Н. Тхагушева, Е.Г. Сомовой, Б. Д. Гай- маковой, Л. Д. Болотовой, Г. С. Мельник и К.Ю. Новикова, практиков радиовещания А.В. Бубукина, Д.Н. Губина, А. Аллахвердова, С. Мерцалова, Я. Усольцевой.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения и библиографического списка.
В библиографический список вошло 16 наименований.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УТРЕННЕГО ШОУ И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Радиовещание как современный канал коммуникации
В 20 веке телевидение играла одну из главных ролей в жизни граждан. По своей наполняемости оно не уступало таким зрелищными видами искусств, как театр, эстрада и кино. Аудиокультура (грамзапись) также ушла на задний план. Однако, многие исследователи выделили несколько парадоксов в становлении СМИ как системы в целом, так и отдельных ее элементов. Наиболее заметны данные парадоксы были в ведущих мировых державах, одной из которых и выступали Соединенные Штаты Америки.
Уже в 1959 году, во время «телевизионного бума» в США было зарегистрировано 3879 радиовещательных станций различной мощности. Активно работали свыше 900 телестанций. Основную прибыль компании получали с рекламы. Стоимость рекламы непосредственно зависело от рейтингов и масштаба охватываемой аудитории.
Уже в начале 70-х годов европейские специалисты пришли к выводу, что значительное снижение интереса к радиопрограммам не вызвано активным ростом популярности телепередач на телевидении.
Уже в 80-х годах прошлого столетия, социологи опубликовали следующие результаты исследования, где 90% жителей на территории СССР выбирают радио (на первом месте по популярности лидируют газеты), нежели телевизионное вещание.
История помнить событие, когда одна из европейских газет, печатавших расписание сетки вещания ТВ, выдала в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной телевизор новой модели, но затем из-за множественных обращений читателей заменила его стереофонический радиоприемник.
Однако не все ученые стояли на стороне радиовещания. Так, немецкие исследователи, пророчили, как минимум, глобальное сокращение радиовещания вообще. Но как показала жизнь, они глубоко ошибались. Массовость и рост радиовещания увеличивались параллельно с ростом телевидения, однако структуру терпела резкие изменения. Проследив эволюцию радиопрограмм в эфире радио СССР, можно прийти к выводу, что коммерческие станции значительно лидировали по сравнению с параметрами Всесоюзного радио. Темпы роста были обусловлены измененной тематической палитрой передач, нежели у однотипной сетки вещания государственного радио.
Так почему же радио всё-таки остается привлекательным для аудитории, вне зависимости от жесткой конкуренции в современном мире СМИ? Я.В. Усольцева выделяет следующие природные свойства радиовещания, поддерживающие его жизнеспособность:
1) Оперативная структура радио, в сравнении с другими источниками СМИ [1]. Радио журналисты обладают техникой, способной без предварительной подготовки давать эфир из любой точки мира и вещать о любом событии с высокой оперативностью. К микрофону приглашаются активные участники события, государственные деятели, авторитетные личности, эксперты из разных научных областей, выступающие в роли комментаторов. Согласно мировой и российской практике, радио во всём опережает прессу и телевидение.
2) Наиболее комфортный источник информации для восприятия, по сравнению с другими источниками СМИ. Процесс восприятия радио информации не требует от повседневных дел, он легко совмещаем с рабочим процессом, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, готовкой еды, стиркой и т.п.). Большую часть аудитории радио, составляют автомобилисты и их пассажиры, они отдают особое предпочтение музыкальным программам, новостным выпускам.
Кроме этого, многообразие интересов данной аудитории способствовало существенное расширение жанрово-тематических
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Диссертация на тему: Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Автор научной работы: Усольцева, Яна Владимировна Ученая cтепень: кандидат филологических наук
2. Раскатова Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: дисс. канд. филолог. наук: защищена 22.12.2005: утв. 26.06.2006 / Е.Р. Раскатова. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2005. – 179 с.
3. Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. – М.: Наука, 2005.
4. Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России: Государственное и независимое вещание / С.В. Беляев, В.И. Коробицин. – М.: Пласт – 1500 и др., 1995.
5. Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Дис. канд. филолог. наук /
6. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития/ Под общей редакцией О.Я.Ермолаевой, А.В. Шарикова. – М., 2011. – 72 с.
7. Мельник Г.С. Профессиональное общение в журналистике [Текст]: учебное пособие/ Г.С. Мельник, СПБ.: роза мира, 2009. - 206 с.
8. Сомова, Е.Г. Руководство начинающему арт-джею [Текст]: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Сомова, Кр-р.:изд-во КСЭИ, 2009. - 45 с.
9. Усольцева Я. В. Специфика работы ведущего утреннего шоу на радио/ Я.В Усольцева// Журналистика в 2005 году трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном
10. Кривоносов, А.Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего (к постановке проблемы)[Текст]:А.Д. Кривоносов// СМИ в современном мире.-тез. докл. СПБ, 2009, с. 200
11. Набокова, М. Интерактивность на радио [Электронный ресурс]: М. Набокова // Рекламные технологии. Радиотехнологии. Масс-медиа. — Бишкек (Кыргызстан), 2007- . - Режим доступа: http://zonekg.narod.ru/radio/ interaktiv.htm.
12. Сухарева, В. Отечественное вещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997). Отечественное радио в современных условиях Ч. 1 [Текст]: В. Сухарева.- М., 2008. - 28 с.
13. Сладкомедова Ю.Ю. РСН: новый радийный формат культурного содержания в условиях нового государства// Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 5. С. 208-218.
14. Чернобров П. Использование SMS в средствах массовой информации и коммуникации// Медиальманах. 2007. № 5. С. 9-9.
15. Бубукин, А. В. Эфирные тайны [Текст]: учебное пособие / А. В. Бубукин. — Новосибирск: Издательство «FM - реклама», 2010. - 148 с
16. Ткачев О.Г. Современные проблемы творческой личности радиожурналиста (на примере программ пензенского радио) //Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2008. № 5. С. 99-105.