Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Изучение любого направления даёт полное представление о развитии истории искусств. Многие современные художники и дизайнеры продолжают традиции авангарда, в том числе и одной из его отраслей - кубизма, интерпретируя их в современном ключе. В авангардизме акцент делался не на реальном изображении предметов или явлений, а на том, как мы их ощущаем. Представители кубизма исходили из убеждения, что все предметы или явления можно представить в виде массы геометрических форм. Это направление отражает философские и эстетические идеи того времени.
Термин «Кубизм» появился в 1908г., мне известны две версии его появления. По первой, термин появился после того, как Анри Матисс, увидев пейзажи «Дома в Эстаке», написанные Жоржем Браком, воскликнул: «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques); по второй - после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами». Насмешливое название вошло в обиход, но, акцентируя внимание на внешних признаках, оно уводило от подлинной новизны метода и художественного мышления.
Объектом исследования является кубизм как направление в искусстве начала ХХ в.
Предмет исследования – содержание кубизма как проявления раскола в художественной культуре ХХ в. и отражения декадентства.
Цель исследования – характеристика кубизма в объективно-исторических условиях его появления и существования.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика условий возникновения кубизма.
2. Анализ общих черт кубизма как направления в искусстве декадентства.
3. Периодизация кубизма (сезанновский, аналитический и синтетический этапы).
Глава 1.Кубизм как направление декадентского искусства
1.1.Условия возникновения кубизма
В начале ХХ в. происходили глобальные изменения в сознании людей в связи с революциями и мировыми воинами, что повлияло на многочисленные нововведения в искусстве. Художественная культура разделилась на различные движения. Одни движения продолжили и обогатили классические традиции, другие стремились к разрыву с прошлым и созданию новой экспрессивной системы, которую они основали на собственных идеях и взглядах. В это время появляется авангардизм - совокупность абсолютно новых течений в искусстве [4, с. 116].
Самую глобальную революцию в изобразительном искусстве произвели представители кубизма, изображая реальность через примитивные геометрические фигуры. На картинах в стиле кубизм изображено не видение художника того или иного предмета, явления, человека и т. д., а то, как художник его воспринимает. В данном направлении работали не только живописцы, но и скульпторы, керамисты и архитекторы. Современные художники и дизайнеры активно пользуются наследием кубизма в своих работах и проектах.
Представители многих отраслей авангардизма стремились к плоскостному изображению и выразительному колориту. Радикальную революцию в изобразительном искусстве произвели кубисты, провозгласившие новейший подход к реальности [8, с. 274].
Кубизм зародился во Франции, встречается преимущественно в живописи, однако, существуют также его объёмные воплощения [7, с. 166]. Вдохновлялись кубисты простыми, но интригующими стилями африканской, полинезийской, микронезийской культурами. Для направления характерны тяготение к аскетичности цвета, строгие геометрические формы и элементарные мотивы, такие, как: утварь, дом, дерево [2, с. 713].
Возникновение кубизма связано с творчеством французских художников Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В 1907 г. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» и познакомился с Браком. В Париже, в этом же году, была устроена большая ретроспективная выставка Поля Сезанна, творчество которого и явилось исходным пунктом в становлении кубизма. Вместе с Браком Пикассо занялся проблемой трёхмерного изображения, пытаясь создать из пейзажей, портретов, натюрмортов геометрические, разделённые на систему плоскостей структуры [3, с. 315]. Пикассо и Брак вписывали в свои картины какие-либо буквы или слова. Они не соответствовали содержанию, но помогали зрителям лучше понять замысел художника [2, с. 713].
В направлении «кубизм» одним их наиболее значимых авторов является французский художник Жорж Брак. В своих работах он изображал отдельные предметы с разных углов, нарушая традиционную для академической школы центральную перспективу. Новаторство решения работ Жоржа Брака заключается в том, что он изображал один и тот же предмет в нескольких ракурсах одновременно. «Я не художник-революционер. Я не ищу исступления. Порыва мне достаточно. Я люблю правило, которое умеряет эмоцию», - утверждает Жорж Брак. В работах автора, можно увидеть ту грань, которая отделяет его от классической французской школы, приобщая к абстрактному беспредметному искусству. Художественные образы в работах Жоржа Брака приобретают характерный символический смысл, определяя связь между названием и общим композиционным решением. В раннем периоде творчества автора ярко выражены такие художественные особенности как объем на плоскости, декоративность, лаконичность линий и форм. Примером является работа «Натюрморт с чайником» в которой Жорж Брак разрушает привычные образы предметов, путем разбития их на отдельные пространственные формы, имитируя технику аппликации и коллажа. Его главной задачей в творчестве было стремление к абстрагированию форм, к разнообразию фактуры и использованию различных графических техник с включением кусков бумаги, дерева, песка. Типичным для творчества автора и для своего времени новаторским считается использование различных декоративных техник и надписей в одном произведении.
Отличительной чертой работ Ж. Брака является декоративная насыщенность, конструктивность в разработке композиции. Под впечатлением работ П. Сезанна и П. Пикассо менялся и стиль Ж. Брака. Самым известным его произведением является «Дома в Эстаке». В работе автор стремился показать не только образ окружающего мира, но и его субъективное видение, поэтому город предстает в виде геометрических форм, сочетающих со сложным техническим исполнением, выраженное в яркой фактуре и объеме. Основой цветового решения является заимствование «сезанновской» гаммы, а именно приглушенных желтовато охристых, зеленых и серо-голубых тонов. Необходимо отметить что выражение «кубы» появилось вслед мнениям критиков, которое дало название новому направлению кубизм. Это концепция прослеживается в работе «Дома в Эстаке» Ж. Брака.
Опираясь на исследования теоретиков отметим, что в кубизме изображения в формате не зависят друг от друга ни по месту расположения, ни по цвету, ни по форме. Главной задачей направления является не только изображение предмета, но и цвет, и даже сама форма, возможности которой ограничиваются только кубом с его резкими гранями и углами. Ж. Брак использует сдержанную гамму глухих тонов, при помощи корой формы рассекаются на мелкие призматические грани.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борзова Е. П. История мировой культуры. - СПб.: Лань, 2001.
2. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука, 2010. — Т. 4. - 864 с., илл.
3. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с ит. Котельникова Т. М. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 414 с., илл.
4. История искусства. Художники, памятники, стили / пер. с исп. Сафронова Т. В, Соколова Г. Ю. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 393 с., илл.
5. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. — СПб., 1996. — Т. 1. - 325 с.
6. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1980. - 272 с, илл. - 672 с.
7. Культурология. ХХ век: Словарь / под ред. Левит А. Я. и др. - СПб.: Лань, 1997. - 640 с.
8. Мосин И. Г., Мосин И. И. Мировая живопись: от Джотто до Пикассо / под ред. Троицкий А.О. и др. - СПб.: ООО СЗКЭО «Кристалл», М.: Оникс, 2007. - 320 с., илл.
9. Эстетика: словарь / под ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447