Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Относительно новым элементом экономической политики Российской Федерации в сфере освоения, добычи и эксплуатации месторождений полезных ископаемых и нефти и газа, в частности, стало соглашение о разделе продукции с инвесторами. Согласно данным статистического обзора мировой энергетики 2017 BP (BritishPetroleum) мировое потребление первичной энергии ежегодно увеличивается. При этом крупнейшим в мире рынком роста энергии в течение 16-ти лет подряд остается Китай.
Нефть остается ведущим мировым топливом, что составляет треть мирового потребления энергии. Мировой рост потребления нефти составил в среднем 1,6 млн. При этом все наиболее доступные источники нефти уже разработаны, на сегодняшний день актуальным является вопрос разработки «сложных» месторождений – на континентальном шельфе, в море и вечной мерзлоте. Такие проекты требуют привлечения значительных инвестиций, в том числе иностранных корпораций.
3
Глава 1. История развития законодательства о соглашении о разделе продукции в России
1.1 Становление и развитие законодательства соглашении о разделе продукции
История развития исключительно важна при анализе любого правового института. Специальное инвестиционное законодательство России формировалось в процесс становления и развития законодательства о соглашениях о разделе продукции. Да, и в целом этот процесс проходил в рамках формирования новой правовой системы государства, ведь она должна была соответствовать вступившим в права рыночным отношениям.
При создании в начале 90-х гг. специального инвестиционного законодательства и специального правового режима добычи полезных ископаемых, в том числе с привлечением иностранного капитала, наша страна прошла пусть развития европейских стран с начала 60-х гг. 20 века. Именно в этот период в практику вошли соглашения о разделе продукции, сменившие традиционные концессии. Широкий приток капиталов, как в настоящее время, так и в описываемый период, достигался за счёт предоставления иностранному инвестору льгот, благоприятных условий при добыче полезных ископаемых.
Любопытно, что в период НЭПа в СССР активно используемыми были концессионные соглашения. Декрет СНК 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий» предоставлял концессионеру вознаграждение в виде долей, предусмотренных в договоре, и право вывоза своей доли за границу. Именно концессии в 20-х гг. прошлого века привлекли западный капитал в отечественную горнодобывающую промышленность. Переход к военно-коммунистической системе, к сожалению, стал губительным для существовавших концессионных соглашений .
Концессионные соглашения на тот период являлись традиционными и представляли собой уступку права на осуществление конкретной деятельности, принадлежащего государству, в пользу частного лица. В середине 20 в. концессионные договоры были довольно популярны, но пришедшие в 70-х гг. им на смену соглашения о разделе продукции вытеснили традиционную концессию. Административное, то есть публично-правовое регулирование было вытеснено гражданско-правовым. Такому переходу способствовала рыночная экономика в том числе. До сих пор ряд специалистов относит соглашение о разделе продукции к виду концессионного договора.
Не стоит думать, что соглашение о разделе продукции – это лишь способ привлечения инвестиций. Данный договор является и способом построения международных отношений, отношений между государством и предпринимателем.
Социально-экономический кризис начала 90-х гг. 20 века не оставил нашей стране выбора в вопросе привлечения иностранных инвестиций, ведь инвесторов интересовала одна единственная форма договора – соглашение о разделе продукции.
Рассмотрим, какой путь прошло отечественное законодательство до 30 декабря 1995 г. Закона «О соглашениях о разделе продукции» (Закона оСРП), вступившего в силу 11 января 1996 г.
В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» . Зарубежные инвесторы получили право пользования природными ресурсами России на условиях концессии.
4
21 февраля 1992 года издан Закон «О недрах», упоминающий возможность заключения соглашений о разделе продукции с соответствующими льготами, как иностранным, так и отечественным инвесторам.
В 1993 году был подписан Указ Президента Российской Федерации № 2285 «К вопросу о соглашениях о разделе продукции при пользовании недрами» .
Без закона «О СРП» медленно шли переговоры, например, по проекту Сахалин-4. Зачастую отсутствие законодательного регулирования приводило и вовсе к отказу от переговоров.
Иностранный капитал было возможно привлечь только при совместных предприятиях, но данная форма считалась неперспективной ввиду своей нерентабельности.
Мировая практика подсказывала только один вариант – соглашение о разделе продукции.
Первые соглашения о разделе продукции создавались при отсутствии должного правового регулирования. Само соглашение лишь упоминалось в Законе «О недрах» и Указе «О выдаче лицензий на право использования минеральных ресурсов».
Закон «О недрах», принятый в 1992 г., устанавливал порядок и требования в части государственного регулирования недропользования и, в том числе, в части предоставления участков недр. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» , и письмо Роскомнедр от 01.02.94 № ВО-61/220, зарегистрированным Минюстом России 21.02.94 № 498 устанавливали нормативные положения в вопросе подтверждения прав пользования участками недр, предоставленных юридическим лицам до вступления в силу Закона «О недрах».
Высший законодательный орган должен был утверждать соглашения о разделе продукции, которые принимались после появления на свет Закона «О недрах». Это было необходимо ввиду того, что данные договоры содержали в себе изъятия из российского права. Очевидно, что подобная практика не способствовала распространению соглашений о разделе продукции. Контракты могли согласовываться годами.
1.2 Современное правовое регулирование соглашений о разделе продукции
Рассмотрим, какие положения закона «О СРП» сохранились после многочисленных внесённых изменений и действуют в настоящее время.
Закон «О соглашениях о разделе продукции» содержит перечень оснований, по которым месторождения могут включаться в разрешённые для разработки по соглашению о разделе продукции.
Законом определены механизмы, при помощи которых необходимо определять условия пользования недрами.
Без помощи федеральных законов, то есть без утверждения при помощи них, Правительство РФ имеет право на предоставление для разработки определённые типы «малых» месторождений. Далее не будет пояснять, что предоставляются месторождения на условиях соглашения о разделе продукции, потому что только такие условия и входят в область нашего научного рассмотрения.
5
К соглашениям, которые необходимо утверждать федеральными законами, относятся:
- связанные с использованием участков недр на континентальном шельфе РФ;
- связанные с использованием участков недр в пределах исключительной экономической зоны РФ;
- заключающиеся с конкретным инвестором без проведения конкурсов, аукционов, если это отвечает интересам обороны и безопасности.
Закон предусматривает возможность участия самого инвестора работе по организации соглашения. Ранее была предусмотрена иная норма. По поручению инвестора в работе над соглашением участвовал оператор. Теперь же инвестор перестал быть обязанным прибегать к услугам других лиц. Определённо является большим плюсом для инвестора возможность решения организационных вопросов по проекту.
В обязательном порядке стороны соглашения создают управляющий комитет – п.7 ст. 7 ФЗ «О СРП». До этой нормы мог создаваться орган, координирующий деятельность сторон уже в ходе выполнения работ по соглашению.
Особенно стоит отметить, каким образом закон «О СРП» решил судьбу соглашений, которые были заключены до его вступления в силу. Условия данных соглашений имеют преимущественную силу перед нормами соответствующего законодательства и исполняют по определённым в них условиям.
При этом важно, что упомянутая преимущественная сила условий соглашений действует не на всё законодательство, а лишь на сам закон «О соглашениях о разделе продукции». Например, эти соглашения будут самостоятельно, не подчиняясь закону «О СРП», определять налоговые и таможенные условия.
Скажем и о тех ограничениях, которые содержит закон «О СРП». Эти условия содержать реальные ограничения инвесторов.
Например, процесс утверждения перечней месторождений, разрабатывающихся по соглашениям о разделе продукции. Данный перечень утверждается парламентом.
Законом же определяется и квота по разработке определённого процента полезных ископаемых в режиме СРП. Так, в рамках соглашений могут разрабатываться не более 30 процентов запасов полезных ископаемых, которые являются разведанными и учтёнными государственным балансом.
Привилегии по заключению договоров с компаниями, работающими в рамках соглашений о разделе продукции, предоставлены российским резидентам. Так, 80 процентов работников на подобных проектах должны являться российскими гражданами. От общей суммы заказов на оборудование, технические средства, материалы и любые другие товары, необходимые для работы над проектом по соглашению, не менее 70 процентов должно размещаться на российских предприятиях. В рамках закупки новой техники и внедрения прогрессивных технологий на основе конкурса также в приоритете находятся отечественные поставщики.
Целесообразны ли данные ограничения? Имеются ли дальнейшие перспективы? Для ответа на эти вопросы необходимо рассматривать практику применения соглашений, мнения экспертов.
6
По одной из точек зрения на СРП – это довольно перспективный путь внедрения иностранных инвестиций в добывающие отрасли страны. Ввиду этого факта, совершенствование законодательства должно идти по направлению к увеличению квоты или полного отказа от квоты на разработку полезных ископаемых либо предусмотреть отказ от других ограничений.
По другой точке зрения, СПР – это исключение из правил, поэтому данные договоры должны заключаться только в случае особо капиталоёмких проектов и прежде всего стартовых.
Глава 2. Сущность соглашения о разделе продукции
2.1 Правовая природа соглашения о разделе продукции
Рассмотрим правовую природу соглашения о разделе продукции.
При изучении данного соглашения как разновидности инвестиционного соглашения, выделяется ряд определений, которые даются различными учёными.
Выделяют также широкое и узкое понятия инвестиционных договоров, которые, как мы уже выяснили, будут соотноситься с СРП как род и вид.
Итак, инвестиционные договоры:
- в широком смысле – различного рода договоры, которые связаны с инвестициями и к которым могут относиться и отдельные формы инвестиций;
- в узком смысле – договоры, которые заключаются между частными инвесторами и государствами, принимающими инвестиции.
Мы будем придерживаться второй точки зрения.
А.В. Асосков подчёркивает, что, давая определение инвестиционного соглашения, необходимо делать акцент на предоставлении специального правового режима иностранному инвестору, который выделит этого инвестора из всего списка иностранных юридических лиц, ведущих свою работу на территории данного государства.
Помимо широкого и узкого взгляда на инвестиционные соглашения, в отечественной науке существуют и другие две концепции природы инвестиционных отношений. Данные концепции противоположны.
Первая концепция природы инвестиционных отношений определяет их как договоры публичноправового характера, а значит договоры с административным методом.
Вторая же концепция, что логично предположить, относит инвестиционные договоры к гражданско-правовым.
Мы же отметим существование компромиссных точек зрения. Например, А.Г. Богатырёв считает невозможным прямо и безоговорочно отнести инвестиционные соглашения к одному виду. Свою позицию он аргументирует сложностью и комплексностью отношений, которые регулирую данные договоры .
7
Д.К. Лабин также отмечает особую природу инвестиционных отношений, ввиду которой данные договоры выделяются в гражданско-правовой сфере регулирования.
Инвестор на территории иностранного государства может осуществлять деятельность в двух видах:
1. Соглашения между инвестором, являющимся иностранным лицом, российским лицом с иностранным участием и исполнительным органом власти. Орган власти, в свою очередь, организует налоговую политику таким образом, что инвестору предоставляются определённые льготы, поощрения в обмен на капитал.
Правительство РФ или администрация субъекта РФ при этом определяют уполномоченного на указанные действия отраслевой орган исполнительной власти.
Эти соглашения носят административный характер, хоть и могут включать положения о равенстве сторон соглашения.
Преимущества административно-правового договора заключаются в том, что:
- содержит запрет на одностороннее изменение или прекращение действия договора;
- предоставление налоговых льгот по заявке инвестора посредством одностороннего административного акта.
2. Договор между иностранным инвестором и государством. Предметом данного соглашения является реализация инвестиционного проекта на конкретной территории на протяжение длительного периода времени. Цель подобного договора – извлечение большой выгоды из сотрудничества. К данному виду относится и соглашение о разделе продукции .
Камнем преткновения в соглашении о разделе продукции является разумное государственное вмешательства.
Государственное вмешательство может выполнять при этом несколько функций:
- обеспечение стабильности и экономической безопасности общества за счёт экономического суверенитета и баланса инвестиционной политики;
- функция договаривающейся стороны;
- носитель публичных интересов.
М. Сорнораджа первым высказался о необходимости недискриминационных мер государства в целях защиты интересов общества, окружающей среды, планирования развития земель.
Я. Броунли отмечал, что дополнительное налогообложение ограничения по типу лицензий должны применяться к иностранной собственности. При этом он подчёркивает, что данные меры не являются и не должны расцениваться как неправомерные.
Стоит отметить Договор Энергетической хартии, который Россия временно поддерживала с 1994 г. по 2009 г. Данный Договор устанавливает возможные случаи установления ограничений по отношению к иностранному капиталу. Например, наличие соразмерной компенсации при
8
отчуждении собственности в публичных целях при соблюдении законного порядка и отсутствии дискриминации.
Отметим и другой документ – проект Конвенции Организации экономического сотрудничества «О защите иностранной собственности» от 1967 г. Данный документ признаёт право государств на дополнительное вмешательство в регулирование правового режима инвестора в политических, социальных и экономических целях. Компенсация при применении разумных мер вмешательства государства при этом не считается обязательной.
Международной практикой были определены критерии того, являются ли меры вмешательства государства экспроприацией или разумными мерами:
- степень вмешательства в реализацию полномочий собственника;
- коллизия мер и разумных ожиданий, связанных с инвестициями;
- характер правоприменительных мер.
Международный арбитраж в каждом отдельном случае проводит полное исследование и анализ условий инвестиционного договора для определения того, является ли конкретная мера регулирования косвенной экспроприацией или разумной мерой.
Международное право рассматривает государство как защитника национальных интересов. Во многом инвестиционное сотрудничество зависит от того, насколько развиты правовые институты государства.
Так какой интерес преследуют стороны соглашения о разделе продукции, если заключают данные соглашения даже при такой сложности контракта?
2.2 Юридическая характеристика соглашения о разделе продукции
Считаем, что СРП является смешанным договором, хотя он и не носит в себя явных административно-правовых признаков (например, система выдачи лицензий или осуществление контроля и надзора за недропользованием).
Но тот факт, что государство самостоятельно ограничивает свой суверенитет обязательством невмешательства, что в свою очередь являетсясугубо административно-правовой прерогативой, дает право считать СРП смешанным типом договора согласно ст. 421 ГК РФ.
Таким образом, в СРП органично сочетаются гражданско-правовые и публично-правовые элементы, что не должно сказываться на его характеристике в первую очередь как гражданскоправового договора, поскольку именно гражданским правом регулируется порядок его заключения, действия, изменения и прекращения, а также ответственность за нарушение. Говоря об особенностях соглашения о разделе продукции, следует сперва отметить, что при такой форме взаимоотношений государство выступает как равноправный партнер, то есть такой же, как и сам инвестор .
При концессионных отношениях государство, обладая суверенным правом распоряжаться недрами и при этом, уступая концессионеру свое право осуществлять такого рода деятельность,
9
могло в любое время его отозвать. Споры между государством-концедентом и концессионером возникали не только в связи с аннулированием концессии, но также и по вопросу о праве собственности на добытую концессионером продукцию. Появление в практике именно таких споров и их разрешение привели в конечном счете к появлению соглашений о разделе продукции
Заключение
В настоящей работе был проведен анализ соглашения о разделе продукции, которое представляет собой особый порядок взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и инвесторами в качестве пользователей российских недр.
Дальнейшее развитие договорного недропользования в России требует соответствующего развития и совершенствования гражданского и административного законодательства. По итогам анализа наиболее важных источников гражданско-правового и административного регулирования в сфере недропользования, включая инвестиционное законодательство, определяющее правовую позицию недропользователя – инвестора в договоре в области недропользования, можно сделать следующие выводы.
Законодательство в области недропользования, при всем объеме существующих правовых норм, не является эффективным. Нормы разрознены, приняты в разное время и зачастую требуют доработки. Федеральнывй закон «О соглашениях о разделе продукции» не применяется.