Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В середине XIX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс, опираясь на наследие «классиков» политической мысли, истории, философии и экономики, сформировали новое понимание общественного развития. Марксистское мировоззрение сформировало политическое и социальное мышление по большинству фундаментальных вопросов. Как и прежде, сохраняются марксистские термины и представления об обществе в целом, а немало современных теорий, так или иначе, имеют марксистское происхождение.
Историческая ситуация в России во второй половине XIX-XX вв. отличалась от европейской индустриальным и культурным отставанием. Исторической альтернативой мировому капиталистическому хозяйству была мировая система социализма, хотя ее опыт и оказался неудачным.
Началом российского марксизма можно считать философское творчество Г.В. Плеханова, общефилософская позиция которого– это материалистическая диалектика. В гносеологии он стоит на утверждении о том, что данные чувств частично отражают суть изучаемых вещей и явлений природы. В большей степени Плеханова интересует философия история марксизма и теория устройства нового, коммунистического общества. По его мнению, социалистическая революция не может быть рождена крестьянством как классом. Поэтому Плеханов против идей движения народников. Сельская община порождает переход к буржуазному этапу истории. Главной же движущей силой к достижению коммунистической эпохи является рабочий класс.
Но Плеханов отрицательно отнесся к большевистской революции в России, утверждая то, что она явилась своего рода нарушением объективных законов развития истории.
Философский проект Ленина в большей степени имеет политико-практическую направленность. В ранних работах он применял марксизм для анализа российского общества своего времени.
В это время в активной полемике с другими мыслителями, занимающимися социально-политической проблематикой с позиций левой идеологии, Ленин вырабатывает свою теорию коммунистического государства и революционной борьбы.
Цель данной работы - анализ особенностей развития идей социализма в трудах Г.В. Плеханова и В.И. Ленина
Объект исследования: марксистская социальная теория в России.
Предмет исследования: марксизм Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, как различные версии в интерпретации идейного наследия социализма.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.определить место и значимость, которые оказала теория К. Маркса на формирование взглядов Г.В. Плеханова и В.И. Ленина;
2.раскрыть сущность марксизма Г.В. Плеханова и марксизма В.И. Ленина, показать какое влияние эти идеи оказали на судьбу России;
3.провести сравнительный анализ взглядов Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
Глава 1.Идеи социализма, классы, государство в произведениях Г.В. Плеханова
Г.В. Плеханов был глубоким и разносторонним знатоком как западноевропейской, так и русской буржуазной и мелкобуржуазной социологической и философско-исторической литературы. В его личной библиотеке, состоящей из шестнадцати с половиной тысяч томов, находится большое собрание книг по социологии с его замечаниями и пометами. Среди работ по социологии значатся книги западноевропейских теоретиков — Бентама, Зиммеля, Зомбарта, Риккерта и мн. др., а также русских социологов — книги народнических теоретиков, М.М. Ковалевского, Л.И. Мечникова, Е.В. Де Роберти, П.А. Кропоткина и др. В связи с написанием «Истории русской общественной мысли» он обращается к изучению литературы о славянофилах, западниках. В книгах по социологии на полях он делает многочисленные замечания.
В своих произведениях, начиная с самых ранних, как «Социализм и политическая борьба» (1883) и «Наши разногласия» (1884), Плеханов противопоставил буржуазной и мелкобуржуазной социологии исторический материализм — марксистскую социологию. Он писал, что благодаря перевороту в науке, совершенному Марксом и Энгельсом, «нет ни одной отрасли социологии, которая не приобретала бы нового и чрезвычайно обширного поля зрения, усваивая их философско-исторические взгляды» . Марксистская социология материалистична. Научный социализм, указывал Плеханов, изгоняет идеализм «из его последнего убежища — социологии, в которой его принимали с таким радушием позитивисты» .
Философско-исторические взгляды Маркса, подчеркивал он, «обнимают всю культурную историю человечества» . Универсальный характер марксистской социологии находится в теснейшей связи с тем, что она прежде всего имеет методологическое значение. Плеханов ссылался на Маркса и Энгельса, которые, по его словам, «придают гораздо большее значение методу исследования общественных явлений, чем данным его результатам. Ошибка в результатах непременно будет замечена и исправлена при дальнейшем применении правильного метода, между тем как ошибочный метод, наоборот, лишь в редких частных случаях может дать результаты, не противоречащие той или другой частной истине» .
От народничества как мировоззрения Плеханова отталкивало именно раздвоение революционного потока на два начала - личность и народ, самосознание и объективный процесс, эмоциональный подъём и научное познание общества. Его страшила «антиномия между сознательностью и стихийностью» , которую идеология людей семидесятых годов не только не устранила из русской общественной мысли, но даже усилила. Он верно заметил, что последний итог народнического движения был невольной изменой его исходному принципу - вере в народ. Вместо слияния революционной идеи и стихийного сознания масс явился новый разрыв между ними, новое взаимное непонимание, новая трагедия. Ключ к марксизму Плеханова нужно искать именно в отталкивании от этой раздвоенности народнического сознания.
Перед более зрелым революционным мышлением стояла задача - найти такую общественную силу, которая не требует от него искусственного опрощения, отказа от высшей культуры и даже, наоборот, стремится навстречу ей. Такая сила была. В своих первых организациях, в Одессе и Петербурге, русский рабочий обнаружил высокую меру сознательности. Несмотря на традиционную связь с деревней, он быстро оставил позади аграрные утопии народнической интеллигенции. Вот почему пролетарский социализм стал для Плеханова продолжением работы в народе без возвышения над ним, без двойной бухгалтерии. В рабочем классе он видел силу, способную преодолеть разрыв между революционным самосознанием и объективными законами жизни. Все сильные, можно даже сказать великие, стороны деятельности Плеханова, особенно его достижения на почве материалистической философии и эстетики, заложены в этом отталкивании от парадоксов «абсолютного тулупа». В нём заложены и некоторые слабые стороны плехановского марксизма.
Зимой 1881/82 года в мировоззрении Плеханова произошёл окончательный поворот. Он глубоко овладел теорией научного социализма и в последующие годы стал всемирно известным пропагандистом учения Маркса и Энгельса. Плеханов перевёл на русский язык и снабдил предисловием «Коммунистический манифест» (предшествующий перевод был сильно «бакунизирован»). Его перу принадлежат самые оригинальные произведения революционного марксизма на русском языке - вышедшие в Женеве «Социализм и политическая борьба» (1883) и «Наши разногласия» (1885).
Отказ народников старой школы от политической борьбы Плеханов рассматривал теперь как разновидность западноевропейского анархизма. Но пришедшую на смену бунтарству новую тактику заговора и политических убийств он также исследует критически, отвергая её самым решительным образом. Необходимость работать в массах народа - по-прежнему для него аксиома. Эта работа должна поднимать массы против царизма, воспитывать их в духе политической борьбы.
Лишь теперь Плеханову становится ясным истинное значение его революционной деятельности среди питерских пролетариев. Старые формы народной жизни рушатся под натиском капитала, и развитие городской промышленности выдвигает новую общественную силу, новый класс, способный стать передовой частью народа. Ближайшей задачей рабочего класса является борьба за политическую свободу в стране. Его конечная цель - социалистическое преобразование общества на основе развития производительных сил, созданных эпохой капитализма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 – 328 с.
2. Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. М.:1994
3. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: 1993.- 279 с.
4. Ленин В.И. Государство и революция. Полное собрание сочинений, Том 31, М.: 1978 – 640 с.
5. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полное собрание сочинений, Том 36, М.: 1978 – 678 с.
6. Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г. Психология развития М.: Академия, 2005 – 312 с.
7. Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 – 400 с.
8. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1956 – 814 с.
9. Рабинович А. Большевики приходят к власти. М.: 1989
10. Раппопорт Х. Философия истории в ее главнейших течениях. СПб., 1999. – 512 с.
11. Социология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 – 224 с.