Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования вопросов возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных платежей при различных таможенных процедурах предопределена следующими факторами.
С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, постоянно реформируется контрольно-надзорная деятельность, в частности, вводится система прослеживаемости товаров, формируются институты цифровой экономики и новой парадигмы функционирования контролирующих органов за рубежом, в Евразийском экономическом союзе и в Российской Федерации.
В ЕАЭС действует Соглашение ВТО от 2013 г. об упрощении торговли, определяющее международные стандарты уплаты таможенных платежей, активно внедряются новые технологии в ВЭД (электронные таможенные платежи, электронные внешнеэкономические контракты) и в деятельность контролирующих органов («цифровая таможня», «единое окно», анализ больших данных в таможенных целях, использование облачных сервисов в целях выбора объекта контроля уплаты таможенных платежей).
Все сказанное выше значительно влияет на развитие системы правового регулирования таможенных платежей и, как следствие, на наполняемость федерального бюджета России.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных платежей при различных таможенных процедурах.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных платежей при различных таможенных процедурах.
Целью курсовой работы является анализ возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных платежей при различных таможенных процедурах.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать ключевые положения о таможенных платежах: сущность, виды, порядок исчисления и участники;
– рассмотреть обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в таможенных процедурах;
– проанализировать информационные таможенные технологии в системе уплаты таможенных платежей;
– раскрыть возникновение обязанности по уплате таможенных платежей;
– исследовать правовую основу и механизм взыскания задолженности таможенных платежей;
– рассмотреть прекращение обязанности уплаты таможенных платежей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Особенности уплаты таможенных платежей в рамках установленных процедур
1.1. Ключевые положения о таможенных платежах: сущность, виды, порядок исчисления и участники
В настоящее время система таможенных платежей выступает ключевым регулятором участия государства в системе внешнеторговой деятельности. Они обеспечивают практически половину доходов государственного бюджета и во многом определяют место государства в международном разделении труда. До 2018 года правовая система таможенных платежей (далее – ТП) устанавливалась Таможенным кодексом таможенного союза. В настоящее время все вопросы, касающиеся взимания ТП регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза [3] (ТК ЕАЭС – далее), а также и Решением Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130 [7].
Несмотря на большую значимость таможенных платежей для бюджета государства, следует отметить то, что одним из самых важных недостатков в действующей законодательной базе является отсутствие самого определения.
Таможенные платежи – это система обязательных платежей, которые установлены таможенным и налоговым законодательством, взимаемые таможенными органами, в связи с перемещением товаров через таможенную границу и подлежащие перечислению в бюджетную систему государства.
К системе ТП относятся ввозная и вывозная таможенная пошлина, НДС и акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенной территории ЕАЭС, а также таможенные сборы. Центральное место в системе ТП занимает таможенная пошлина, как одна из разновидностей косвенных налогов, уплата которой носит обязательный характер. Виды ставок таможенных пошлин классифицированы в ст. 46 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой они делятся (по способу взимания) на адвалорные, специфические и комбинированные. В Законе РФ «О таможенном тарифе» [5] выделяется еще один вид таможенных пошлин – сезонные пошлины, которые устанавливаются Правительством РФ для оперативного регулирования и осуществления вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС. Срок их действия не должен превышать 6 месяцев в году.
НДС является косвенным внутренним налогом и представляет собой форму поступления в бюджет государства части стоимости товара. Облагаются НДС товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.
Налоговый кодекс РФ (НК РФ – далее) относит НДС к федеральным налогам. Налоговая база по НДС исчисляется исходя из выручки от реализации товаров, включающей все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате указанных товаров, полученные им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Ставки НДС определены в размере 0, 10 и 18 %.
Акциз, в соответствии с НК РФ, также относится к федеральным налогам и представляет собой косвенный налог, применяемый к товарам, имеющим у покупателей повышенный спрос. Он взимается как с отечественных и импортируемых товаров, включается в цену товара и оплачивается покупателем при таможенном оформлении товаров. Товары, которые облагаются акцизом, принято называть подакцизными и их перечень определен в ст. 181 НК РФ [2], а их ставки установлены ст. 193 НК РФ.
Еще одним видом и неотъемлемой частью системы ТП является таможенный сбор – обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС.
Статья 123 Федеральном законе от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] к таможенным сборам относит: таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение. В России размер ставок таможенных сборов определен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 [6], в соответствии с которым ставки зависят напрямую от величины таможенной стоимости. Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает ограничение по размеру таможенного сбора, который согласно ст. 47 ТК ЕАЭС не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен сбор.
Налоговой базой для целей исчисления ТП являются таможенная стоимость товаров и их количество. Выбор конкретной налоговой базы при исчислении таможенной пошлины зависит от того, какая ставка установлена в отношении данного товара. Уплата таможенных пошлин, налогов может быть обеспечена денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. Срок уплаты ТП установлен в ст. 57 ТК ЕАЭС и представляет собой период времени, в течение которого плательщику необходимо уплатить необходимые суммы.
Осуществление торгово-политических отношений с зарубежными государствами допускает предоставление преференций, выражающихся в виде освобождения от оплаты пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз определенных видов товаров. ТК ЕАЭС закрепляет следующие виды льгот: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин), льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов [8, с. 105].
Особенностью положений ТК ЕАЭС является то, что определение моментов возникновения и прекращения обязанности по уплате ТП, определение круга лиц, на которых возлагается данная обязанность, а также сроки уплаты непосредственно связаны с заявляемой таможенной процедурой. При установлении конкретной таможенной процедуры в соответствии со ст. 127 ТК ЕАЭС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с международными договорами и законодательством государств-членов ЕАЭС.
Действие таможенных процедур во времени образуют стадии таможенного процесса, при последовательном прохождении которых декларант достигает основной цели перемещения груза. Государство в свою очередь обеспечивает законность такого перемещения и пополняет бюджет за счет применения нетарифных мер экономического характера и взимания таможенных платежей. Одной из целей таможенного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, является в первую очередь получение доходов от импорта и экспорта товаров, поскольку поступление таможенных платежей является одним из источников пополнения федерального бюджета страны [9, с. 461].
Роль таможенных платежей в формировании и развитии потенциала национальной экономики весьма существенна, так как их резкое неподготовленное снижение может привести к серьезным потерям валютных средств, необходимых для приобретения новых технологий, высокотехнологичной продукции, используемых для структурной перестройки национального хозяйства, и представлять угрозу экономической безопасности страны.
1.2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в таможенных процедурах
Пунктом 1 ст. 62 ТК ЕАЭС зафиксировано, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено при:
– изменении сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, которые осуществляются в формах отсрочки или рассрочки (ст. 58 ТК ЕАЭС);
– выпуске товаров до подачи декларации на товары (ст. 120 ТК ЕАЭС);
– выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров (ст. 121 ТК ЕАЭС);
– выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров (ст. 122 ТК ЕАЭС);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11– ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Абусуфянова, З. Т. Таможенные платежи [Текст]: учебное пособие / З. Т. Абусуфянова. – Махачкала: АЛЕФ, «ДГТУ», 2019. – 152 с.
9. Абусуфянова, З. Х. Т. Таможенные платежи как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] / З. Х. Т. Абусуфянова, М. Р. Асланбеков // Неделя науки – 2018 сборник материалов XXXIX итоговой научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ. 2018. С. 461-462.
10. Гуленцова К.М. Общий порядок и особенности уплаты таможенных платежей в современных условиях [Текст] / К. М. Гуленцова // Приоритеты социально-экономического развития евразийского пространства: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 20-23.
11. Завьялова, Д. Ю. Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства [Текст] / Д. Ю. Завьялова // Уральская горная школа – регионам Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Н.Г. Валиев. - 2018. - С. 745-746.
12. Коденко, И. А. Информационные таможенные технологии как индикатор развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации [Текст] / И. А. Коденко, Ю. А. Щеглова, Г. Ф. Яковлева // Научный диалог: Экономика и менеджмент Сборник научных трудов по материалам XIV международной научной конференции. - 2018. - С. 29-34.
13. Лысенко, В. А. Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства [Текст] / В. А. Лысенко, А. Ю. Фролова // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2017. - С. 267-269.
14. Малахова, М. А. Таможенные платежи как основной источник формирования федерального бюджета России [Текст] / М. А. Малахова, А. В. Кравченко // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 152-154.
15. Решто, Е. А. Порядок осуществления таможенными органами контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей и взыскания задолженности по их уплате [Текст] / Е. А. Решто, Л. Г. Давиденко // Общество, экономика и право: современное состояние и вопросы развития: материалы X международного научно-практического форума. - 2018. - С. 168-176.
16. Рыльская, М. А. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза [Текст] / М.А. Рыльская, А.Ю. Кожанков, О.Г. Боброва // Финансы: теория и практика. - 2018. - Т. 22. - № 4 (106). - С. 88-103.
17. Синельников, Б. А. Таможенные платежи в механизме обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации [Текст] / Б. А. Синельников // Социально-экономические проблемы в современной России Сборник научных трудов преподавателей и магистрантов кафедры финансового менеджмента ГКОУ ВО «Российская таможенная академия». Научный редактор Н.П. Белотелова. – Москва, 2018. – С. 131-135.
18. Сладкова, А. А. Таможенные платежи в Евразийском экономическом союзе [Текст]: учебно-методическое пособие / А. А. Сладкова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. – 218 с.
19. Терешенкова, А. Ю. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины: общая характеристика и основные новеллы ТК ЕАЭС [Текст] / А. Ю. Терешенкова // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. - 2018. - С. 165-172.
20. Филиппов, М. И. Таможенные платежи в таможенных процедурах и их роль во внешнеторговой деятельности [Текст] / М. И. Филиппов, И. В. Кондрашова, А. О. Мосеенкова // Новая промышленная революция в зеркале современной науки: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Зарайский А.А. - 2018. - С. 168-173.
21. Широкова, Ю. Л. Таможенные платежи в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / Ю. Л. Широкова // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сборник научных статей Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. - 2017. - С. 277-280.