Фрагмент для ознакомления
2
Важной особенностью повести С.Д. Довлатова «Зона» является то обстоятельство, что он постоянно манипулирует понятиями свободы и несвободы. Писатель не может дать четкого определения этим понятиям и даже противопоставить их.
Несвобода охранников в какой-то степени показывает, насколько свободны заключенные. Свобода и несвобода как социальные категории, связанные с жизнью личности, могут постоянно заменять друг друга, они не стабильны и не могут быть определенной характеристикой того или иного социального класса или категории людей.
Данная трактовка концепта свободы позволяет Довлатову в полной мере отразить собственное ощущение от описываемой им исторической эпохи, когда более свободными в Советском Союзе чувствовали себя хулиганы и бандиты, чем простые обычные люди, пытающиеся жить в соответствии с совестью и партийной идеологией.
3. Свобода в рассказах сборника С. Довлатова «Чемодан»
Концепт свободы довольно явно выражается и в рассказах сборника «Чемодан», который, по сути, посвящен вопросам выезда советского человека в зарубежные страны. Анализ произведений осуществляется по текстам, размещенным в электронной библиотеке E-Libra [3].
Так, в рассказе «Креповые финские носки» концепт свободы определяется, прежде всего, появлением возможности у советского человека пересечь государственную границу и прибыть в европейскую страну, где совершенно другая жизнь.
Второй аспект свободы для автора заключается в том, что советские люди в исторический период, который описывался С. Довлатовым, не имели возможности покупать и носить импортные вещи, но автору это удалось, а потому финские креповые носки являются в данном случае символом свободы.
Наконец, наличие денег и возможности тратить их – это еще один компонент концепта свободы, который реализуется в данном рассказе сборника «Чемодан».
В рассказе «Приличный двубортный костюм» концепт свободы рассматривается с другой стороны. Здесь рассматривается свобода слова. Речь идет о том, как советский человек имеет право общаться с лицами иностранного происхождения или теми, кто может быть заподозрен, по советским меркам, в шпионаже.
Советский период истории как время ограничения коммуникативной свободы личности является предметом описания в данном рассказе [3].
В рассказе «Поплиновая рубашка» под свободой понимается отсутствие лени у человека. Человек, по мнению Довлатова, может быть свободным только в том случае, если сам будет осуществлять какие-то активные действия.
В данной работе рассмотрено лишь несколько рассказов цикла «Чемодан», но можно с уверенностью сказать, что С.Д. Довлатов – этот тот автор, который во всех аспектах стремился в этой свободе, пытаясь найти ее в даже самых мелких деталях.
Сборник рассказов «Чемодан» очень символичен с этой точки зрения, ведь каждая вещь, которую автор поместил в чемодан, характеризует (символизирует) один из аспектов жизни людей, которые живут за «железным занавесом».
Свобода в рассказах сборника «Чемодан» не является центральным концептом, но выступает в качестве неизменного лейтмотива всего повествования, включенного в концепты времени и места.
4. Категория свободы в повести С. Довлатова «Иностранка»
Повесть «Иностранка» была первым заграничным писательским опытом С.Д. Довлатова, когда он получил долгожданную свободу слова и смогу писать не то, что было обусловлено советской идеологией, а то, что писать хотелось. Именно поэтому именно «Иностранка» стала самой свободной от запретов и штампов повестью писателя.
Речь в данном произведении идет о женщинах-эмигрантках, которые получили свою идеологическую свободу, но, обладая ей, начали сталкиваться с определенными трудностями, а, главное, с одиночеством.
Таким образом, первым компонентом концепта свободы в повести «Иностранка» выступает именно одиночество как отсутствие крепких социальных связей. Каждый человек, находясь в ситуации одиночества, может позволить себе поступать так, как ему заблагорассудится, и поначалу он испытывает большую радость от того, что у него больше нет надоевших обязательств, требований со стороны находящихся рядом людей [4].
Но в какой-то момент каждый, получивший такую свободу, начинает тяготиться ей, поскольку понимает, что, получив ее, он потерял много значимого.
Полученная главной героиней повести Марусей идеологическая свобода делает ее неким аутсайдером в социуме. Она не считает правильным и возможным стандартно строить свою жизнь, она упивается этой свободой, не понимая возможных последствий своего отказа от попытки правильно (стандартно) построить свою жизнь.
Концепт свободы в повести «Иностранка» имеет двоякий смысл и , в конце концов, обретает негативную окраску: Маруся становится беспомощной среди сложных социальных процессов, она не может включиться в установленный уклад эмигрантской жизни женщин в Америке.