Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экологический туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. С каждым годом экотуризм становится все популярнее, ведь этот вид туризма помогает людям, уставшим от бешеного ритма жизни больших «кипящих» городов, восполнить утраченные силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. В России есть природные объекты, идеально подходящие для экотуризма. Кстати, именно экотуризм помогает охране природы в этих регионах.
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на развитие экологического туризма в Краснодарского края.
Объект исследования – Краснодарский край.
Предмет исследования – экологического туризма.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного управления условиями для развития экологического туризма.
2. Провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих экологического туризма в России.
3. Провести анализ развития экологического туризма Краснодарского края.
4. Предложить рекомендации по развитию экологического туризма Краснодарского края.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций в развитии экологического туризма Краснодарского края.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении не только теоретических аспектов, необходимых для понимания и раскрытия обозначенной проблематики, но также использованию предложенных мероприятий на практике регионов.
Глава 1. Теоретический основы проектирования экологического тура в Краснодарском крае
1.1 Виды и формы проектирования экологического тура
Под воздействием различных факторов, влияющих на развитие экологического туризма в последнее время, проявилось несколько современных тенденций. Во-первых, экологический туризм приобретает все большее разнообразие, так как возникают новые формы и проявления. Во-вторых, происходит все большая интеграция экотуризма с прочими видами туризма и отраслями туриндустрии.
Приверженцы истинного значения экотуризма, которое сводится к природоохранному смыслу, озадаченные негативным воздействием больших потоков экотуристов, отстаивают позицию, направленную на запрет ведения любых форм туристской деятельности на особо охраняемых природных территориях.
Несмотря на их позицию, экологический туризм уже стал частью массовых направлений, например, во многих культурно-познавательных или пляжных турах, как экскурсионная составляющая, выступает краткосрочное посещение заповедников, национальных парков и прочих охраняемых природных территорий.
Безусловно, появление новых тенденций меняет первоначальный смысл и значение экотуризма и, зачастую, размывает понятие эко туристской деятельности. На сегодняшний день экологический туризм является одной из перспективных и быстроразвивающихся секторов индустрии туризма, занимает одну из ведущих позиций.
По мнению Абукова А.Х. экологический туризм – это деятельность, в основе которой лежат следующие принципы [2], рис. 1.
Рисунок 1 – Принципы экологического туризма, по мнению Абукова А.Х.
По мнению Аркина Я., экологический туризм призван ориентировать турорганизации на сохранение и приумножение потребительной стоимости природной среды за счет выделения части туристских доходов на решение связанных с этим задач [4].
В настоящее время совокупность видов и направлений туризма, причисляемых к экологическим, насчитывает десятки единиц [10]. В частности большинством специалистов выделяются такие его направления как зеленый, приключенческий, природно-ориентированный, биологический, экологический, экологический, мягкий, рекреационный, оздоровительный и другие.
Рассмотрим основные объекты экотуризма в России, рис. 2.
Рисунок 2 – Объекты экотуризма в России
С каждым годом экологический туризм становится все более распространенным явлением в России. Статья посвящена изучению сельского туризма как одного из методов территориального маркетинга. Авторами предлагается концепция развития сельского туризма в городе Новокубанске и Новокубанском районе.
Развитие рыночных отношений не стоит на месте. Сегодня в качестве продуктов могут рассматриваться не только бытовая химия, одежда и драгоценные металлы, но и территории. И от того, насколько привлекательным для инвесторов и предпринимателей окажется территория, зависит её дальнейшее развитие и процветание.
Туризм сейчас является довольно прибыльным бизнесом, объединяющим деятельность многих отраслей народного хозяйства. Появление такого вида предпринимательской деятельности как туроперейтинг способствовало вовлечению в процесс формирования и продвижения туристского продукта индустрий досуга, развлечения, здравоохранения, образования, спорта. В туристскую деятельность уже давно включены даже такие «фундаментальные» отрасли экономики, как промышленность и сельское хозяйство. Это обусловлено тем, что туроператор должен представить конкурентоспособный туристский продукт.
В свою очередь современный турист также желает видеть на рынке уникальный турпродукт с услугами, которых прежде не «ощущал». Включение необычных услуг в тур делает его ярким, отличающимся от стандартного пакета, распространенного повсеместно, а, значит, и более конкурентоспособным. В данный момент времени наблюдается неблагоприятная тенденция, которая в турбизнесе называется «отрицательным сальдо туристского баланса».
Аутгоинговый (выездной) туризм преобладает над другими видами (въездным и внутренним). Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» рекомендует туроператорам исследовать туристский потенциал российских регионов.
Туризм в России развивается преимущественно в крупных городах, которые позиционируются на туристском рынке как научные, культурные и религиозные центры.
Туризм, как перспективный инструмент развития территории, может помочь моногородам, дать им толчок в развитии. Всемирная туристская организация выделяет разнообразные виды туризма в зависимости от целей, с которыми путешествует турист. Естественно, что каждый вид туризма, развиваемый на территории, должен опираться на определённый набор туристских ресурсов, необходимых для создания туристских услуг.
Существуют виды туризма, очень основательно опирающиеся на ресурсную базу. Однако существуют виды туризма, менее зависящие от ресурсного потенциала территории. К таким видам относятся, например, охотничий туризм, гастрономический туризм, спортивный туризм, промышленный туризм, экологический туризм.
Основной формой развития экологического туризма в России служит деревня, состоящая из нескольких зон. Как правило, это средство размещения (мини-гостиница, усадебный дом, экологический домик), приусадебное хозяйство, комбинат питания. Приусадебное хозяйство помогает туристам получить навыки сельского быта, а комбинат питания изготавливает продукцию собственного фермерского производства. Туристы самостоятельно вскапывают землю, сажают овощи, доят коров, косят траву, рубят дрова.
Гости такой деревни могут стать участниками процесса производства сыра, творога, молока, кефира. Несомненно, наиболее приятной услугой станет дегустация приготовленных продуктов. Желающие могут также пройти курсы обучения домашним заготовкам и получить навыки от высококвалифицированных поваров-универсалов.
Туризм даст жителям рабочие места, позволит развиваться новым отраслям. Не следует также забывать об инструментах и механизмах государственной помощи моногородам. К ним относятся разнообразные дотации, субсидии, бюджетные кредиты, а также инвестиционная поддержка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ–№132 «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 (в ред. от 1.03.2016) // СПС Консультант Плюс
1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // СПС Консультант Плюс
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 №452 (ред. от 07.11.2015) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта: требования к организации туристской деятельности, к предоставляемой информации об услугах, порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта, порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта // СПС Консультант Плюс
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» // СПС Консультант Плюс
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. №941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс
5. ГОСТ Р 56641-2015. Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования // СПС Консультант Плюс
6. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования // СПС Консультант Плюс
7. ГОСТ 28681.3-95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов // СПС Консультант Плюс
8. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг // СПС Консультант Плюс
9. ГОСТ Р 56597-2015. Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала // СПС Консультант Плюс
10. ГОСТ Р ИСО 21103-2015. Приключенческий туризм. Информация для участников // СПС Консультант Плюс
11. Астахова, Е. В. Особенности функционирования субъектов рынка туристических услуг [Текст] / Е.В. Астахова // Регулирование экономики. – 2014. – №11. – С.58–60.
12. Бейдыка, А. А. Туристские ресурсы и экономические механизмы природопользования [Текст] / А.А. Бейдыка // География и туризм. – 2015. – №2 – С. 106–125.
13. Буйленко, В. Ф. Туризм [Текст] / В.Ф. Буйленко. – М:Ось–89, 2015. – 114 с.
14. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. – М.: МГУ, 2010. – 479 с.
15. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Гуляев. – М.: Нолидж, 2010. – 113 с.
16. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий [Текст] / Е.А. Джанджугазова. – М., «Теис», 2015. – 360 с.
17. Джанджугазова, Е. А. Туристско–рекреационное проектирование. Учебник [Текст] / Е.А. Джанджугазова. – М.: Академия, 2015. – 380 с.
18. Долженко, Г. П. Основы туризма [Текст] / Г.П. Долженко. – М.: МарТ, 2015. – 320 с.
19. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие [Текст] / А.П. Дурович. – Минск: ООО «Новое знание», 2012. – 237 с.
20. Ефремова, М. В. Формирование и развития рынка туристических услуг в России (теория и практика) [Текст] / М.В. Ефремова. – Нижний Новгород, НКИ, 2012. – 312 с.
21. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие [Текст] / А.С. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 384 с.
22. Квартальнов, В. А. Стратегический менеджмент в туризме [Текст] / В.А. Квартальцев. – М., 2011. – 139 с.
23. Лавренов, Р. Н. Методические основы планирования устойчивого развития туристско–рекреационных комплексов. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала [Текст] / Р.Н. Лавренов // Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Изд–во СПбГУЭФ. – 2015. – 145 с.
24. Лойко, О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие [Текст] / О.Т. Лойко. – Томск: Издательство ТПУ, 2014. – 152 с.
25. Лыкова, Т. Р. Значение культурно–познавательного туризма в формировании патриотизма// Материалы I Международной научно–практической конференции «Человек в постиндустриальном обществе» [Текст] / Т.Р. Лыкова. – Варна: «Парадигма» (Болгария) и АНО «Пресс–Лицей» (Россия), 2014. – C.158–164.
26. Лысикова, О. В., Фоменко, А. В. Операционный менеджмент туризма [Текст] / О.В. Лысикова, А.В. Фоменко. – М.: МПСИ, 2016. – 120 с.
27. Маринов, Б. А. Проблемы туризма [Текст] / Б.А. Маринов. – М.: Эксмо, 2011. – 574 с.
28. Можаева, Н. Г., Богинская Е. В. Туризм [Текст] / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. – М: Гардарики, 2014.– 272 с.
29. Научная библиотека [Электронный ресурс]. – URL: http://earthpapers.net. – Загл. с экрана.
30. Новикова, В. И. Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация [Текст] / В.И. Новикова // Вопросы туризмоведения. – 2016. – № 3. – С. 133–149.