Фрагмент для ознакомления
2
Личность формируется в социуме, с рождения, индивид попадает в определенную культуру. В данном ракурсе, становление и развитие личности, ее взаимодействие, проходит в ситуации постоянного взаимодействия с социумом с помощью коммуникации. На любом историческом этапе, в любой культуре, личность осуществляет взаимодействие с другими в процессе общения. Каждое общество, в свою очередь, обладает и универсальными и уникальными, присущими только ей, культурными и лингво-культурными особенностями. Чтобы общение было эффективным, люди используют разные способы его гармонизации, принятые в том или ином речевом жанре, в той или иной сфере общения и в определенной культуре и общности. В современной науке (культурологии, социологии и др.) не теряет актуальности изучение проблем коммуникации как явления одновременно и социального и культурного. В целом, понятие коммуникации охватывает различные области применения поведенческих, социальных, речевых и др. норм, принятых в конкретном обществе и осуществляется и на вербальном и на невербальном уровне. Так, в обобщённом ракурсе, коммуникация требует соблюдения определенного этикета – норм и правил поведения, формализующих процесс взаимодействия членов общества. Нам привычно, что в основе естественного человеческого языка лежит звучащее слово. Однако существуют такие языки, план выражения которых строится исключительно на жестикуляторно-мимической основе, при этом по функциям и коммуникативным возможностям они не уступают звучащим языкам. Язык каждого дискурса индивидуален, так как обусловлен многообразием социальных ситуаций и особенностями конкретного адресанта. Пренебрежение этой стороной культуры может непосредственно сказаться на успехе или провале выстраиваемых отношений. Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Язык жестов и поз в невербальной коммуникации».
Анализ разработанности темы в научной литературе.
Большой вклад в изучение современной специфики коммуникации, как явления внесли работы зарубежных ученых Р. Харриса, Д. Майерса, А.Макстея. Среди отечественных разработок можно выделить исследования К.В. Плешакова, С.Ф. Лисовского, Д.В. Ольшанского, А.В. Коноваленко. Среди исследований эффективности коммуникации и механизмов воздействия на массовое сознание и поведение можно выделить работы Г. Лебона, Г. Тарда, Т.Шибутани, Д.В. Ольшанского,Т.В. Евгеньевой. Изучение невербального общения развивается благодаря исследованиям смежных наук - семиотики, психолингвистики, психологии и теории коммуникации (Тонкова М.М., Леонтьев А.А., Конецкая В.П., Чертов Л.Ф., Беглова В.Б.) и др.
Проблема исследования определяется при осознании противоречия между наличием достаточного количества исследований по теме коммуникации и невербальной коммуникации, в частности, с одной стороны и недостатком количества исследований особенности языка жестов и поз в невербальной коммуникации на примере конкретной предметной области (в частности, на примере индустрии моды).
Объект исследования: язык жестов и поз в невербальной коммуникации.
Предмет исследования: особенности языка жестов и поз в невербальной коммуникации на примере конкретной предметной области.
Цель исследования: изучение языка жестов и поз в невербальной коммуникации.
Задачи исследования:
- определение понятия «коммуникация»;
- анализ языков взаимодействия (вербальный, невербальный, технический);
- изучение понятия невербальной коммуникации;
- анализ языка жестов и поз в модной индустрии.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществляется углубление понимания значимости невербальной коммуникации в конкретной предметной области.
Практическая значимость подтверждается наличием результатов аналитического исследования языка жестов и поз в невербальной коммуникации в конкретной предметной области.
Рекомендации к применению: материалы исследования могут быть использованы в научной и преподавательской работе, в профессиональной деятельности специалистов языковых, туристических, социологических, географических факультетов, и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, обобщение.
Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ЯВЛЕНИЯ
1.1 Определение понятия «коммуникация»
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение (коммуникация). Применяя субъективный подход, оценка личности должна происходить на базе анализа того, что и как индивид делает, и, обязательным образом, того, с кем и как он общается. Применение субъективного подхода требует обязательного учета сферы, форм и способов общения. Важность и востребованность общения определяются тем, что человек живет в обществе, совместно с другими. Каждый индивид растет и развивается, личность формируется именно в социуме и корни общения находятся непосредственно в жизнедеятельности, в материальных и духовных компонентах жизни.
С точки зрения материальной, люди общаются и даже вынуждены это делать, и только в общении и через него может проявиться индивидуальная сущность каждого. В отечественной школе психологии(А.М.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Т.М.Андреева и др.), определено, что формирование личности в рамках социума начинается с общения с близкими ему людьми. В первую очередь, это непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью, когда общение с ней является первым и основным видом его деятельности .
Формирование личности невозможно вне социума и вне общения. На его основе происходит принятие общечеловеческого опыта, накопление знаний, овладение умениями и навыками, благодаря общению реализуется формирование сознания и самосознания, определяются идеалы, установки, ценности и др. Лишь в процессе общения формируются духовные потребности, нравственность, моральные чувства, формируется его субъективность и его уникальный характер. Реализация общественных функций обучения и воспитания подрастающего поколения осуществляется также в общении, и это общение называется педагогическим. Его субъектами являются учителя, школьники и родители, то есть взрослые и дети. Говоря о специальных способностях педагога, большинство исследователей (А.В.Андриенко, Л.Н.Лаврова и др.) включают, как один из компонентов, наличие коммуникативных способностей, способности к общению .
Общение весьма значимо не только для развития отдельного индивида и личности, но и общества в целом. Вне общения не видится его существование, ибо данный процесс является базовым условием, основой связи индивидов, а также способом их развития. Связь и единство общения и деятельности, предполагает, что общение является уникальной и специфической формой совместной деятельности людей, так как в социуме индивиды не только общаются, но общаются в процессе выполнения различных общественных функций и даже вне конкретной деятельности. В то же время, получается, что общающийся человек всё равно является деятельным, потому что его деятельность пересекается с деятельностью других людей. Это сочетание и формирует отношение этой деятельной личности и к предмету своей деятельности и к другим людям, которые в неё включены .
В отечественной психологической теории деятельности, общение рассматривается как один из её видов и имеет определенную структуру :
1)возникновение потребности, которая побуждается отвечающим потребности мотивам общения;
2)реализация деятельности, которая направлена на смысловое значение, на мотив;
3)цель деятельности.
Особое значение имеют мотив и цель деятельности.
В каждом возрастном периоде, общение имеет свою специфику которая обосновывается развитием потребностно-мотивационной сферы.
Выделяют три взаимосвязанных компонента общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Эти структуры определяются как функции, реализующиеся в совместном взаимодействие людей. Так, коммуникативный компонент общение или коммуникация представляет собой обмен информацией между взаимодействующими индивидами; интерактивный компонент включает в себя организацию взаимодействия между общающимися индивидами (обмен знаниями, идеями, действиями и др.); перцептивный компонент отражает особенности восприятия партнеров по общению и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2015.- 713 с.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
5. Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. – М.: Икар, 2014. – 238 с.
6. Диденко А.А. Коммуникативно-прагматические особенности политических эвфемизмов в современных англоязычных СМИ, освещающих конфликт в Сирии в 2011—2014 гг. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 5(12) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf
7. Кувшинникова Д.Г. Тексты интернет-рекламы: структура, специфика, эффективность Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.01.10 – Журналистика. – Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. — М., 2014. — 218 с.
8. Пиз А. Язык телодвижений / А.Пиз, Б.Пиз. – М.: Эксмо, 2015. – 464 с.
9. Знаков Алексей. Невербалика. А вы пробовали читать мысли. Техники, приемы, секреты общения /А.Знаков . – Москва: АСТ, 2018. — 296 с.
10. Кудряшов Н. Что таят в себе женские жесты? /Н.Кудряшов. – СПб.: Весь, 2016. — 192 с.
11. Мессинжер Ж. Словарь жестов /Ж.Месинжер. – М.: Рипол классик, 2015. — 720 с.
12. Мессинжер Ж. Я вижу вас насквозь: научитесь читать человека как книгу /Ж.Месинжер, К.Месинжер. – М.: Клуб семейного досуга. – 2017. — 512 с.
13. Сакс О. Зримые голоса /О.Сакс. – М.: АСТ, 2014. — 288 с.
14. Моррис Д. Наблюдая за человеком. Фундаментальное исследование всех невербальных сигналов / Д.Моррис. – М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2017. — 680 с.
15. Кондрашева Е. В., Порываева Л.В. Женские журналы Европы: появление и развитие / «Ученые заметки ТОГУ», Том 7, № 2, 2016
16. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)/ дисс.. кандидата филол.наук, Санкт-Петербург, 2015
17. Теребилина М.В.Проблема гендера во французских женских журналах / Автореф.дисс.на канд.филол.наук, М., 2014
18. Теребилина М. В. Французская пресса для женщин: два века истории // Вестник РУДН. Серия Литературоведение. Журналистика. – М.,2013. – № 1.
19. Серов А. (ред.). Энциклопедия физиогномики. Читаем по лицу секреты характера и поведения человека / А.Серов. – Москва: Эксмо, 2014. — 288 с.
20. Атай Е.Г. Чтение по лицам и жестам для начинающих / Е.Г.Атай. – М.: Эксмо, 2014. — 96 с.
21. Клепачёв Владимир. История одной бороды / В.Клепачев. – М.: Litres, 2015. — 120 с.
22. Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств. – М.: Профит Стайл, 2014. – 490 с.
23. Атай Е.Г. Чтение по жестам и лицам. Большая энциклопедия / Е.Г.Атай, О.А.Дайняк. – М.: Эксмо, 2015. — 240 с
24. Кастриан Вильма. Учебник психофизиогномики. Практическая диагностика по лицу/В.Кастриан. – Пер. с нем. — Москва: Арнебия, 2013. — 270 с.
25. Карлинс М. Включаем обаяние по методике спецслужб/ Карлинс Марвин , Шафер Джек . – М.: Манн, Иванов и Фарбер. – 2017. – 336