Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения данной темы обуславливается важностью исследования регулирования экономики регионов, поскольку от правильности составления программ, от рациональности выбора целей экономического развития, установленных в той или иной программе (в том числе в федеральной, муниципальной или местной), от точности определения индикаторов и показателей результатов их реализации, от мониторинга и контроля за эффективностью их исполнения, зависит результативность развития региона.
Цель исследования является разработка рекомендаций по повышению эффективности регионального управления на примере Карачаево-Черкесской Республики.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
исследование государственного регулирования экономики региона;
провести анализ эффективности регионального управления на примере Карачаево-Черкесской Республики;
разработка рекомендаций по совершенствованию регионального управления на примере Карачаево-Черкесской Республики
Методология исследования. Для выполнения указанных задач использованы такие методы исследования как: анализ научной литературы, синтез, обобщение и систематизация материалов исследования, методы математической обработки результатов исследования, сравнение и анализ, нормативный подход, эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание, графический и табличный способы, метод экономико-статистического анализа.
Объектом исследования является Карачаево-Черкесская Республика.
Предметом исследования в данном случае выступает региональное управление.
Информационно-эмпирическая база. Информационно-эмпирическая и нормативная база формировалась на основе данных законодательных и иных нормативных правовых актов, справочно-статистических данных и аналитических материалов Министерства финансов РФ, а также информационных ресурсов сети Интернет и проведенных исследований.
1. Методологические аспекты анализа регионального управления
1.1. Региональное государственное управление
Государственное регулирование региона - это воздействие государственных властей, направленное на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которого является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма .
Результатом появления негативных сторон в рыночной экономике выступает повышение роли государственных органов в ее развитии, так как основной задачей государства в экономической сфере считается предотвращение и смягчение негативных последствий.
Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования, которые наглядно представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные функции государства в сфере экономического регулирования
Так, государство реализует предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства (ГК РФ (ст. 23 Предпринимательская деятельность), ФЗ N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.).
Государство обеспечивает поддержку для развития конкуренции (Ф3 N 135 «О защите конкуренции»), так как монопольная деятельность может нанести немалый вред обществу.
С помощью эффективного налогообложения (НК РФ) и выдачи платежей (пенсий (ФЗ N 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), пособий, компенсаций (ФЗ N 178 «О государственной социальной помощи»)) государство осуществляет перераспределение полученных доходов. Правительство так же осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды, в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера и т. д., проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов и выполняет другие важные функции в области регулирования экономики.
В целом можно выделить два основных направления государственного влияния на экономику страны:
с помощью государственного сектора;
воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.
Основные цели государственного регулирования экономики наглядно представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Основные цели государственного регулирования экономики
Также, существуют определенные методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики. Данные методы наглядно представлены на рисунке 3, они подразделяются на прямые (дирижистские) и косвенные (экономические) .
Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов.
Характерной особенностью косвенных методов регулирования экономики, является то, что они не ограничивают свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения данного метода.
Рис. 3. Формы и методы государственного регулирования экономики
Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства, а именно :
- инструменты административно-правового характера;
- налоговая и финансовая системы;
- кредитно-денежная система;
- собственность государства;
- государственный заказ.
С государственным использованием данных инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.
Все методы экономического регулирования со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации.
В целом под государственным регулированием экономики следует понимать воздействие государственных властей, направленное на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которого является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.
1.2. Критерии и параметры регионального развития
Развитие страны может сдерживать неоднородность регионов, а именно: разница в их хозяйственном развитии, существующий уровень сотрудничества между ними, система ценностей населения и тому подобное, что и ложится в основу региональных проблем. Именно поэтому государство должно иметь четкую стратегию регионального развитую страны в целом, что находить свое отражение в эффективной региональной политике, направленной на предупреждение и устранение региональных проблем .
Попутно заметим, что внедрение маркетинга на всех уровнях управления сдерживает ряд региональных проблем, главными среди них есть: недостаточный уровень внедрения существующих прогрессивных достижений маркетинга; нестабильная рыночная ситуация, обусловленная изменениями в законодательстве, низкой конкурентоспособностью национальных товаропроизводителей, отсутствием эффективных связей между отдельными отраслями и высоким уровнем монополизма в некоторых из них, неудовлетворительным уровнем покупательной способности и инвестиционной привлекательности отдельных территорий.
В современных условиях государство (центр) пока что не имеет достаточного количества ресурсов для обеспечения достойного качества
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/
2. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.1993 N ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Карачаево-Черкесской Республики. 2003. N 1 (157). Ст. 3.
Учебная и научная литература
3. Авдийский, В.И. Национальная экономическая безопасность в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. ̶ 2017. ̶ № 2. ̶ С. 9-10.
4. Артемова, А.Н. Формирование системы обеспечения экономической безопасности на корпоративном уровне // Микроэкономика. – 2017. – № 1. – С. 129-136.
5. Барабин, В.В. Экономическая безопасность государства. – М.: Высшая школа, 2017. – 182 с.
6. Геец В.М. Общество, государство, экономика: феноменология взаимодействия и развития / В.М. Геец. - М.: Экономика, 2014. – С. 77
7. Заворотченко И. А. Государственное управление реализацией федеральной целевой программы / И. А. Заворотченко // Спб ГИЭУ автореф. канд. экон. наук. – Спб. - 2018. – С. 12
8. Литвак Б. Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. – С. 119
9. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 71
10. Петров А.Н. Об оценке социально-экономической эффективности федеральных целевых программ / А. Н. Петров, К. В. Шуртакова, С. Ю. Малкова, Ю. В. Коссе // Молодой ученый. – М., № 58. - 2016. – С. 193
11. Самойлов В. Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ, 2013. – С. 101
12. Сипов В. И. Федеральные целевые программы: цели и пути реализации / В. И. Сипов // Финансовый справочник. – М., № 10. - 2015. – С. 101
13. Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: Учебное пособие / В.А. Тупчиенко. - М.: ЮНИТИ, 2013. – С. 111