Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существует множество различных теорий, которые объясняют причины и процесс возникновения государства и права. Ни на одном этапе истории ни отечественные учёные, ни зарубежные не приходили к единому мнению по данному вопросу. Но в этом факте нет какого-либо противоречия или проблемы, потому что каждая теория призвана отражать взгляды и суждения определённой группы.
Кроме того, взгляды относительно происхождения права тесно связаны с пониманием его сущности. Различные теории рассматривают право под разными углами, связывая с определённым типом правопонимания.
Зачем же стоит изучать такое множество теорий происхождения права?
Прежде всего, очень многое зависит от того, как мы воспринимаем природу и сущность права. Для конкретного человека важно то, что является основным нормативом регулирования в его жизни. Для населения в целом имеет значение построение стабильного общества, живущего в порядке и гармонии. Государство, как управленческую структуру, интересуют подходы регулирования субъектов права.
От понимания права конкретным человеком, населением и государством зависит общая картина правовой жизни, что определённо важно для Российской Федерации на современном этапе.
История знает примеры запретов исследования вопросов возникновения права: в Афинской политии, в Российской империи конца XIX в. – начала XX в. Это говорит о вреде подобных исследований для авторитарных режимов, что ещё раз доказывает важность и актуальность выбранной темы курсовой работы .
Кроме того, современная правовая наука не может обойти стороной происхождение права.
Приведём слова А.И. Ковлера, юриста и бывшего судьи Европейского суда по правам человека: «Основная завязка, основная, если хотите, интрига истории рода человеческого происходит как раз именно на стадии предыстории, как впрочем, и характер каждого из нас формируется в раннем детстве, хотим мы или нет это признавать».
Безусловно, вопрос о происхождении права – это фундаментальный вопрос.
Целью данной работы является рассмотрение происхождения права как социального регулятора.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику первобытного общества;
- изучить закономерности и формы возникновения государства и права;
- раскрыть основные теории происхождения права.
Объект исследования данной работы – причины и процесс происхождения права.
Предмет работы – научные теоретические разработки в области происхождения права.
Особенностью научной разработанности данной темы является то, что не только учёные-юристы интересовались происхождением и сущностью права, но и философы, социологи, психологи, политологи и другие.
Можно отметить таких известных зарубежных мыслителей, как М. Вебер, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс, З. Фрейд, Ф. Энгельс. Среди отечественных учёных выделим следующих: М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.С. Соловьёв, П.А. Сорокин, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Методы, которые использовались при написании данной работы, следующие: исторический метод, метод анализа и метод синтеза, метод сравнения, логический метод, структурно-функциональный метод, формально-юридический метод и другие.
Структура данной работы обусловлена поставленными задачами и включает следующие элементы: введение, две главы, поделённые на параграфы, заключение и список используемой литературы.
Глава 1. Происхождение права
1.1 Общая характеристика первобытного общества: власть и социальные нормы
Первым признаком возникновения государства в стране можно назвать выделение особой группы населения в обществе. Данная группа не производит никаких благ – ни материальных, ни духовных, а занята исключительно управленческим делом. Эта группа людей или, скорее, слой населения наделяется рядом особых прав и властных полномочий.
Другими признаками появления государства являются:
- введение налогов, податей, займов;
- деление населения по административно-территориальному признаку, а не по кровному родству;
- выделение особого отряда вооружённых людей для защиты территории извне и, одновременно – для завоевания других территорий.
О появлении государства могут свидетельствовать и другие факторы.
В совокупности эти признаки указывают на возникновение государства естественным путём, а не на навязывание государства извне. Государство проходит путь развития и совершенствования вместе с обществом.
Государственная или публичная власть и право, как признаки государства, проходят те же процессы в силу своей связи с государством. Своим появлением в мире право обязано тем же причинам, что и государство – определённым экономическим, социальным и политическим процессам.
Такими бесспорными причинами являются имущественное разделение и социальное неравенство. До момента их обострения общество обходилось уже существовавшими обычаями. Обычаи регулировали любые общественные отношения и опирались на власть авторитета советов старейшин. Возникшие же группы, слои, классы имели собственные интересы, и эти интересы, как правило, противоречили друг другу.
Обычаи, которые были рассчитаны на равенство и добровольность соблюдения, оказались бессильны.
Таким образом, право появилось в связи с жизненной необходимостью урегулировать общественные отношения в их новом качестве и обеспечить данное регулирование не только при помощи общественного воздействия, но и государственным принуждением.
Рассмотрим особенности социальных норм – норм, возникших одновременно с появлением человеческого общества.
Основываются социальные нормы на том, что поступкам и действиям человека свойственны относительное постоянство и повторяемость. Следовательно, каждодневные действия на протяжении длительного временного промежутка служат практической базой социальных норм .
Социальные нормы служат поддержкой верованиям и обычаям, не объясняя их.
Т. Парсонс выделяет следующие функции социальных норм:
- обеспечение общества моделями поведения;
- придание взаимоотношениям стабильности;
- помощь в интеграции индивида в общество.
Уже упомянутый обычай представляет собой первую социальную норму, выделившуюся из мифов, ритуалов и ставшую публичной.
Субъектами отношений, которые регулируются социальными нормами, является не всё общество, а социальные группы. Как мы видим, обычай воспроизводит социальные нормы сословного характера.
Можно выделить ряд принципов, по которым действуют обычаи:
- допустимое в одном сословии, не допустимо по нормам другого сословия;
- Бог и его пророки – источник норм поведения и человек ничего не может изменить;
- люди рождаются неравными, поэтому не могут пользоваться равными нормами;
- для более высоких сословий возможно нарушение норм сословий более низких;
- нарушить нормы, установленные властью, означает совершить тяжкий грех, плата за который – жестокое наказание, молитвы, самобичевание или месть;
- нормы других народов – это нормы иноверцев, враждебные нормы .
Нормы в догосударственном обществе ещё нельзя назвать правовыми. Также они не относятся к категории моральных норм. Разве что некоторыми авторами употребляется термин «первобытная мораль». Учёные называют их мононормами, то есть некими едиными нерасчленёнными социальными нормами, которые отличаются от права, возникающего в дальнейшем – на следующем этапе развития общества.
Рассматриваемые нормы существовали в устной форме, что позволяют выявить литературные источники.
М. Ковалевский называет смягчение агрессивного поведения основной целью социальных норм .
Данные нормы ещё нельзя назвать правовыми в том числе потому, что они не имели привычный для нас вид – не существовало различий между правами и обязанностями. Например, кровная месть – это и право, и обязанность.