Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль туризма в современном мире приобретает все большую значимость, что определяется широким спектром направлений его влияния на социально-экономическую сферу. Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма. Индустрию туризма следует считать комплексообразующей отраслью, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природного потенциала территории. Туристическая деятельность способна оказывать влияние на разные сферы экономики: транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами».
Актуальность работы обуславливается следующими факторами:
- в обществе наблюдается тенденция к активному проведению отдыха, что является предпосылкой формированию спроса на туристические услуги;
- Россия обладает высоким туристским потенциалом, но имеющиеся возможности используются в небольшом объеме, туристическая отрасль нуждается в развитии.
Теоретической основой исследования стали законодательные акты Российской Федерации, статистические данные, труды М.П. Бондаренко 3, А.Б. Гайдук 4,В. Зорина 9, Е.И. Ильина 10 и других.
Объект исследования: туристический бизнес в России.
Предмет исследования: проблемы российского туристического бизнеса.
Цель курсовой работы – изучить особенности и проблемы развития туристического бизнеса в России.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы туристической деятельности.
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы развития российской туристической отрасли.
Методы исследования: теоретический анализ, систематизация фактологических данных, анализ статистических данных, сравнение, обобщение, моделирование.
Глава 1. Теоретические основы туристической деятельности
1.1 Туризм как экономическая категория
Международная практика свидетельствует, что на современном этапе развития экономических систем, туризм - сфера, наиболее динамично развивается. Темпы его роста почти в два раза превышают темпы роста других отраслей мирового хозяйства. Туризм как сектор экономики способствует активному преодолению диспропорций экономического и социального развития отдельных регионов, хозяйственной и социально-демографической депрессивности, оживляет традиционные хозяйственные промыслы местного населения, интегрирует местное хозяйство в мировую экономическую систему и тому подобное. Стоит также отметить, что международный туризм для целого ряда развивающихся стран, является основной статьей экспорта услуг одним из основных источников поступления в эти страны иностранной валюты; выступает стабилизирующим рычагом формирования их бюджетов и кредитно-финансовых взаимоотношений с другими державами. Часть туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. С каждым годом количество международных туристов растет, так в 2006г. Они составляли 842 млн., а в 2014 - 1,138 млрд. человек. Общая сумма расходов в этой сфере в 2014 году составила 8668,0 млрд. долл. США. Общая сумма туристического экспорта составила 1383,8 млрд. дол. США(3,4% общего мирового экспорта), что сопоставимо с экспортом автомобильной и химической промышленности 16, с. 122.
В середине XX века правительства многих стран мира обратили серьезное внимание на развитие туризма, и в 1947 г. разрозненные международные туристические организации были объединены в Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Его действительными членами стали как государственные, так и негосударственные официальные национальные организации 116 стран мира.
Согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 1969 году, а также учитывая необходимость постоянных международных контактов с целью развития и координации туристических обменов, согласования политических, экономических, социальных и культурных аспектов деятельности стала, неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристическую организацию (ЮНВТО).
Имея длинную историю развития, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. Как отмечает В. Сапрунова, до сих пор отсутствует единое видение трактовки сущности туризма и его понятийного аппарата.
Однако, вопрос дефиниций и терминологии туризма является необходимым условием научной рефлексии явлений и процессов, характерных для туризма [20, с. 82].
Формирование понятия «туризм» происходит параллельно с развитием его как отрасли народнохозяйственного комплекса в мире. Туризм изначально не был объектом научного исследования и в первичном смысле общественного осознание трактовался как перемещение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Необходимость более четкого определения туризма возникла в середине ХХ века, когда туристические потоки значительно увеличились, соответственно как и их влияние на экономику государств. Инициированное в это время научное осмысление туризма как вида деятельности требовало установления его четкого категориального аппарата. Некоторые ученые считают, что туризм как экономическое явление сводится к понятию тура, то есть до деятельности туроператоров и турагентов. Такой точки зрения придерживаются некоторые зарубежные и отечественные ученые: М. Кабушкин, В. Хунцикер, при этом утверждают, что только незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов. Поэтому, как утверждают сторонники «генеральной теории туризма », которую вывели профессора Бернского университета В. Хунцикер и К. Крапф, нет необходимости выделять туризм в отдельную сферу. Суть «генеральной теории туризма» заключается в определении понятия «туризм» как совокупности отношений и явлений, возникающих при перемещении, и пребывание людей в местах, отличных от их постоянного места жительства и работы. Позже данное определение было принято за основу Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (АИЕСТ) [5, с. 83].
Туризм – это вид рекреации, связанный с выездом за пределы постоянного места жительства, активный отдых, во время которого восстановление работоспособности сочетается с оздоровительными, познавательными, спортивными и культурно - развлекательные целями [2, с. 21].
Исследователи Ю. Антонова и А. Краснова связывают туризм с рекреацией, и отмечают, что к «туризму, в первую очередь, относится обязательность перемещения человека, за пределы места своего постоянного проживания» и характеризует туризм как форму рекреации (активный вид отдыха) [14, с. 134]
В данных толкованиях не предусмотрены отношения, возникающие у тех, кто информирует туристов и мотивирует, предлагает различные варианты возможных целей поездок, транспортирует или сопровождает, обеспечивает проживание, лечение, связь, безопасность и тому подобное. В отличие от туристов, эти люди действуют в местах своего постоянного проживания, и заинтересованы в получении дохода.
Более широкое понятие «туризм» предоставляется швейцарским экономистом К. Каспаром, который рассматривает его как две внутренние системы: субъект туризма (собственно турист - потребитель туристических услуг, со всем многообразием его туристических потребностей и мотивов
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Афанасенко, И.Д. Туризм и реформирование экономики / И.Д. Афанасенко //Труды Академии туризма. – Вып. 1. – СПб. – 2015. – С. 53-67.
2. Бейдик, О.О. Словарь-справочник по географии туризма, Рекреология и рекреационной географии / А.А. Бейдик. – М .: Палитра, 2012. – 86 с.
3. Бондаренко, М.П. Теоретические основы развития индустрии туризма. /
М.П. Бондаренко. - Экономический журнал ХХ. - 2012. - № 3-4. – С. 19-22.
4. Гайдук А.Б. Факторы формирования и развития туристической системы в рыночных условиях / А.Б. Гайдук. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/9710/1/30.pdf – Дата обращения: 22.05.2019.
5. Герасименко, В. Рынки туристических услуг: состояние и тенденции развития: монография / Под общ. ред. профессора В.Г. Герасименко. - Одесса: Астропринт, 2013. - 334 с.
6. Для ФЦП по развитию туризма в России установят новые ориентиры и затем примут программу во втором полугодии 2019 года – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tourismsafety.ru/news_one_1148.html – Дата обращения: 22.05.2019.
7. Долженко, Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР Ростов-на-Дону: Печать, 2016. – 234с.
8. Дурович А.П. Организация туризма / А.П.Дурович. – СПб .: Питер, 2019. –320 с.
9. Зорин, И.В. . Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма [Электронный ресурс] / И.В. Зорин // Мастерская эффективного бизнеса. – 2011. – №7. – Режим доступа: http://www.master-effect.biz/index.php?id=134 – Дата обращения: 22.05.2019.
10. Ильина, Е.И., Основы туристской деятельности / Е.И. Ильина. – Москва: ОМЕГА, 2012. – 124 с.
11. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие / А.Д. Каурова. – М.: Герда, 2012. – 180 с.
12. Кифяк, В.Ф. Развитие туризма как один из сценариев улучшение социально-экономического состояния Черновицкой области. / В.Ф. Кифяк // Вестник Черновицкого торгово-экономического института КНТЭУ. - 2015. - Вып. ИИ (58). – С. 67-81.
13. Колосинская, М.И. Исследование теоретических подходов к определению категории «туризм». /Н.И. Колосинская // Экономика. Управление. Инновации. – 2011. – № 2. – С. 21-25.
14. Краснова, Ю.А.Понятие и юридические признаки туризма в Украине / Ю.А. Краснова, А.В. Антонова // Научный вестник Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. – 2014. – Вып. 197. – Ч. 3.- C. 132-140
15. Крачило, Н.П. География туризма: монография/Н.П. Крачило. – Киев: Высшая школа, 2017. – 208 с.
16. Любицева, А.А. Рынок туристических услуг / А.А. Любицева. М .: Альтерпрес, 2005. –436 с
17. Основы туристического бизнеса: учеб. посибие / М.П. Мальская, В.В. Худо, В.И. Чубук. - М .: Центр учеб. лит-ры, 2014. – 272 с.
18. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 2014 – 468 с.
19. Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг /В.Б. Сапрунова. – М.: Ось - 89, 2016. – 160 с.
20. Соловьев, Д.И. Совершенствование понятийного аппарата теоретического обеспечения функционирования туристической сферы / Д.И. Соловьев // Вестник Бердянского университета менеджмента и бизнеса. – 2011. – № 4 (16). – С. 82-88.
21. Тренды туризма 2019: мнения экспертов – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://welcometimes.ru/opinions/trendy-turizma-2019-mneniya-ekspertov – Дата обращения: 22.05.2019.
22. Туристический рынок в 2019 году: тенденции, риски, возможности – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/45571.html – Дата обращения: 22.05.2019.
23. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru – Дата обращения: 22.05.2019.
24. Фоменко, Н.В. Рекреационные ресурсы и курортология /Н.В. Фоменко. – М.: Центр учебной литературы, 2017. – 312 с.
25. Шаповал, Г.Ф. История туризма / Г.Ф. Шаповал. – Минск: ПечКом, 2017. – 234 с.
26. Bernecker, P. Methods and Media of Tourist Publicity / P. Bernecker. – Vienna: Austrian National Tourist Office, 2001. – 211 р.