Фрагмент для ознакомления
2
1. Формулировка исследовательской проблемы и разработка концептуальной модели исследования
Современный брендинг отличается высоким уровнем ориентации на создание устойчивых длительных конкурентных преимуществ для корпорации в связи с чем создаются и применяются новые технологии и методы обеспечения активного взаимодействия с целевой аудиторией, направленные на укрепление ее лояльности.
Тем не менее, понятие устойчивого развития в большинстве источников рассматривается с позиции обеспечения финансовой стабильности предприятия. Такая точка зрения представлена в работах подавляющего числа современных авторов, таких как М.И. Баканов, В.В. Ковалев, А.А. Колобов, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая, А.В. Грачев, А.Д. Шеремет и др. Причем, они обозначают понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» как синонимы. Одним из наиболее полных определений устойчивости является определение Е.Кучеровой «совокупность производственной, управленческой, экологической, маркетинговой и социально-экономической устойчивости» . Однако, в нем не находит место брендинг корпорации.
В качестве признаков устойчивого развития выделяют:
- прирост потенциала предприятия;
– повышение качества жизни лиц и организаций, которые имеют отношение к рассматриваемому предприятию в длительной перспективе;
– высокую динамику факторов внешней среды;
– оригинальность принимаемых управленческих решений;
– постоянность и высокую трудоемкость обеспечения развития предприятия;
– допустимый уровень отклонений фактических показателей деятельности предприятия от их плановых .
В числе вышеуказанных признаков бренд никак не обозначается.
Тем не менее, именно устойчивость лояльности целевой аудитории определяет его силу в долгосрочной перспективе и делает его брендом-лидером, формирует потенциал для наращивания силы бренда и ее распространения на различные географические и демографические сегменты рынка. Каждая корпорация – брендообладатель ставит перед собой цель создание такого бренда, что позволит ей сохранять длительную ярко выраженную конкурентоспособность и получать дополнительную прибыль от владения брендом.
В современных исследованиях (Грошев И.В. , Селега Ж. ) именно ориентация на устойчивое развитие определяется как генеральное стратегическое направление бренд-менеджмента. Авторами подчеркивается значимость процессов, определяющих и наполняющих стратегию поведения компании на рынке и определения ее будущих позиций. Однако, данный подход в большей степени сконцентрирован формировании стратегически ориентированной системы маркетинга и обозначения наличия в ней бренд-менеджмента.
Таким образом, представляется целесообразным сформировать новое определение устойчивого развития предприятия как совокупность системных и стратегически ориентированных производственных, управленческих, экономических мероприятий, а также мероприятий по укреплению позиций корпоративного бренда, направленных на достижение целевых и прогрессивно изменяющихся показателей деятельности компании.
Далее исследователи в области бренд-менеджмента предпринимают попытки определить роль бренда в достижении устойчивости предприятия на рынке. Однако, данная задача относится к категории особенно сложных и малоисследованных. В ученой среде нет единого понимания универсальных и однозначно эффективных методов и механизмов создания бренда, формирующего предпосылки и условия для устойчивого развития корпорации.
Представляется сложным выявить какие аспекты ценности бренда являются наиболее значимыми для потребителей и целевой аудитории, какие из них формируют лояльность и позволяют корпорации сформировать стратегическую ассоциативность бренда.
В данном аспекте выделяют несколько подходов:
- функциональный,
- эмоционально-психологический,
- ценностно-личностный.
Функциональный подход обозначает значимость функциональных ценностей бренда, выражаемых в качественных характеристиках продуктов и услуг, которые выпускает компания и распространяется на все аспекты коммуникаций с целевой аудиторией.
Эмоционально-психологический подход аргументировано определяет приоритетную значимость эмоций и психологических реакций в формировании лояльности к бренду, таких как восторженность, удивление, наслаждение, радость и т.п. Положительные ощущения составляют основу эмоциональной платформы бренда.
Ценностно-личностный – определяющий приоритетность проявления общечеловеческих ценностей в позиционировании бренда и в используемых в процессе брендинга методах и технологиях. К такого рода ценностям относятся:
- бережное отношение к окружающей среде, экологическое производство, участие в решение глобальных проблем человечества (сохранение водных ресурсов, защита вымирающих видов животных и т.п.),
- приоритет семейных ценностей, важность внимания к близким и т.п.,
- приоритет общественных ценностей, таких как выполнение важных социальных задач – помощь больным людям, детям-сиротам и т.п.,
- приоритет ценностей искусства, спорта и здорового образа жизни – как ключевых приоритетов развития общества.
Однако, перечисленные подходы не являются исчерпывающими и с каждым годом появляются новые, обозначающие более современные тренды и потребности общественного и потребительского сознания.
Таким образом, перед корпорацией, ориентированной на устойчивое развитие встает обширный блок проблем – выявить именно те основы брендинга, которые сделают корпорацию стабильно развивающейся в стратегической перспективе.
Для решения данной задачи представляется целесообразным сформировать концептуальную модель, представленную следующими элементами (рис.1):
Рис.1. Концептуальная модель исследования
В данной концептуальной модели основу составляет интерпретация корпорацией ценностной платформы бренда, которая должна сочетаться или определять ценности развития корпорации, учитывающие ее понимание стратегического развития:
- соответствовать ценностям компании,
- сочетаться с видением стратегического целедостижения компании,
- соответствовать философии компании,
- проявлять вышеуказанные стратегические элементы стратегической ценностной основы компании.
Именно ценностная платформа должна быть стратегически-ориентированной, т.е. учитывать перспективы развития компания на период не менее 15 лет. В данной модели все элементы рассматриваются как части единого целого, формирующие потенциал устойчивости и стратегического развития компании. Именно бренд является ядром данной модели как хранитель и носители ценностной философии корпорации.
Современные исследователи выделяют, что концепция бренда как элемент данной концептуальной модели – это идея, заложенная в бренде и включающая в себе ответы на вопросы: для кого? Что? По какой цене? Как? Концепция определяет позиционирование бренда и его ориентацию на конкретные сегменты целевой аудитории. Тем не менее, для формирования концепции необходимо провести исследование целевой аудитории и выявить ожидания, требования потребителей, изучить их ценностные ориентации и т.п .
Именно при проведении вышеуказанных исследований особенно важно определить именно стратегические ценностные основы потребительских ожиданий и приоритетов. В данном отношении именно активный диалог с потребителями поможет добиться оптимальных результатов и определить какие ценности являются совместимыми с ценностями бренда и на какие сделать основные акценты.
Далее данную модель составляют коммуникации и технологии, а также иные аспекты процессов брендинга, формирующие возможность активных коммуникаций с целевой аудиторией и потребителями и донесение до них ценностей бренда, убеждении в единение ценностных ориентаций и принципов.
Исследования развития понимания значимости корпоративного бренда и его ценности в сознании потребителей выявляют главные, особенно важные для потребителей концептуальные основы бренда и его философии.
Разнообразие понимания концепции роли брендинга в достижении устойчивости развития предприятия во-многом обусловлена неоднозначностью восприятия сущности корпоративного бренда, как единой бренд-концепции организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А. Корпоративный бренд как фактор интеграционной синергии // Вестник ВУиТ. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-brend-kak-faktor-integratsionnoy-sinergii (дата обращения: 23.01.2019).
2. Буракова А.И. История исследования общества потребления / А.И. Буракова, Н.Г. Пряхин // Субъективное и объективное в историческом процессе – Донецк: ГОУВПО «ДонНТУ», 2017. – С. 362-367.
3. Грошев И.В. Системный бренд-менеджмент: учебник для студентов вузов / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
4. Казаков А.В., Приходько А.Н., Тэор Т.Р. Основные принципы формирования сильного бренда работодателя и его влияние на корпорнативную репутацию // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6-1. – С. 190-196;
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Ф. Котлер, К. Келлер. — СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
6. Кривоносов А.Д. Ad story как ментальный инструмент брендинга / А.Д. Кривоносов // Брендинг как коммуникативная технология XXI века. – СПб.: СПбГЭУ, 2017. – С. 135-138.
7. Кучерова Е. Н. Современный подход к устойчивому развитию предприятия // Вестник ОГУ. 2007. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-ustoychivomu-razvitiyu-predpriyatiya-1 (дата обращения: 07.06.2019).
8. Елистратов В. Нейминг. Искусство называть / В. Елистратов, П. Пименов. – М.: Омега-Л, 2012. – 304 с.
9. Потолокова Мария Олеговна, Гурушкин Павел Юрьевич Брендинг: особенности использования // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brending-osobennosti-ispolzovaniya (дата обращения: 07.06.2019).
10. Пряхин Н. Г. Брендинг в современном мире (социально-философский анализ) / Н. Г. Пряхин // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 11 (65) Часть 1. — С. 72—74. — URL: https://research-journal.org/philosophy/brending-v-sovremennom-mire-socialno-filosofskij-analiz/ (дата обращения: 23.01.2019). doi: 10.23670/IRJ.2017.65.164
11. Сегела Ж. Ностальгия по будущему / Ж. Сегела, Т. Лебедева. – М.: Издательство МГУ, 2014.
12. Чагарбиев С. Н. Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 108.
13. Этические нормы: Burberry отказываются от натурального меха. Журнал VoGue [Электронный источник]// https://vogue.ua/article/fashion/brend/eticheskie-normy-burberry-otkazyvayutsya-ot-naturalnogo-meha.html (Дата обращения: 25.05.2019 г.)
14. Alireza Alizadeh, Asgharmoshabaki, Seyyed Hamid Khodadad Hoseini, Asadolla Kord Naiej «The Comparison of Product and Corporate Branding Strategy: a conceptual framework» // Journal of Business and Management, 2016, Volume 16, Issue 1. Ver. IV (Jan. 2014), PP 14-24
15. Francisco Guzman, Stuart Roper, Leonor Vacas de Carvalho «Branding and sustainable growth» // Journal of Product & Brand Management, 2013 Vol. 22 Issue: 7, https://doi.org/10.1108/JPBM-10-2013-0417
16. Hans Ruediger Kaufmann, Sandra Maria Correia Loureiro, Agapi Manarioti «Exploring behavioural branding, brand love and brand co-creation»// Journal of Product & Brand Management, 2016, Vol. 25 Issue: 6, pp.516-526, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2015-0919
17. Leslie de Chernatony, Susan Cottam (née Drury) «Internal brand factors driving successful financial services brands» // European Journal of Marketing, 2016, Vol. 40 Issue: 5/6, pp.611-633, https://doi.org/10.1108/03090560610657868
18. MasumeHosseinzadehShahri The effectiveness of corporate branding strategy in multy-business companies // Australian Journal of Business and Management Research, 2011, Vol.1 No.6, p. 51-59
19. Mike Schallehn, Christoph Burmann, Nicola Riley Brand authenticity: model development and empirical testing // Journal of Product & Brand Management, 2014, Vol. 23 Issue: 3, pp.192-199, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2013-0339
20. Minna Törmälä, SailaSaraniemi "The roles of business partners in corporate brand image co-creation" // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.29-40, https://doi.org/10.1108/JPBM-01-2016-1089
21. Roderick J. Brodie, Maureen Benson-Rea, Christopher J. Medlin Branding as a dynamic capability: Strategic advantage from integrating meanings with identification // Marketing Theory, 2016, 12, p.23-26
22. Sally Raouf Ragheb Garas, Amira Fouad Ahmed Mahran, Hassan Mohamed Hussein Mohamed Internal corporate branding impact on employees’ brand supporting behaviour // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.79-95, https://doi.org/10.1108/JPBM-03-2016-1112
23. Salim L. Azar, Isabelle Aimé, Isabelle Ulrich Brand gender-bending: The impact of an endorsed brand strategy on consumers’ evaluation of gendered mixed-target brands // European Journal of Marketing, 2018, Vol. 52 Issue: 7/8, pp.1598-1624, https://doi.org/10.1108/EJM-04-2017-0278
24. Urška Tuškej, Klement Podnar Consumers’ identification with corporate brands: Brand prestige, anthropomorphism and engagement in social media // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.3-17, https://doi.org/10.1108/JPBM-05-2016-1199
25. Vish Maheshwari, Dave Bamber, Ian Vandewalle Place branding's role in sustainable development// Journal of Place Management and Development. – 2011. - № 4(2), p 198-213