Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успешное развитие любого предприятия напрямую зависит от того, насколько качественно на высшем уровне проработаны вопросы касательно стратегического планирования и управления. Важно отметить, что стратегическое планирование – настоящее искусство, овладев в совершенстве которым можно успешно справиться с поставленными задачами, как в плане реализации стратегии, так и формирования адекватных оперативных и долгосрочных планов. Недостаточная проработанность отдельных вопросов в данной области, отсутствие единых подходов к разработке инструментов стратегического планирования на предприятии делают тему «Анализ финансовых аспектов документов стратегического планирования Республики Карелия» актуальной и значимой.
Основные цели работы:
- определение сущность и значение стратегического планирования;
- выявление роли и особенностей стратегического планирования в РФ;
-анализ финансовых аспектов документов стратегического планирования Республики Карелия
- оценка эффективности государственных программ в республике;
- обозначение проблем и путей совершенствования финансового обеспечения реализации документов стратегического планирования.
При написании работы были использованы нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий Респ. Карелия, справочные пособия по стратегическому планированию, монографии, информационные источники по рассматриваемой тематике.
1. Значение и роль стратегического планирования в экономике
1.1 Сущность и значение стратегического планирования
Современное стратегическое планирование[1] - специфический вид планирования на предприятии (организации), научное обоснование которого было начато сравнительно недавно. Стратегическое планирование можно представить, с одной стороны, как научную дисциплину, создающую методы, методики планирования стратегии, подходы, как особого вида плановых документов, при помощи которых организация в будущем будет способна успешно осуществлять свою предпринимательскую деятельность, а с другой, как стратегический процесс, который содержит комплекс действий, имеющих целью планирование одной или нескольких стратегий (стратегический план).
При все при этом критерием успешности в зависимости от целей, специфики производства и рыночного окружения предприятия могут выступать различные показатели (быстрая реакция на внешние изменения, высокая эффективность и рентабельность, приемлемый уровень инновационности), и пр.
Важно отметить, что для каждого уровня нестабильности можно выбрать такую комбинацию элементов системы управления, которая позволит оптимизировать деятельность организации, разработать определенную «схему» действий, зафиксированную в стратегии. В этом, по сути, и заключается основной смысл стратегии, стратегического планирования - – стандартизация правил принятия управленческих решений в прогнозируемых ситуациях, таким образом, чтобы уменьшить возможные временные затраты для принятия решения.
Стратегическое планирование - одна из главных функций управления, представляющая собой процесс выбора основных целей организации, а также путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает важную основу для всех управленческих решений. Функции мотивации, организации, контроля ориентированы на выработку соответствующих стратегических планов. Не применяя основные выгоды стратегического планирования, предприятие в целом и отдельные люди в частности лишены адекватного способа оценки цели, основных направлений корпоративного предприятия. Можно сделать вывод, что процесс стратегического планирования обеспечивает необходимую основу для управления членами организации.
Также стратегическое планирование как таковое дает уникальную возможность и менеджменту и акционерам компании определиться с основным направлением, а также темпом развития бизнеса, понять, какие именно организационные, структурные изменения могут произойти в компании, а также очертить глобальные тенденции в развитии рынка, чтобы она стала в достаточной степени конкурентоспособной, в чем ее главное и отличительное преимущество, какие именно инструменты и приемы необходимы ей для успешного развития[4].
Важно заметить, что до последнего времени стратегическое планирование оставалось преимущественно прерогативой крупных международных концернов. Однако в последнее время ситуация стало несколько меняться, и, как показывают многочисленные исследования в данной области, появляется в мире все больше крупных компаний, которые представляют средний бизнес, начинают активно заниматься вопросами адекватного стратегического планирования.
С исторической точки зрения, возникновение стратегического планирования развития предприятия (фирмы) в условиях становления рыночной экономики можно отнести примерно к первой половине 20-го века. Изначально такое планирование выступало как некое долгосрочное планирование, когда основным было утверждение о перенесении тех (иных) тенденций развития предприятия на будущее. При подобном подходе наиболее значительные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда основные тенденции роста прогнозировались на перспективу. В таком случае обеспечение предприятия с ресурсной точки зрения рассматривалось либо как накопление ресурсов для возможного «рывка» в будущем, либо как использование уже накопленного потенциала для получения дополнительной прибыли.
Внешняя деловая окружающая среда для компаний стала недостаточно стабильной, чтобы трендовые характеристики могли дать необходимые практические результаты. Стремительное ужесточение конкуренции на рынке, борьба за конечного потребители, многие другие факторы – все это, в конечном итоге, потребовало пересмотра качественной разработки новейших концептуальных положений в области планирования развития предприятия, ориентированного на долгосрочную перспективу.
В соответствии с данным подходом планирование стало носить целевой характер, когда ресурсы организации рассматривались в качестве основного средства достижения целей, а план представлял собой некий набор возможных альтернатив на основе предугаданных (с экономической точки зрения) изменений внешней деловой окружающей среды. В дальнейшем такое направление плановой деятельности получило название «стратегическое планирование» (strаtеgiс plаnning) и стало широко применяться в той или иной мере преуспевающими фирмами промышленно развитых стран.
В последнее время за рубежом довольно отчетливо наметилась тенденция к обобщению и осмыслению результатов проведенных исследований в сфере стратегического планирования и управления. Касательно школ планирования, здесь можно выделить различных ученых, внесших в разное время свой неоценимый вклад в развитие данного вопроса (Школа Власти Макмиллана Б., Школа внешней среды Эстли У., Школа предпринимательства Шумпетера Б., Школа обучения Нельсона Р.).
1.2 Роль и особенности стратегического планирования в РФ
В основе развитие любого предприятия находится правильно сформулированная и понятная всем сотрудникам миссия организации. Под данным термином принято понимать концептуальное намерение двигаться в выбранном направлении. Обычно в миссии конкретизируется статус анализируемого предприятия, проводится описание основных особенностей и принципов его работы, реальные намерения руководства, определяются его наиболее важные хозяйственные характеристики. Именно миссия отвечает за выражение устремленности в будущее, показывает именно то, на что будут направлены основные усилия организации, какие именно системы ценности будут при этом наиболее приоритетными.
Как отмечает Гумба Х., миссия не должна зависеть от текущего состояния компании, на ней не должны сказываться финансовые проблемы. Многие компании в свое время оказались убыточными, неспособными вести свою предпринимательскую деятельность только потому, что миссия не была сформулирована должным образом. Важно понимать отличие миссии от цели[4].
Цель – это уже конкретизация миссии в компании в форме, которая доступна для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования состоят в:
- непротиворечивости и согласованности с другими миссиями и ресурсами
- конкретности и измеримости;
- четкой ориентации на определенный интервал времени;
- адресности и контролируемости. Исходя из целей и обозначенной миссии существования организации формируются соответствующие стратегии развития, а также определяется политика организации[7].
Стратегический (портфельный) анализ – основной элемент стратегического планирования. В современной литературе по менеджменту и