Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-трудовые отношения – это различные взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами, а также их группами в процессе трудовой деятельности. В системе бухгалтерского учета одно из центральных мест занимает именно учет социально-трудовых отношений. Цель возникновения и развития социально-трудовых отношений - регулирование и улучшение качества трудовой жизни. В свою очередь труд - важнейший элемент издержек производства и обращения.
Важно отметить, что понятие социально-трудовые отношения шире, нежели просто трудовые отношения. Оно включают в себя все отношения социальной сферы, а именно: трудовые отношения, отношения, связанные с социальным обеспечением, бытовым обслуживанием.
Учет расчетов с персоналом по заработной плате, оплате отпусков, социальных пособий, расчет страховых взносов - крайне трудоемкий и ответственный участок работы бухгалтера, поэтому тема исследования является весьма актуальной.
Исследование практики нормативно-методического обеспечения расчетов по оплате труда выявило отсутствие должного методического обеспечения регулирования этой сферы социально-трудовых отношений, как на общенациональном, так и на корпоративном уровнях. Используемый в российской экономической практике термин «оплата труда» нуждается в понятийном уточнении, поскольку в нем в условиях конкурентного рынка формализуется множество элементов системы социально-трудовых отношений в цепочке «работодатель – работник – работодатель».
В настоящее время обеспечение грамотной кадровой политики, применение новейших методов организации труда и оценки его результатов перешло в разряд первоочередных задач стратегического развития каждого экономического субъекта. В решении этих задач центральное место отводится совершенствованию системы управления расчетов с персоналом и такими ее функциональным элементам, как бухгалтерский учет, экономический анализ, финансовая отчетность и контроль.
Основной целью работы является изучение порядка организации бухгалтерского учета и аудита социально-трудовых отношений. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- описать основные понятия, цели и задачи бухгалтерского учета социально-трудовых отношений;
- проанализировать действующие системы нормативного регулирования бухгалтерского учета социально-трудовых отношений в России и за рубежом;
- изучить документальное оформление социально-трудовых отношений;
- отразить социально-трудовые отношения на счетах бухгалтерского учета, в регистрах и бухгалтерской отчетности выбранной для анализа компании ПАО «Связь»;
- предложить меры по усовершенствованию учета социально-трудовых отношений, своевременному обнаружению и предупреждению искажений учетной и отчетной информации выбранной компании ПАО «Связь».
В первой главе работы рассматривается содержание и нормативное регулирование учета и аудита социально-трудовых отношений. Проанализированы основы бухгалтерского учета социально-трудовых отношений. Представлена методология оценки качества трудовой жизни и социально-трудовых отношений.
Во второй главе представлен анализ варианта организации бухгалтерского учета социально-трудовых отношений в конкретной организации ПАО «Связь».
Источниками информации для написания работы послужили законодательные нормативные акты, а также работы российских авторов, посвященные проблемам и практике бухгалтерского учета и аудита социально-трудовых отношений.
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ УЧЕТ
1.1 Нормативно-правовое регулирование социально-трудовых отношений на уровне организации
Основой регулирования социально-трудовых отношений выступает нормативно-правовая база, включающая в себя нормативные акты и организационно-распорядительные документы организации.
В Российской Федерации законодательная база охватывает сферу регулирования социально-трудовых отношений по следующим направлениям: условия труда (оплата труда, охрана труда, социальные гарантии); социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование, выплаты социальных пособий слабозащищенным слоям населения, политика поддержания уровня жизни и политика дифференциации доходов населения); занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы, инвестиционная деятельность государства); миграционная политика, демографическая политика и др.
Цель законодательного регулирования социально-трудовых отношений заключается в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей для обеспечения устойчивого развития организации.
Главным базовым законодательным документом для Российской Федерации в целом, и для организаций в частности, имеющий в своем составе статьи, посвященные социальным и трудовым аспектам, является Трудовой кодекс РФ, в котором излагаются основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяются стороны трудовых отношений, их основные права и обязанности, отражаются различные аспекты социального партнерства в сфере труда. Здесь же нашли свое отражение правовые аспекты, касающиеся трудового договора, материальной ответственности сторон трудового договора, рабочего времени, оплаты и нормирования труда, а также основные требования, касающиеся трудового распорядка и дисциплины труда. Кроме того, в Трудовом кодексе РФ существенное внимание уделено особенностям регулирования труда отдельных категорий работников, защите трудовых прав работников, а также разрешению трудовых споров.
Наряду с этим, необходимо отметить, что российская нормативно-регулирующая система социально-трудовых отношений имеет недостаток, выраженный в декларативном характере многих законодательно-правовых и нормативных документов, а также в отсутствии эффективного механизма реализации положений конкретных документов в практической деятельности.
Так, к существенным недостаткам, с нашей точки зрения, можно отнести наличие возможности у хозяйствующих субъектов «уклониться» от социальной ответственности перед своими работниками, а также преимущественно в рекомендательном характере статей, регулирующих принципиально важные аспекты формирования всей системы социально-трудовых отношений.
Отсутствие перечня вопросов, обязательных к отражению в каждом соглашении, коллективном договоре приводит к возникновению споров между сторонами уже на этапе определения рамок ответственности субъектов социально-трудовых отношений.
Отсутствие законодательного закрепления обязательности участия работников в управлении организацией на практике
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Горелова Н.А. Экономика труда / Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
2. Козина И.М. Социально-трудовые отношения на предприятиях: возможности оценки: материалы междунар. науч. конф по проблемам развития экономики и общества. – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – С. 367–375.
3. Фомин О.С. Методические подходы к оценке социально-трудовых отношений / О.С. Фомин, А.В. Михилев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2014. – № 6. – С. 23–26.
4. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерения и оценка, контроль и повышение / Д.С. Синк. – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.
5. Horst D.J., Broday E.E., Bondarick R., Serpe L.F., Pilatti L.A. Quality of Working Life and Productivity: An Overview of the Conceptual Framework. International Journal of Managerial Studies and Research (IJMSR), 2014, vol 2, pp 87–98. URL: https://www.researchgate.net/profile (дата обращения: 29.05.2019).
6. Фаузер В.В. Социально-трудовые отношения: содержание, механизм управления, зарубежный опыт / В.В. Фаузер, И.Г. Назарова, В.В. Фаузер. – Сыктывкар – Ухта: УхтГТУ, 2010. – 102 с. URL: http://vvfauzer.ru/pub/mon/m–2010–1.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
7. Романов А.Н. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки / А.Н. Романов, В.М. Жеребин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 с.
8. Нехода Е.В. Социально-трудовые отношения: результаты исследований в России и Украине / Л.В. Беззубко, Е.В. Нехода. – Томск: Томский государственный университет, 2013. – 372 с.
9. Нехода Е.В. Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие трудовых отношений // Вестник Томского госуниверситета. – 2008. – № 314. – С. 147–151.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat–main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 29.05.2019).
11. Труд и занятость в России – 2018. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15–36/Main.htm (дата обращения: 29.05.2019).