Фрагмент для ознакомления
2
Следует заметить, что юридическая практика (законотворчество) по противодействию использования выгод международных налоговых соглашений, идет в разном направлении у Казахстана, Армении и России.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.309 и с п. 3 ст. 284 НК РФ по доходам в виде дивидендов, полученным иностранной организации от российской организации, применятся ставка налога на прибыль организаций в размере 15%, а в случае если получатель российское физ.лицо налог составит 9%. При выплатах роялти нерезиденту такой доход облагается налогом на прибыль у источника выплаты такого дохода (пп.4 п.1 ст. 309 НК РФ) по ставке 20% (п.1 ст. 310 и пп.2 п.1 ст. 284 НК РФ). Выплаты процентов по займам и иным долговым инструментам в пользу нерезидентов облагаются аналогично по ставке 20%
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства согласно ст. 7 НК РФ. Большинством российских налоговых соглашений установлены нулевые ставки по налогу на прибыль при выплате роялти и процентов, а также установлены пониженные ставки при выплате дивидендов зарубежным компаниям.
При перераспределении активов и капитала между группой юридических лиц (в том числе, международных групп компаний) ставится цель не только физически передать имущество (имущественные права), но и в том числе, получить налоговую выгоду от такой операции.
Применить положения международных договоров для освобождения от налогообложения становится возможным, если:
а) Иностранная организация не действует через постоянное представительство (филиал), либо он не аккредитован.
б) Иностранная организация предоставит налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения.
в) Этот документ заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведен на русский язык.
Отметим, что такое подтверждение действует только в течение календарного года.
Практика двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения во внешней торговле широко применяется и другими бывшими республиками СССР. Согласно конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Нидерландами от 4 октября 1995 при соответствии определенным условиям, указанным в данной конвенции, дивиденды, выплачиваемые из Украины в Нидерланды, не облагаются налогом у источника в Украине. При определенных условиях, указанных в конвенции, данные дивиденды не облагаются налогами и в Нидерландах.
Аналогичный налоговый режим предусмотрен данной конвенцией по выплатам из Украины в пользу резидентов Нидерландов в виде роялти. Ставка налога на прибыль на выплачиваемые проценты в пользу резидентов Нидерландов составит 2-10%. Нулевые налоги у источника предусмотрены также и для ряда других операций в Украине с участием резидентов Нидерландов.
Аналогичная интересная ситуация на Украине существует для резидентов Кипра. Доходы кипрских компаний, получающих дивиденды, проценты, роялти и ряд других доходов от источников в Украине не облагаются налогом на прибыль в Украине согласно действующему соглашению между правительствами СССР и Кипра об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29 октября 1982 года. Украинские власти активно борются с использованием схем ухода от налогообложения с использованием кипрских компаний потому, что на долю Кипра приходится основной объем вывода капитала из Украины.
Для резидентов Кипра в разное время вводились определенные налоговые ограничения. В данный момент настроения политического истеблишмента Украины нацелены на расторжение действующей редакции соглашения об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром, предусматривающей на данный момент нулевую ставку налога даже на выплату дивидендов. Армения пошла более жестко. Даже при наличии заключенных соглашений об избежании двойного налогообложения, при реализации акций (долей) армянских компаний, активы которых состоят из недвижимых активов, в Армении все равно уплачивается налог 10% (вместо стандартных 20%). В некоторых международных соглашениях указаны сходные налоговые режимы. Однако Армения имеет реально применяемые соглашения с некоторыми условными оффшорами, по которым предусмотрены пониженные ставки налога при осуществлении предпринимательской деятельности на ее территории и даже нулевые ставки при продаже долевых участий в армянских компаниях. Речь, например, идет о соглашении с ОАЭ.
Казахстан не имеет действующего соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, однако имеет соглашения с рядом других стран, предусматривающих налоговые преимущества и режимы налоговых освобождений некоторых доходов. При использовании компаний тех же НИдерландов на территории Казахстана согласно конвенции об избежании двойного налогообложения между Казахстаном и Нидерландами от 26 апреля 1996 года дивиденды, распределяемые из Казахстана в пользу резидентов Нидерландов облагаются по более сниженной ставке налога на прибыль в размере 5% вместо стандартных 15-20%, а проценты и роялти облагаются в Казахстане налогом на прибыль по ставке 10%.
Следует отметить, что Казахстан почти во всех заключенных соглашениях об избежании двойного налогообложения облагает роялти и проценты налогом на прибыль по ставке 10% вместо стандартных 20%. Единственное исключение - это соглашение между Казахстаном и Испанией, которым предусмотрены нулевые ставки по роялти и процентам по займам, выплачиваемым в пользу резидентов Испании. С одной стороны, в настоящий момент испанские компании выгодно использовать в Казахстане для инвестиций или вывода прибыли из Казахстана, с другой стороны, данное соглашение сейчас пересматривается и возможно, как и в соглашениях с другими странами для резидентов Испании будет введен 10% налог, удерживаемый в Казахстане на выплаты в виде роялти и процентов.
Однако даже формальное наличие ставок налогов на некоторые виды доходов, в большинстве случаев, никак не может влиять на возможность налоговой оптимизации на территории Казахстана с использованием оффшоров или резидентов стран, с кем заключены соглашения об избежании налогообложения. Форма и формат способов налоговой оптимизации может быть разнообразным и зависит от агрессивности модели налоговой оптимизации, внедряемой под нужды конкретного бизнеса.
Документами, подтверждающими постоянное местопребывание иностранной организации, могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Такие документы, как свидетельства о регистрации (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров не могут рассматриваться в РФ в качестве подтверждения. При предоставлении иностранной организацией необходимых документов, подтверждающих ее местонахождение, налоговому агенту, выплачивающему доход, предоставляется освобождение от удержания налога у источника выплаты или он удерживается по пониженным ставкам.
Глава 2.Особенные вопросы двусторонних межгосударственных соглашений по внешнеэкономической деятельности
2.1.Двусторнние соглашения по инвестиционным направлениям
Двухсторонние договоры, являясь наиболее гибким инструментом регулирования межгосударственных инвестиционных соглашений, способны оказывать непосредственное регулирующее воздействие на субъектов этих отношений, компенсируя, таким образом недостаток незавершённости и нестабильности российского инвестиционного законодательства.
Их актуальность определяется важностью содержащихся в соглашениях гарантий от некоммерческих рисков, которые государства взаимно предоставляют инвесторам друг друга. Подобные гарантии включают в себя: гарантии от национализации; гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмом и другие. Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопасность его капиталовложений. И их наличие рассматривается как стремление принимающего государства обеспечить максимальную сохранность иностранной собственности и не принимать мер по её принудительному изъятию. Таким образом, заключая двухсторонние соглашения в сфере иностранных инвестиций, государство может претендовать на роль более надёжного партнёра.
В отношении иностранных инвестиций цели двухсторонних соглашений в этой сфере:
1. Создать благоприятный режим для инвестиций и связанной с ними деятельностью.
2. Обеспечить надлежащую защиту иностранной собственности.
3. Предоставить инвесторам возможность беспрепятственного перевода доходов, полученных от инвестиционной деятельности.
4. Гарантировать рассмотрение споров в международном арбитраже .
Рассматривая двухсторонние договоры в сфере иностранных инвестиций, следует чётко отграничивать их от инвестиционных контрактов. Они отличаются по своему субъектному составу. Двухсторонние договоры – это соглашения между равнозначными субъектами – государствами, инвестиционные контракты – это соглашение между субъектами с разным статусом (диагональные отношения), между государством и физическими, либо юридическими лицами. На взгляд автора, следует согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой под инвестиционным контрактом понимается институт международного частного права, являющийся средством конкретизации и индивидуализации норм национального и международного права по регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Наиболее распространёнными видами инвестиционных контрактов являются договоры о концессиях и договоры о разделе продукции. Сложность в определении правовой природы инвестиционных контрактов заключается в том, что статус у субъектов, вступающих в правоотношение разный: государства обладают суверенитетом и более универсальной правоспособностью, иностранные физические и юридические лица гражданской правоспособностью.
Ратификация двухсторонних договоров происходит в соответствии со статьями 104, 105, 106 и 107 Конституции РФ. Правительство, в соответствии со ст.114 Конституции РФ, подписывает двухсторонние договоры, затем вносит в Государственную Думу РФ проект федерального закона о их ратификации. Принятые Государственной Думой РФ, они передаются на рассмотрение Совета Федерации, а в случае принятия направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. После этого договор считается ратифицированным.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000
2. Гурова Г.А., Кандакова Г.В. Проблемы развития аграрного рынка и формирование механизмов товарного менеджмента в условиях реализации политики импортозамещения в России //Экономика и предпринимательство, 2015, № 6-3(59-3), с.108-118
3. Доронина Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях в РФ. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000.
4. Доронина Н.Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях //Журнал российского права. 2002. № 11
5. Кандакова Г.В, Гурова Г.А., Чудакова Е.А. Место и роль малого бизнеса в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности //Экономика и предпринимательство, 2015, № 5-2(58-2), с.934-938
6. Международное частное право. Учебник / под.ред. Г.К. Дмитриевой. – М.: «Проспект», 2000.
7. Овсянников Д.П. Содержание и принципы двусторонних торговых договоров России с зарубежными государствами. Дисс. к.э.н. М.: 2012 - 168 с.
8. Рагулина Ю. В. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - ISBN 978-5-98281-398-5.
9. Руднева А.О. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2013. - 234с.
10. Шуйский В. П. Новые тенденции в международной торговле товарами в посткризисные годы //Российский внешнеэкономический вестник, 2015, №9, 42-54