Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что современное состояние экономики РФ, высокая динамичность и сложность внешней среды, усиление влияния со стороны конкурентов требуют от высокотехнологичных компаний системного и непрерывного развития, разработки методов оценки планирования, а также реализации своего потенциала.
В современной экономике основным условием устойчивого развития организации становится переход на новый уровень организации бизнес-процессов, своевременная подготовка к освоению новых технологий и видов продукции, а также осуществление последовательных мер по росту эффективности производства. Все это предполагает потребность в формировании долгосрочной стратегии, которое обеспечивало бы индикативное планирование хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений.
Чем выше уровень неопределенности и динамика изменения во внешней среде предприятия, тем актуальней для него формирование стратегии развития и, как следствие, стратегическое планирование, основными элементами которого являются стратегические цели, проекты, решения и программы развития. В сфере высоких технологий изменения во внешней среде предприятия отличаются своим постоянством и высокой частотой. Поэтому в данной сфере деятельности руководству предприятия следует серьезно подойти к вопросу формирования и реализации проекта как основы поступательных изменений и модернизации деятельности компании.
Исследованию инновационной модели развития экономики, влияния инноваций на экономический рост, производительность труда, стратегий и механизмов формирования инновационных конкурентных преимуществ посвящены труды М.Абрамовица, В.Баумоля, М.Бунчука, С.Глазьева, Э.Денисон, А.Дагаева, Ч. Эдквист, Ч.Джонсона, Н.Иванов, Л.Канторовича, Б.Лундвала, Г.Менша, Р.Нельсон, Й.Парка, Н.Розенберга, П.Ромера, Б.Санто, Д.Сахала, Р. Солоу, С.Стерна, Б.Твисса, С.Уинтера, Р.Фостера, К.Фримена, Дж.Фурмана, Н.Шелюбськои, Ф.Шерера, Й.Шмуклера, Й. Шумпетера и др..
Вместе с тем, в работах отечественных и зарубежных ученых многие аспекты данной научной проблемы освещены недостаточно. Требует более детального исследования проблема разработки эффективной инновационной стратегии для стран с переходной экономикой, в том числе и России, а также пути преодоления технологического разрыва со странами - мировыми инновационными лидерами в контексте финансирования инновационных разработок.
Целью исследования является оценка инновационных проектов компании «COCA-COLA».
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль инноваций в современной экономике;
- изучить инновационную активность компании «COCA-COLA»;
- провести оценку эффективности инновационного проекта «COCA-COLA».
Объект исследования «COCA-COLA».
Предметом исследования являются инновации.
Предметом исследования является механизм влияния инноваций на формирование конкурентных преимуществ национальной экономики.
Методологической основой исследования является системно-структурный подход к анализу экономических явлений и процессов. Исследование проведено с использованием методов: статистического, качественного и количественного, сравнительного анализов, группам и классификации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций
Инновация в широком смысле есть внедрённое новшество, обеспечивающее качественное повышение эффективности процессов или изделий, востребованное рынком, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека [4, с. 15].
В менеджменте инновации направлены на достижение или поддержание требуемого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности организации или предприятия[5, с. 33].
Инновационная деятельность является сложной, постоянно меняющейся системой взаимодействия различных методов, приемов, факторов и органов управления, занимающихся научным поиском, созданием усовершенствованных видов продукции, обновлением оборудования и предметов труда, технологических процессов и моделей организации производства на основе новейших научных и технических достижений.
В менеджменте выделяют три основные крупные группы инноваций.
Первый вид – инновации продукции – представляют собой разработку обновленного сбытового потенциала организации или предприятия, обеспечивающее конкурентоспособность фирмы, увеличение объема прибыли [1, с. 74].
Второй вид – инновации технологии – это процесс обновления производственных возможностей, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, материалов, сырья, а также других ресурсов [1, с. 25].
Третий вид – социальные инновации – представляют собой процесс комплексного улучшения социальной сферы предприятия. Использование инноваций такого вида увеличивает возможности на рынке рабочей силы, привлекает персонал организации к достижению поставленных целей, консолидирует доверие к социальным обязательствам и гарантиям организации перед сотрудниками и обществом в целом[1, с. 74].
Инновационная деятельность это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами» [1, с. 33].
Деятельность юридических и физических лиц считается инновационной при условии использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами; инновационная инфраструктура – совокупность физических и юридических лиц, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов инновационной деятельности.
Таким образом, инновационная деятельность представляет собой исследование, создание и реализацию новых товаров и услуг.
В современной экономике влияние инноваций на производство является ключевым фактором, поскольку процессы генерации знаний обнаруживаются в большом количестве отраслей. Данные процессы приводят к новым продуктам, а также к новым рынкам.
Стоит отметить, что именно обладание инновациями, которые являются стимуляторами развития предприятия, обеспечивают конкурентоспособность предприятий, и национальных экономик, отражает их инновационный потенциал[2, с. 22].
Важно отметить, что инновационная деятельность предприятий в России требуют детальной проработки методологических и практических основы. Так как в данной сфере зарубежный опыт не может быть адаптирован для Российской Федерации без учета особенностей развития отечественной экономики.
Несмотря на быстрый экономический рост за последние десятилетия, Россия теряет позицию сильного лидера в технологических инновациях. Число технологически инновационных отраслей понизилось значительно, а сектора экономики, полагающиеся на использование импортированных технологий, выросло[4, с. 47].
Российское правительство признало эту проблему и сделало содействие инновациям главным национальным приоритетом. В результате правительство начало новые и амбициозные проекты, такие как РОСНАНО, Сколково и другие.
К сожалению, аналитики отмечают не достаточную эффективность государственных институтов, существует недостаток инновационного потенциала. Руководители промышленных предприятий считают одним из препятствий экономического развития России коррупцию, а также, высокие налоговые ставки[3, с. 21].
Если предприятие планирует стать успешно развивающимся, то оно должно стать новатором, применять в своей деятельности инновационную политику. Данные факторы повысят уровень его конкурентоспособности, которая является основным фактором коммерческого успеха.
Государство также должно быть заинтересованно в мотивации инновационной деятельности предприятий. Не только предприятие развивается и увеличивает прибыль за счет инноваций, но и, таким образом увеличиваются налоговые поступления в бюджет, происходит обеспечение населения рабочими местами, увеличивается объем выпуска конкурентоспособной продукции на мировом рынке, и как следствие растет уровень жизни населения.
Следует отметить, что с европейской точки зрения, главную роль в экономическом развитии играют регионы. Активы являются необходимой основой региональных инноваций. Чтобы преуспеть в мировой экономике знаний, недостаточны традиционные активы, такие как доступ к сырью или недорогостоящему труду.
Инновационные активы превращаются в финансовые результаты, когда существует динамическая окружающая среда для инноваций и предпринимательства [4, с. 33].
Следовательно, для того, чтобы инновации заработали
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФЗ «О государственной тайне» [Электронный ресурс]: Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
2. ФЗ «О науке государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127 [Электронный ресурс]: Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
3. Балацкий Е. С. Роль оптимизма в инновационном развитии экономики // Общество и экономика. 2016. № 1. С. 3–20.
4. Бармута К.А. Классификационные признаки инноваций// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2014. № 1 (28). С.7 – 14.
5. Бармута К.А. Моделирование жизненного цикла инноваций на основе теории эволюции // Креативная экономика. 2014. № 1. С.19 – 25.
6. Бармута К.А. Формирование национальной системы венчурного инвестирования // Экономические науки. 2014. № 52. С.51 – 58.
7. Бэгьюли Ф. Управление проектом. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. 208 с.
8. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. СПб.: СПбГУ, 2011. 330 с.
9. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью. М.: КНОРУС, 2014. 291с.
10. Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2016. № 9. 41–62.
11. Володин В.В. Управление проектами. М.: Московский междуна-родный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2011. 181 с.
12. Гонтмахер Е. Российская модернизация: институциональные ло-вушки и цивилизационные ориентиры // Мировая экономика и междуна-родные отношения. 2016. № 10. С. 3–11.
13. Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами. СПб.: Питер, 2016. 208с.
14. Гринберг Р., Рубинштейн А. Теория, инновации и контуры будущей экономики в диалоге с Кеннетом Эрроу // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5–16.
15. Дудыкина Е.Н. Оценка и минимизация рисков инновационного процесса // Российское предпринимательство. 2008. № 10. С.17 – 25.
16. Дудыкина, Е.Н. Состояние и прогноз развития инновационной деятельности в Волгоградской области// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2008. № 2 (13). С. 75 – 81.
17. Дэн Бредбэри, Дэвид Гарретт. Как пасти кур. Нестандартное управление проектами. М.: НТ Пресс, 2016. 256 с.
18. Елисеев Д.М., Терехин В.А. Совершенствование стратегического планирования конкурентоспособности на основе системы сбалансированных показателей. // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 11. С.81 – 86.
19. Дандон Элейн. Инновации. Как определять тенденции и извлекать выгоду. М.: Вершина, 2016. 304 с.
20. Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я.Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2014. 371с.
21. Камалов Р. К. Анализ инновационной деятельности в условиях кризиса на примере промышленных предприятий Республики Башкортостан // Формирование эффективного механизма управления развитием ин-новационно-инвестиционной сферы : сб. материалов рос. науч.-практ. конф. / под общей ред. Валинуровой Л. С., Казаковой О. Б. – Уфа : БАГСУ, 2016. 124с.
22. Камалов Р. К. Выбор направлений инновационной деятельности предприятий в условиях кризиса // Реформирование системы управления на современном предприятии : сб. статей X Международной науч.-практ. конф. – Пенза: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2016. 117с.
23. Камалов Р.К. Алгоритм (модель) управления инновационной деятельностью предприятий в условиях кризиса // Совершенствование системы управления организацией в современных условиях: сб. статей VII Междуна-родной науч.-практ. конф. – Пенза : ФГОУ ВПО ПГСХА, 2016. 137с.
24. Камалов Р.К. Инновационная деятельность предприятия в условиях кризиса // Инновационные технологии 2016 : сб. научных работ под ред. Булярского С.В. – Ульяновск : ГОУ ВПО УГУ, 2016. 121с.
25. Каменский А.Н. Методические и практические рекомендации по формированию инновационной инфраструктуры Московской области // Транспортное дело России. 2011. №3. С.74 – 79.
26. Каменский А.Н. Формирование инновационной инфраструктуры как фактор развития социально экономических систем // Транспортное дело России. 2016. №12. С.51 – 59.
27. Каменский А.Н. Экономическая оценка элементов инновационной инфраструктуры и устойчивости муниципальных образований к кризисным явлениям (на примере Московской области)// Транспортное дело России. 2011. №2. С.79 – 84.
28. Каменский А.Н. Комплексная оценка результатов инвестирования в развитие инновационной инфраструктуры// Финансы и кредит. 2008. № 21. С. 59 – 64.
29. Крюкова Т.М. Анализ современного состояния систем управления инновационной деятельностью предприятия в современных условиях // Материалы VIII Международной молодежной научно-технической конференции Будущее технической науки 15.05.2014 года. С.479-480.
30. Крюкова Т.М. Методологические подходы к определению рейтинга промышленных предприятий региона для инвестирования инновационных проектов // Экономика и управление. 2014. №2 (41). С.114-117.