Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важным компонентом сравнительного анализа ситуации в регионах является сопоставление протекающих в них демографических процессов. Демографические проблемы после спада внимания к ним в 1990-е годы вновь оказались на переднем плане обществоведческих научных исследований в РФ. Поводом к этому стали характерные для России, как и для подавляющего большинства экономически развитых стран, депопуляция и старение населения.
Дополнительным фактором выступают неконтролируемые и часто нерациональные с точки зрения не только экономики, но также политики и социальной сферы миграции. Большие региональные различия демографической обстановки внутри Российской Федерации усиливают актуальность ее изучения. Не только социально-экономическую, но и политическую важность исследований демографических процессов в стране и ее регионах подчеркивает возникновение понятия «демографическая безопасность». Чаще всего оно рассматривается как часть более общей категории «комплексная безопасность региона», или «экономическая безопасность», но может иметь и самостоятельное значение, поскольку, в конечном счете, связано с обеспечением самого существования народа, нации.
В данной работе автор останавливается на определении содержания понятия «демографическая безопасность», его использовании на региональном уровне, установлении характеризующих демографическую безопасность индикаторов и их количественной оценке применительно к регионам исключительно важного в геополитическом отношении Сибирского Федерального округа России.
Целью исследования является оценка демографической безопасности регионов СФО
Для достижения поставленной цели автором сформулированы следующие задачи:
- исследовать понятие демографической безопасности, ее сущность и место в системе экономической безопасности государства;
- исследовать нормативно-правовое регулирование демографических процессов, а также методы и системы показателей демографической безопасности.
- изучить социально-экономическое положение СФО и сделать оценку динамики его показателей.
- изучить методы и механизмы осуществления государственной демографической политики.
- сравнить государственную политику в демографической сфере СФО и с реальной ситуацией в регионе.
- разработать предложения по улучшению демографической картины в СФО.
Объектами исследования выступят регионы СФО.
Предметом исследования являются процессы обеспечения экономической безопасности.
В работе использовались ситуационные методы, системные, экономическо-математические методы оценки и эффективности.
Теоретической и правовой базой послужили труды таких авторов, как Баринов С.Л., Сенчагов В.К., а также действующие законодательные акты, основным из которых является указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .
1. Теоретические аспекты формирования демографической безопасности.
1.1 Современной понятие демографической безопасности, ее сущность и место в системе экономической безопасности государства
Понятие «демографическая безопасность региона» все чаще используется в демографических, экономических и других обществоведческих исследованиях. Постепенно формируются теоретические и методические основы ее изучения. В одних случаях она рассматривается как фактор экономической [10] или геополитической [11] безопасности, соотносится с национальными интересами государства [12; 13].
В других случаях понимается как самостоятельный компонент национальной безопасности — наряду с экономической, экологической и другими ее аспектами [14—18]. Иногда содержание понятия расширяется, и речь идет о социально-демографической безопасности [19]. Обосновываются индикаторы, качественно и количественно отражающие различные демографические процессы и структуры [14; 16; 20].
Делаются попытки создания интегрального индекса демографической безопасности, учитывающего ряд отдельных демографических показателей [17; 21]. На наш взгляд, под демографической безопасностью региона можно понимать такое состояние демографических процессов и структур, которое не допускает депопуляции, отвечает потребностям регионального социальноэкономического развития и задачам сохранения и развития российской цивилизации. Речь идет об обеспечении простого или слегка расширенного естественного воспроизводства населения при уровне миграции, соответствующем потребностям экономического развития, и при высокой продолжительности жизни. Это характеристики населения, которые в определенной степени поддаются прямому воздействию мер государственной политики, и их оценка особенно важна. Дополнительным условием выступает отсутствие серьезных возрастных и половых диспропорций. Пропорциональность соответствующих структур трудно поддается прямому регулированию, поскольку определяется результатами естественного и миграционного движения за длительный период. Но она может служить индикатором, отражающим сложившийся уровень демографической безопасности.
Представляется, что остальные демографические, социально- и экономико-демографические и иные показатели (брачность, разводимость, заболеваемость, урбанизированность, плотность населения и др.), отражающие различные, более частные стороны демографических процессов и структур, в том числе в их взаимодействии с другими характеристиками региона, имеют вспомогательное значение. Они либо подробнее раскрывают особенности демографических характеристик, либо отражают условия и факторы формирования демографической безопасности.
Демографическая безопасность – это наиважнейшая составная часть национальной безопасности нашей страны. Демографическая безопасность предполагает репродуктивное здоровье нации, то есть состояние и способность населения к самовоспроизводству. Репродуктивное здоровье должно быть в норме, и численность населения должна как минимум постоянно восстанавливаться. К сожалению, приходится констатировать, что здоровье ухудшается, а численность не восстанавливается. И это прямая угроза национальной безопасности.
График 1.1 - Суммарный коэффициент рождаемости 2006–2017 годы
Всплеск рождаемости с 2006 по 2015 годы, который виден на графике, был вызван вступлением в репродуктивный возраст многочисленного поколения 70-80-х годов рождения. В настоящее время это поколение повзрослело, и на смену ему приходит малочисленное поколение 90-х годов, когда мы переживали серьёзный демографический спад, так называемый «русский крест», демографическую «яму». Из той демографической ямы мы как будто выбрались, но теперь снова в неё возвращаемся. Только теперь ситуация иная, и мы уже переживаем не просто демографический спад. Мы переживаем настоящую демографическую катастрофу, из которой можем уже никогда не вернуться, если на законодательном уровне не будут проведены глобальные изменения.
Лучшие демографы страны давно бьют тревогу. Прогноз негативный, население страны сокращается. Прирост прогнозируется только за счёт мигрантов.
При том, что у нас самая большая территория (1/8 часть суши), в структуре населения мира доля россиян приближается к 1% с дальнейшей тенденцией к неуклонному снижению. Население России к 2050 году может сократиться до 100 миллионов человек.
Подобная динамика заставляет задуматься, кто будет жить в России, защищать её границы, развивать экономику, растить и воспитывать детей?
Если рассмотреть демографические показатели в России и в Тюменской области. Очевидно, что естественный прирост в стране отрицательный, убыль населения составила за 2017 год =134 456 человек, в 2018 году уровень смертности превысил уровень рождаемости уже на 218 394 человек.
Население России к 2050 году может сократиться до 100 миллионов человек. Подобная динамика заставляет задуматься о национальной безопасности и дальнейшем существовании государства.
Очевидно, что естественный прирост в стране отрицательный, убыль населения составила за 2017 год =134 456 человек, в 2018 году уровень смертности превысил уровень рождаемости уже на 218 394 человек.
1.2 Нормативно-правовое регулирование демографических процессов.
Круг регулируемых правом вопросов, так или иначе воздействующих на демографическое поведение граждан, очень широк. На рождаемость существенное влияние оказывают нормы семейного права, законодательство об охране труда и здоровья женщин, законодательство, дающее дополнительные права и льготы беременным женщинам и женщинам, имеющим грудных детей; законодательство о социальном обеспечении материнства и детства; жилищное законодательство и другие законы.
На продолжительность жизни большое влияние оказывают конституционные права граждан на охрану здоровья; труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; охрану здоровья и медицинскую помощь; благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии; возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Международно-правовые акты также содержат немало положений, воздействующих на демографические процессы. К таким актам следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, пакты об экономических и социальных правах человека, другие международные документы, принятые за последнее время.
Основной формой организации деятельности региональных органов государственной власти по выполнению мероприятий и проектов развития СФО, например, являются республиканские целевые программы. В 2010 г. СФО принимала участие в реализации 20 федеральных целевых программ, в том числе в таких программах, как «Социальная поддержка инвалидов на 2006—2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы», «Дети России» на 2007— 2010 гг., «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринов С.Л. Барьеры приграничных социокультурных коммуникаций // Известия РАН. Сер. геогр. 2011. №1. С. 45—54.
2. Бондаренко Н.А., Сюпова М.С. Формы проявления демографической безопасности региона и оценка ее угроз // Вестник Тихоокеанского гос. ун-та. 2017. №3 (46). С. 183—190.
3. Вардомский Л.Б. Фактор соседства в экономическом развитии новых приграничных регионов России // Мир перемен. 2017. №3. С. 91—104.
4. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социальноэкономическим развитием // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82, №7. С. 587—614.
5. Глушкова В.Г., Хорева О.Б. Демографическая безопасность России и ее регионов: проблемы и пути их решения // Вестник финансового университета. 2014. №3. С. 14—25.
6. Дружинин А.Г., Дун Я. «Один пояс — один путь»: возможности для Западного Порубежья России // Балтийский регион. 2018. Т. 10, №2. С. 39—55.
7. Карманов М.В., Эпштейн Н.Д., Егорова Е.А. и др. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. М., 2013.
8. Катровский А.П., Ковалев Ю.П., Ридевский Г.В. Демографическая ситуация и социально-экономическое развитие российско-белорусского приграничья // Российско-белорусское приграничье: проблемы и перспективы развития. Смоленск, 2016. С. 212—218.
9. Колосов В.А., Вендина О.И. (ред.). Российско-украинское пограничье: двадцать лет разделенного единства. М., 2011.
10. Колосов В.А., Зотова М.В., Попов Ф.А. и др. Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Ч. 1: Глядя на Запад // Полис. Политические исследования. 2018. №3. С. 42—59.
11. Манаков А.Г. Российско-белорусское порубежье: историко-географическая детерминация // Псковский регионологический журнал. 2013. №16. С. 169—176.
12. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 17.05.2018).
13. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. М., 2005.
14. Рыбаковский Л.Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты // Народонаселение. 2004. №1. С. 43—57.
15. Панова Т.В. Демографические аспекты национальной безопасности России // Экономика и управление народным хозяйством. 2017. №6 (151). С. 30—33.
16. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. Вып. 2. С. 39—45.
17. Соболева С.В., Смирнова Н.Е., Чудаева О.В. Демографическая безопасность России: региональные измерители, оценка результатов // Мир новой экономики. 2016. №4. С. 142—154. É. å. î‰ÓðÓ‚ 133
18. Malnar D., Malnar A. Demographic Security trends in Southeastern Europe // Croatian International Relations Review. 2015. Vol. 73, №21. P. 57—87.
19. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).
20. Черешнев В.А., Татаркин А.И. Социально-демографическая безопасность регионов России: методические аспекты, состояние, тенденции // Экономика региона. 2007. №4. С. 9—26.