Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая безопасность регионов во многом определяется наличием и уровнем развития
некоммерческих организаций в структуре региона экономики. Инфраструктура некоммерческого
сектора выступает важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. А это
означает: чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура нефинансового
сектора того или иного региона, тем более он привлекателен для новых видов бизнеса, что
обеспечит новые рабочие места, приток налогов (в бюджет региона), что влечет за собой
устойчивое улучшение качества жизни - главного показателя экономического роста региона.
Глава 1.Теоретико-правовые основы государственного регулирования экономической
безопасности региона
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности региона
Экономическая безопасность страны всегда была важнейшим вопросом государственной
политики, а в условиях современных вызовов она выходит в России на первый план. С учетом
изменившихся реалий, а также в развитие принятых в 2010 и в 2014 г. федеральных зако-нов1 о
безопасности и о стратегическом планировании в Российской Федерации, в мае 2017 г. вышел
Указ Президента РФ N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на
период до 2030 года» .
С этого времени Стратегия является основой для формирования и реализации государственной
политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном,
муниципальном и отраслевом уровнях. Основными направлениями государственной политики в
сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного
управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. Поэтому в
экономической науке исследования разноаспектных проблем обеспечения экономической
безопасности занимают важное место.
В рамках общих концептуальных положений по обеспечению безопасности страны особое
значение имеет безопасность образующих ее регионов, четко выраженная специфика которой
обусловлена совокупностью уникальных региональных условий, в том числе степенью
обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры,
географическим положением, климатом и пр.
Региональное управление представляет практическое, организующее и регулирующее
воздействие региональных органов власти на общественную жизнедеятельность населения
территории в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного
использования территориального потенциала. Содержанием территориального управления
являются все процессы управления социально - экономическими системами и объектами региона
Субъект регионального управления - это население региона .
Объект регионального управления -это муниципальное образование со всеми его структурами,
связями, отношениями, ресурсами .
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием региона понимается
управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами
(проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона .
1.2.Роль государства в обеспечении экономической безопасности региона
Социальное развитие региона является приоритетно задачей органов государственной власти и
управления, ответственных за обеспечение качества жизни населения территории. В стратегии
социально-экономического развития каждого региона, субъекта Российской Федерации
обязательно определены задачи социального развития и полномочия органов власти по их
реализации.
Социальное развитие включает в себя широкий спектр вопросов, которые можно разделить на
несколько больших блоков:
1) обеспечение качества жизни населения за счет:
- предоставление необходимого для нормальной жизнедеятельности человека комплекса
социальных услуг,
- обеспечение необходимого уровня прожиточного минимума,
- создание инфраструктурных и институциональных условий для обеспечения качества жизни,
- повышение демографических показателей региона;
2) развитие законодательства, регламентирующего создание и развитие организационноэкономических и социальных механизмов достижения высокого уровня качества жизни:
- разработка новых законов в области обеспечения высокого качества жизни разных категорий
населения,
- разработка методов обеспечения соблюдения действующего законодательства по защите
социальных прав граждан,
- разработка программ социального развития региона;
3) развитие здравоохранения:
- строительство новых медицинских учреждений,
- повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения,
- повышения доступности обеспечения населения необходимым лекарственными препаратами,
- реализация эффективных мероприятий по профилактике заболеваний и оказания необходимой
помощи различным категориям населения;
- пропаганда здорового образа жизни населения;
1.3. Нормативно-правовые основы обеспечения государственного регулирования экономической
безопасности региона
Предпосылки правового обеспечения региональной политики экономической безопасности
содержатся в Конституции РФ (1993 г.).
В Конституции РФ зафиксированы положения, которые определяют единство экономического
пространства страны:
- равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти;
- гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не
запрещенной законом;
- недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств;
- запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля.
Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О
принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации».
Глава 2. Анализ государственного обеспечения экономической безопасности региона
2.1. Характеристика методов обеспечения экономической безопасности регионов
Экономика Российской Федерации характеризуется неравномерностью распределения
деятельности и задач между звеньями управленческой системы, в условиях которой
экономическое воздействие сконцентрировано на определенных участках страны. Следует
учитывать, что государственное регулирование регионального управления социальной сферой
обусловлено важностью сглаживаний региональных диспропорций социального развития.
Причем, чаще всего основные инвестиции направлены в сторону крупных мегаполисов, особенно
Москвы и Московской области.
В то же время данная политика не находит поддержки регионов и обоснованно является
некорректной. Учитывая большие масштабы страны, именно регионы должны стать локомотивом
развития экономики и эпицентром обеспечения высокого социального уровня жизни населения.
В последние годы политика социально-экономического развития была ориентирована на слепое
заимствование моделей зарубежного опыта без какой-либо адаптации к российским условиям.
Это привело к возникновению большого количества ошибок и нарушений в региональном
развитии и потере управленческой эффективности различными социальными процессами.
Однако, на современном этапе пришло осознание необходимости разработки и применения
собственной модели и учета индивидуальных особенностей каждого региона. Причем важно
привлекать население к участию в этом процессе и задействовать усилия и ресурсы общественных
организаций, вовлекать партийные организации, молодежные движения в управленческий
процесс.
Также представляется важным учитывать то, что на региональное развитие социальной сферы
действуют такие факторы как:
- исторические управленческие традиции,
- сложившаяся социально-демографическая ситуация,
- ситуация на рынке труда,
- социальная активность населения,
- инновационная активность региона,
- уровень образования жителей региона,
- активность управленческой элиты и интеллигенции,
- результативность и слаженность работы органов управления,
- экономическое развитие региона,
- вовлеченность предпринимательских структур в решение социальных проблем региона.
Таким образом, развитие экономики регионов возможно только при активном социальном
развитии и достижении высоких показателей уровня жизни населения и социальной активности.
Именно это составляет основной подход к обеспечению конкурентоспособности региона.
Второй подход, напротив, направлен на сглаживание межрегиональных диспропорций, т.е. связан
с неравномерностью социально-экономического развития
2.2. Государственные программы обеспечения экономической безопасности регионов
Основной парадигмой развития регионов становится выявление их «неиспользованного»
потенциала и применение превентивных мер воздействия через региональное планирование и
программирование. Такая концепция в корне отличается от прежней модели регионального
управления, которая основывалась на компенсационном подходе, суть которого заключалась в
поддержке отстающих регионов, решении возникающих проблем (таких как снижение
производства, рост безработицы и т.п.).
Управленческое воздействие государства раньше было направлено на поддержку отстающих
регионов, новый же управленческий подход предусматривает в качестве целевых объектов
воздействия всю совокупность российских регионов.
Также меняются и используемые инструменты региональной политики: если раньше
использовались субсидии, субвенции, трансферты и другие виды финансовой помощи из внешних
источников и ресурсов, то сегодня необходимо проведение активной смешанной инвестиционной
политики с преимущественной ориентацией на внутренние региональные активы.
При этом необходимо учитывать, что каждый регион обладает своими экономическими активами
и ресурсами, уникальными возможностями расширения предпринимательской активности и
проведения инновационной деятельности. В этой связи необходимо формирование и
продвижение инноваций как в социально-экономическом пространстве региона, так и в
масштабах национальной экономики в целом.
Глава 3.Направления совершенствования регулирования экономической эффективности
безопасности региона
3.1. Оценка эффективности государственного регулирования экономической безопасности
регионов
На современном этапе в каждом регионе Российской Федерации действует система региональных
органов управления социальным развитием, представленная:
- Министерствами образования, культуры, социального развития, а также соответствующими
департаментами и их представительствами в городах,
- межведомственными организациями, активно участвующими в реализации социальной
политике,
- системой государственных казенных учреждений, оказывающих социальные услуги населению.
Данные органы управления осуществляют оценку эффективности обеспечения экономической
безопасности территории.
Направления совершенствования регионального управления социальным развитием региона:
- формирование направлений, целей и задач государственной, региональной и местной политики,
что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего,
- разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом I интересов большей
части общества, что существенно снизит так называемый I «конфликт интересов» при реализации
государственной, региональной и в особенности местной политики,
- отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской
службе,
- разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и
местного самоуправления,
- контроль над выполнением принятых на всех уровнях государства решений, что может стать
своеобразной обратной связью между обществом и государством,
- организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном
уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной
территории.
Обеспечение эффективного взаимодействия населения с гражданскими организациями и
государством (в лице региональных органов) является одной из приоритетных задач
региональной социальной политики и реализации принципа гражданского общества в России.
Современное законодательство России определяет необходимость обеспечения
информационного взаимодействия населения органами власти и выявления потребностей
граждан, что составляет сущность деятельности данных учреждений.
Территориальные органы власти, согласно действующему законодательству и принципиальной
сущности своей деятельности обязаны осуществлять активное взаимодействие с населением, не
только информируя о своих действиях, но и выявлять потребности жителей данной территории.
Пренебрежение данным аспектом работы приводит к дискредитации смысла работы
территориального органа исполнительной власти.
3.2. Внедрение новых подходов к государственному регулированию экономической безопасности
регионов
Для повышения эффективности регионального управления целесообразно применять
современные методы управления:
- инновационные методологии и технологии,
- «дорожные карты»,
- проектное управление,
- систему индивидуальных индикаторов оценки социального развития и методики их применения,
способные максимально объективно оценить качество жизни населения и потенциал его
повышения.
Система органов регионального управления должна быть максимально интегрирована в систему
регионального управления в целом и находиться в постоянном взаимодействии с другими
региональными и муниципальными органами власти и управления.
Именно поэтому, региональная политика России должна базироваться на приоритете
образования и культуры, создания конкурентоспособного и творческого интеллектуального
капитала, способного создавать инновационные решения в различных областях науки и техники,
мотивированного к достижению общегосударственных целей и задач. В свою очередь, система
регионального управления должна стать механизмом воплощения в жизнь данных приоритетов,
транслируя их масштабно и повсеместно, открывая возможности для представительных разных
слоев населения к образованию и культуре.
Аппарат государственной власти должен быть ориентирован не на проповедование и следование
какой-то политической идее, а на эффективную работу по реализации в жизнь национальной идеи
– просвещение и культура – это путь к прогрессивному развитию и высокому уровню
благосостояния. Процесс формирования новых социокультурных характеристик должен
пронизывать все уровни управления, стать «красной нитью», связывающей население и власть.
Заключение
Управление обеспечением экономической безопасности регионов – одно из приоритетных
направлений национальной политики Российской Федерации. Ядром для реализации
мероприятий по управлению обеспечением экономической безопасности в целом являются
региональные органы регионального управления,
Использование средств производства в качестве критериев классификации типов экономической
безопасности промышленного комплекса позволило выделить типы производственно-торговой
безопасности, включающие производственную, транспортную и торговую; техникотехнологическую безопасность, объединяющую инновационную, технологическую и
образовательную; а также ресурсную безопасность, состоящую из сырьевой и энергетической и
финансово-инвестиционной.