Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Теневая экономика на протяжении всей истории была
частью экономической жизни общества. Однако, в нашей стране она приобрела
несколько иную, отличную от классической, специфику. Экономический аспект
существовал достаточно давно, но в послесоветский период теневая экономика
обрела мощный социальный оттенок, невиданный до этого. Прежде всего это
выражается в том, что она глубоко укоренилась в умах граждан и
бизнес¬сообщества. Восприятие бизнеса, как формы экономической
деятельности, почти неотделимо от расплывчатого определения теневой
экономики, как некого противоправного действа, и имеет в своей основе
наследие «дикого капитализма» 90-ых годов. В современном российском
обществе, пережившем как минимум три кризиса, теневая экономика
2
воспринимается исключительно с негативной стороны, делая особый акцент на
таких действиях, как коррупция, отмывание денег, полученных преступным
путем, терроризм. Особенно этот взгляд распространен в среде, далекой от
пристального и последовательного изучения феномена теневой экономики. Так
что же такое теневая экономика?
1. Теневая экономика и криминализация экономических отношений: основные
понятия
1.1 Понятие теневой экономики
Существует множество понятий словосочетания «теневой сектор». Каждое из
таких определений с одной стороны отображает собственное видение
экономической и политической жизни, с другой, является логическим
завершением той методологической основы, которая лежит в основе
исследования (рис. 1.1).
По мнению авторов, теневой сектор - нелегальная деятельность, направленная
на получение прибыли, имеющая причиной как внутренние желания
предпринимателя, так и внешние факторы, при этом возможна тесная связь с
официальной экономикой. Из данного определения видно, что сомнений в
противоправности теневой экономики при оценке с точки зрения нынешнего
законодательства нет, однако не все так однозначно с причинами,
подтолкнувшими того или иного предпринимателя на противоправные
действия.
1.2 Виды теневой экономики
Прежде чем провести анализ и указать причины, стоит определить виды
теневой экономики. В отечественной экономической науке выделяют три вида
(рис. 1.2).
1) Черная экономика (нелегальная, подпольная экономика). Под ней
понимаются все запрещенные законом виды экономической деятельности [1].
2) Серая экономика (неформальная экономика). Это приписки, хищения,
спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества,
связанные с получением и передачей денег.
3) Белая экономика («беловоротничковая» экономика). Сюда входят все
легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых
имеет место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и
3
услуг, сокрытие этой деятельности от налогов. 2. Анализ теневого сектора
экономики РФ
2.1. Теневой сектор экономики РФ в нынешнее время
Согласно отчету Ассоциации дипломированных сертифицированных
бухгалтеров (ACCA) [3], объем теневой экономики в России на начало 2018
года составляет 33,6 трлн рублей, или 39% от размера прошлогоднего ВВП
страны. По этому показателю РФ занимает четвертое место в мире. По
подсчетам экспертов ACCA, самый большой объем теневой экономики по
соотношению к ВВП страны - в Азербайджане (66,12%). За ним следуют
Нигерия (46,99%) и Украина (46,1%). На пятом месте расположилась ШриЛанка с показателем 36,46% (рис. 2.1)
Чтобы детально разглядеть динамику развития уровня теневой экономики
России с 1991 по начало 2018 года, рассмотрим данные табл. 1 (1991 - 2003) и
табл.2.1 (2004 - на начало 2018).
2.2 Субъекты противодействия теневой экономике РФ
Закон №115-ФЗ занимает центральное место в системе нормативных правовых
актов Российской Федерации по вопросам ПОД/ФТ, он определяет содержание
связанных с ним положений иных федеральных законов, а также принимаемых
в его исполнение подзаконных актов. «Антиотмывочная» система Российской
Федерации представлена на рисунке 2.4.
В настоящее время функции надзора за соблюдением субъектами финансового
мониторинга положений законодательства в области ПОД/ФТ распределены в
основном между Банком России и Федеральная служба по финансовому
мониторингу (Росфинмониторинг).
Одним из центральных звеньев системы противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Банк России.
В 2018 году денежно-кредитная политика по-прежнему проводилась в
соответствии с режимом таргетирования инфляции. С июля инфляция начала
расти, но оставалась ниже целевого показателя Банка России, равного 4% в
годовом выражении. Под влиянием ослабления рубля в условиях усиления
геополитической напряженности и турбулентности на развивающихся рынках,
плохого урожая, а также роста цен на бензин потребительская инфляция
ускорилась до с 2,2% в январе до 3,5% (к соответствующему периоду пред.
года) в октябре. Для снижения волатильности валютного рынка в августе Банк
4
России приостановил валютные интервенции в рамках бюджетного правила. На
фоне предстоящего в 2019 году повышения НДС, сокращения разрыва между
потенциальным и фактическим объемом производства и повышенного
давления на рубль растут инфляционные риски.
Банк России повысил ключевую процентную ставку на фоне усиления
инфляционных рисков. В период с января по август 2018 года регулятор
дважды снижал ключевую ставку на 25 базисных пунктов (б.п.), в результате
чего она снизилась с 7,75% до 7,25% в годовом выражении. Однако в сентябре
2018 года, впервые с декабря 2014 года, Банк России повысил ключевую ставку
на 25 б.п. до 7,5% и оставил ее неизменной на октябрьском заседании Совета
директоров по вопросам денежно¬кредитной политики (Рисунок 2.6).
Среди основных причин, обусловивших решение о повышении ставки,
указывалось усиление инфляционных рисков вследствие ослабления рубля на
фоне роста геополитической напряженности и турбулентности на
развивающихся рынках. Банк России также принял во внимание
запланированное повышение НДС, которое может привести к ускорению
инфляции в конце 2018 года и в 2019 году. Банк России сообщил, что с учетом
роста страновой премии за риск установленная ключевая ставка близка к
нейтральному уровню в краткосрочной перспективе. Оценка нейтрального
уровня ставки в среднесрочной и долгосрочной перспективе сместилась к
верхней границе диапазона 6%-7%.
3. Текущее состояние и динамика развития мошенничества в РФ
Согласно ст. 159 Уголовного кодекса под мошенничеством понимается как
кража чужой собственности или приобретение права на чужую собственность
путем обмана или злоупотребления доверием. Для целей ст. 159 Уголовного
кодекса Уголовного кодекса в примечаниях к ст. 158 Уголовного кодекса
устанавливают такие понятия, связанные с мошенничеством, как: хищение
чужого имущества, значительный урон, большой и особенно большой размер.
Все виды мошенничества объединяют такие признаки, как растрата и способ -
обман или злоупотребление доверием, независимо от того, в какой сфере
общественных отношений совершаются эти преступления.
Отличительная особенность мошенничества - способы захвата чужой
собственности. Это злоупотребление доверием жертвы или обман жертвы.
Объект мошенничества определяет конструкцию данного состава преступления
и его признаки.
5
Действительно ли растет уровень мошенничества или только степень нашей
информированности о нем? Результаты Всемирного обзора экономических
преступлений за 2018 год, подготовленного PwC, свидетельствуют о
значительном росте числа респондентов, компании которых столкнулись с
экономическими преступлениями, - с 36 % в 2016 году до 49 % в 2018 году.
В России 66 % респондентов отметили, что их компании стали жертвами
мошенничества или экономических преступлений за последние два года (в 2016
году - 48 %).
Эта тревожная статистика заставляет задуматься над важными вопросами.
Растет ли уровень экономической преступности или только наша
информированность о ней? Как обстоят дела в компаниях, которые не
сообщают о фактах экономических преступлений? Удалось ли им избежать
этих проблем, или они просто не знают об их наличии? Какие основные
факторы повлияли на результаты опроса в этом году? Что предпринимают
компании для предотвращения экономических преступлений и борьбы с
мошенничеством?
Как в России, так и во всем мире самым распространенным видом
экономического преступления является незаконное присвоение активов. В этом
году мы включили в опрос два новых вида экономических преступлений:
мошенничество, совершенное клиентами, (32 %) и грубое нарушение деловой
этики (23 %). Мы полагаем, что включение этих двух категорий частично
объясняет снижение отмеченного уровня незаконного присвоения активов (с 72
% в 2016 году до 53 % в 2018 году). В мире, по данным опроса, уровень
данного вида мошенничества снизился с 64 % до 45 %.
На второе место вышли взяточничество и коррупция (41 % по сравнению с 30
% в 2016 году). В России количество респондентов, отметивших
взяточничество и коррупцию, на 16 % больше, чем в среднем по миру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) - это системно
организованная деятельность Росфинмониторинга и его территориальных
органов по комплексной реализации мер организационного, информационного,
правового, социального и иного характера, направленных на достижение
основных целей.
6
Качество поступающей в Росфинмониторинг ин¬формации как основы для
проведения дальней¬шего анализа и пресечения противоправной де-ятельности
продолжало оставаться в 2018 году в центре внимания Росфинмониторинга.
Эту задачу Служба решала в тесном взаимодействии с Бан¬ком России и
представителями ключевых игроков на финансовом рынке. Активное участие
ведущих экспертов и руководителей служб комплаенс в формате Совета
комплаенс позволили привлечь внимание финансовых институтов к
проблематике информативности сообщений о подозрительных операциях не
только на федеральном, но и на ре¬гиональном уровне.