Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, предусмотренному «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утв. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р («Концепция социально-экономического развития Российской Федерации»), является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. В Рамках данного направления предусмотрено содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства. Государственно-частное партнерство, согласно документу, является одним из принципов взаимоотношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, а также одним из приоритетов социально-экономического развития.
Продуктивное взаимодействие бизнеса и государственной власти является неотъемлемым условием эффективного функционирования рыночной экономики. Сущность указанной взаимосвязи, установленные методы и формы могут в значительной степени отличаться в зависимости от специфики рыночных отношений. Отметим, что органы государственной власти в любом случае будут реализовывать функции социального характера, которые определены интересами российского народа, в то время как предпринимательская деятельность выступает в качестве фактора развития и умножения общественного богатства.
Конструктивное взаимодействие бизнеса и государства происходит в первую очередь в инфраструктурных отраслях, где исторически сложились потребности и возможности взаимодействия для реализации значительных социально-экономических планов. При этом большую важность имеет система вопросов, которые связаны с перераспределением правомочий собственности, непременно возникающих в процессе перерастания главным образом административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими договоренностями участников Большой опыт перераспределения правомочий собственности между бизнесом и государством накоплен в секторах общественных услуг. Именно в данных отраслях сложились традиции делегирования государством ключевых правомочий предпринимательскому сектору. Данное обстоятельство обусловлено тем, что для частного бизнеса характерны динамичность, высокая эффективность использования ресурсов, стремление к инновациям. В то же время следует отметить, что государство несет ответственность перед обществом за регулярное обеспечение общественными благами, чем обусловлена тенденция к сохранению соответствующих секторов экономики в собственности государства. Использовать достоинства рассматриваемых форм собственности представляется целесообразным в рамках государственно-частного партнерства (далее: ГЧП).
Объектом исследования является взаимодействие государства и крупного бизнеса (как правило, существующего в России в форме акционерных обществ). Предмет исследования – эффективность взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере.
Целью исследования является оценка эффективности действующей системы взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере. В соответствии с поставленной целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение понятия государственно-частного партнёрства
2. Характеристика содержания и функций взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере.
3. Общая оценка состояния российского корпоративного сектора и определение направлений развития взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере.
Методологическая основа исследования. При написании работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, сравнительно-правовой и др. методы.
Информационную базу исследования составляет законодательство о государственно-частном партнёрстве и данные социологических исследований о взаимодействии бизнеса и государственных структур.
Структура работы. Работа включает введение, основную часть (две главы, пять параграфов), заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1.Крупные компании (акционерные общества) и государственно-частное партнёрство: понятие и содержание
1.1. Политическое взаимодействие корпоративных и властных структур
Исследователи отмечают особенности деятельности корпораций, выявляют наиболее успешные практики, формируют предложения по повышению эффективности их работы. На этой основе формируются инициативы по развитию корпоративного права, которые, с одной стороны, направлены на удовлетворение потребностей развития общества, повышение эффективности работы предприятий и организаций, а с другой стороны – не должны вносить разлад в действующее законодательство, способствовать возникновению правовых коллизий, по аналогии с вышеуказанной. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся интерпретации понятия «корпорация» в современных исследованиях.
Изначально необходимо уточнить, что в силу длительного периода использования понятия корпорация вне рамок законодательства возникло огромное количество определений. Их условно можно разделить на группы широких и узких интерпретаций. Если первые нацелены на определение понятия как научной и правовой категории, то вторые отражают отдельные особенности деятельности корпораций, предполагающие использование этого термина в качестве характеристики, подчеркивающей особенности развития определенных форм организации экономической жизни. Очевидно, что для настоящего исследования больший интерес представляют определения первой группы.
В общем случае, «корпорации – это экономические институты, объединяющие под единым началом большое количество предприятий и направленные на реализацию определённой стратегии, приносящей прибыль владельцам задействованного капитала. Отличительной характеристикой при этом является обезличенность, отделение собственников от самой корпорации, которая является юридическим лицом, посредством разделения уставного капитала на акции» . Представляет интерес определение, приведенное в словаре Д.М. Розенберга «Корпорация – организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность» . На наш взгляд, эти определения отражают основные представления о корпорации, которые присутствуют в деловой и научн
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Антонов, В. Г. Корпоративное управление В. Г. Антонов [и др.]. М. : Форум: ИНФРА-М, 2009.
3. Варнавский В. Г. Государство и бизнес: ин¬ституциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 276 с.
4. Веретенников Н.П., Леонтьев Р.Г. Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления. - М.: ВИНИТИ РАН, 2003 – 160 с..
5. Веснин В.Р. Корпоративное управление: Учебное пособие. - М: МГИУ, 2008. - 150 с.
6. Голикова Ю. А.. «Организация и управление корпорациями в мировой экономике» : учебное пособие. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП. 2005
7. Громова Е.А. Некоторые проблемы Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Право и экономика. 2016. № 8. С. 9 - 12
8. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учебное пособие. - М.: Дело, 2009 – 280 с.
9. Драчева Е.Л., Либман A.M. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2001. - С.39-40.
10. Дробышевский С., Радыгин А. и др. Инвестиционное поведение российских предприятий. - М: Институт экономики переходного периода, 2008. - С.217-218.
11. Житяева Е.С., Гусева М.С. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16).
12. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. – М.: Экзамен, 2010. – 160 с.
13. Иванов В.В., Жабина М.М. Международная практика государственно-частного партнерства (ГЧП) // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 20 - 33
14. Качкин Д.В., Репин Р.Р. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор // Закон. 2015. № 10. С. 147 - 156
15. Комментарий к Федеральному закону «О государственно¬-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (научно-практический, постатейный) / под ред. В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкарова. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 456 с.
16. Кондратьева У.Д. Особенности форм государственно-частного партнерства //Современное право. 2016. № 1. С. 59 65
17. Лосев В.В. Понятие государственно-частного партнерства и отграничение его от смежных явлений // Юрист. 2016. № 13. С. 14 - 18
18. Ляпунов С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // Проблемы теории и практики управления. - №6. - 2007. - С.82.
19. Мирзабалаева Ф.И., Тунаева З.А. Государственно-частное партнерство как инструмент регионального развития // Фундаментальные исследования. 2015. №9. С. 160-164
20. Николаев А.И. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2007. - № 1-2 (30-31).
21. Погудаева М. Ю. Основные формы эконо¬мического взаимодействия частного бизнеса и государства / М. Ю. Погудаева, М. А. Оркуша //Экон. журн. - 2012. - № 25. - С. 47-50.
22. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 528 с.
23. Реструктуризация предприятий и компаний / Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Справочн. пособ. / Под ред. И.И. Мазур. – М: Высшая школа, 2010. – 587 с.:
24. Саидов З.А. Новый порядок административно-правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере экономики //Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 32 - 39
25. Самоловов Д.А. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 8. С. 21 - 30
26. Сосна С. А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журн. рос. права. - 2012. - № 6. С. 35-37.
27. Спиридонова А.В. Правовая природа специального инвестиционного контракта, предусмотренного Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» // Право и экономика. – 2017, № 2. С. 15 - 23
28. Ушакова Е.Ю. К вопросу о публично-частном партнерстве в сфере принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 8. С. 51 - 55
29. Шарингер Л. Новая модель инвестиционно¬го партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. - 2011. - № 2. С. 13.