Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Русская проза, посвящѐнная теме деревни глубоко национальна потому, что, во-первых, для художников слова, радевших о русском народе, было ясно, что Россия веками была аграрной страной, поэтому было ощущение не только того, что основная масса, людей именуемая народ, живет в деревне, но что деревня является малой родиной для всех и для каждого. Во-вторых, большинство, если не все исследователи, уверенны, что истоки национального характера русского человека, его корни, именно в деревне. В-третьих, деревня всегда воспринималась хранительницей и защитницей русских традиций обычаев, уклада жизни, образа православной веры и незыблемых канонов морально-этического кодекса существования. Писатели утверждавшие, что все истинно национальное уходит корнями в деревню, исходили из того, что именно там есть слитность человека и природы, истинная гармония человека с окружающим миром, ибо там все стабильно, упорядочено, размеренно, заведено от века и освещено Богом. Для русского крестьянина труд на земле – главный, ясный, естественный смысл его жизни. Корней Чуковский в письме к сыну в 1921 году писал, что «русский поэт должен знать Россию. А Россия – это деревня, без знания которой самой России не понять». Художественная литература воспроизводит образ жизни общества, национальный характер и мировоззрение народа, в ней отражается национальный образ мира, картина мира. «Национальный образ мира» Г.Д.Гачев определяет как «сетку координат», которой народ улавливает мир, как космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропорядок), выстраивающийся перед его очами, как особый «поворот», в котором предстаѐт бытие данному народу». Именно поэтому произведения о деревне – это выражение русского национального характера, его ментальности, национального образа мира. Специфика русского национального характера в прозе обусловлена общими нравственными ценностями, природным окружением и исторической судьбой этноса, проявлениями бунтарства, многоликостью характера, проявляющейся в художественном творчестве на уровне антиномий, воплощаемых в системе положительных и отрицательных персонажей. По меткому выражению Ал.Варламова, «русский крестьянин – человек земли и пространства, он хочет волю обречь, а власть пресечь». Как отмечает А.Андреев, «национальная самобытность складывается из социокультурных и нравственно-психологических особенностей (общности трудовых процессов и навыков, обычаев и, далее, общественной жизни во всех ее формах: эстетической, нравственно-религиозной, политической, правовой и др.), которые формируются на основе природно-климатических и биологических факторов (общности территории, природных условий, этнических особенностей и т.д.). Все это приводит к возникновению национальной характерности жизни людей, к возникновению национального менталитета (целостного комплекса природно-генетических и духовных свойств)». Деревенская проза – явление, связанное не с описанием места жительства (села), а сущности, которая выявляется не только на уровне образа героя, но и на уровне эстетического идеала. Он сформировался в этой прозе «на основе крестьянского мироощущения в его мирной общечеловеческой сути и связан с самой широкой культурой» (особенно славян), выросшей из поэтических воззрений землепашцев и пастухов. Сельский житель, обихаживая землю, взращивая урожай, поддерживает саму жизнь земли. Ещѐ древние славяне полагали, что главный обряд для земледельца – сам его труд на своей земле. Благодаря цельности совместного с ней бытия рождается ясность сознания, жизнь наполняется простым и высоким смыслом. Широта и бескрайность русских просторов не в последнюю очередь сформировали русский характер, но эта широта видна и чувствуется именно на сельских горизонтах, и поэтому ментальность характера родом из деревни.
Актуальность исследования. Российские реалии таковы, что деревня вымирает, медленно, но верно. Но если в деревне наши корни, корни наших традиций и нашей самости, не означает ли гибель деревни разрушение первооснов? И чем это может обернуться для истории российского народа? Тема эта актуальна на политической, социальной и культурной сцене. Она поднимается снова и, снова, вызывая бурные дискуссии, и является чрезвычайно важной для нас во всех аспектах своей проблематики.
Повесть Н.Ключаревой «Деревня дураков» – это произведение про поиски России в России и про поиски себя в России. Эта книга о российской современной деревне, о людях, которые в ней пока еще живут, о нравах и ценностях.
Именно поэтому изучение повести Н.Ключаревой «Деревня дураков» является весьма актуальным и именно по этой причине это произведение было выбрано нами в качестве исследования.
Цель работы: изучить описание деревенского мира в повести Н.Ключаревой «Деревня дураков» и выяснить является ли она оптическим искажением или горькой реальностью.
Задачи:
1. Выявить традиции изображения русской деревни в отечественной литературе
2. Изучить изображение русской деревни в произведениях И.Бунина, В.Распутина и В.Шукшина.
3. Сравнить образ русской деревни в повести Н.Ключаревой и в произведениях И.Бунина, В.Распутина и В.Шукшина.
4. Проанализировать особенности изображения деревенского мира в повести Н.Ключаревой.
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Это объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, «портретом» каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издавна русские деревни занимали самую главную роль в истории. Не по силе власти (наоборот - крестьяне были самыми бесправными), а по духу - крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе.
1.1ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Жизнь русской деревни издавна являлась предметом изображения в отечественной литературе. Тема деревни возникает еще на рубеже 18-19 веков в творчестве Н.М.Карамзина (Повесть «Бедная Лиза») и А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). Заметим, что тема деревни в 19-м веке отождествлялась с темой жизни всего народа; понятия «крестьянство» и «народ» воспринимались как тождественные, и говорить о судьбе крестьянина в художественной литературе – означало говорить о судьбах всего русского народа.
В первой половине 19-го века А.С.Пушкин художественно описывает отношения аристократии и народных низов (повести «Капитанская дочка» и «Дубровский», а также «История села Горюхина»).
Художественный мир России с его самобытным, высокодуховным, исконно национальным искусством народной поэзии постоянно вызывал живой интерес литераторов. Писатели осмысливали народную морально-нравственную и поэтическую культуру, эстетическую сущность и поэтику народного творчества, а также фольклор как целостное народное миросозерцание.
Уже в 1830–1840-х годах появляются первые труды по изучению творчества русского народа: песни, сказки, пословицы, предания, описания нравов и обычаев старины, народное искусство. В журналах появляется много песенного и иного фольклорно-этнографического материала. В этот период этнографические исследования, как отмечал известный литературовед и критик XIX века А.Н. Пыпин, ставят цель изучить подлинный характер народа посредством изучения содержания народной жизни и преданий старины.
Собирание этнографических материалов в последующие 50-е годы «приняло размеры поистине грандиозные». Этому способствовало
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002.
2. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: От Пушкина до Солженицына / А.Ю. Большакова. − М.: Изд-во Комитета телекоммуникации и СМИ правительства Москвы, 1999. – с. 90.
3. Большакова А.Ю. Нация и менталитет. Феномен «деревенской прозы» XX века / А.Ю. Большакова. М., 2000. – 132 с.
4. Бунин И. Избр. произв. М. 1991.
5. Есенин С. Собр. соч.: В 2 т. М. 1956.
6. Издания И. Бунина: Собр. соч. в 9 тт. М., 1965–1967; Собр. соч. в 6 тт. М., 1996–1997;
7. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х т. Т.2 / [Х.Баран, Н.А.Богомолов, А.Г.Бойчук и др.; под ред. В.А.Келдыша].– 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.
8. Клабукова Ю. В. Аутичность и коммуникативность как ментальные модели и приемы построения пространства в повести Н. Ключаревой «Деревня дураков» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2015. – С. 96-100.
9. Наринская А. Торжество простодушия // Журнал «Коммерсантъ Weekend», №43, 2010. – с. 36.
10. Очерки русской литературы конца 19 – начала 20 веков. Госиздательство художественной литературы. М., 1952
11. Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман / В. О. Пелевин. - М.: Вагриус, 2002. – 399 с.
12. Распутин В. Собр. соч.: В 3 т. М. 1994.
13. Русская литература XIX-XX веков. Уч. пособие для поступающих в вузы: в 2 т. / под ред. Б.С. Бугрова, М.М. Голубкова. М., 2001.
14. Русская литература ХХ века. 11-й класс: в 2 ч. / под ред. В.В. Агеносова. М., 1998.
15. Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь: в 2 ч. / под ред. П.А. Николаева. М., 1996.
16. Русская литература XX века: Итоги и перспективы. Под ред. С. И. Кормилова. М. 2000.
17. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
18. Русские писатели в Москве. Сборник. Переизд. Сост. Л. П. Быковцева. М., 1977. – с. 860.
19. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1990.
20. Шукшин В. Собр. соч.: В 3 т. М. 1984.