Фрагмент для ознакомления
2
Указ Президента РФ, утвердивший «Основные положения региональной политики в РФ» от 3.06. 1996г. №803 определил понятие региона. Под регионом понимается определенная часть РФ, имеющая общие природные, социально – экономические, национальные и культурные условия. Регион может совпадать с границами территорий субъектов РФ, или объединить несколько субъектов. Регион характеризуется как социально – территориальная система, он должен обладать пространственной общностью организации, проживающего на его территории населения. Имея своеобразие природных условий, специализацию производства, уровнем развития производственной инфраструктуры, регион характеризуется определенной спецификой социальной культуры, инфраструктуры и образом жизни населения. Некрасов так трактует понятие региона: это территориальное развитие производственных сил, производственных отношений, что дает возможность рассматривать территориальное образование со стороны экономической и социальной природы. Сигов рассматривает регион, как социальную общность, при этом он отмечает, что в регионах начинают складываться территориальные общности, члены таких общностей, кроме экономических отношений имеют связь с общим отношение к условиям жизни, к природной и социальной среде. Территориальная общность осуществляет обмен основными видами деятельности и обеспечивает воспроизводство населения. Согласно этого, эти сообщества начинают функционировать как самостоятельные социальные образования. Барзилов и Чернышов понимают под регионом «социологическую квалификацию той или другой административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления.
Регион это естественно-историческое пространство, в рамках него осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей. Политическое пространство региона представляет собой организацию политической жизни, сферу реализации государственной власти на местах и общественного самоуправления». РФ имеет смешанный тип, это подразумевает деление по двум различным и противоречивым принципам: национально – территориальное деление; административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края); этот принцип построения является причиной разнообразных противоречий и конфликтов. Важнейшей чертой российского федерализма является совмещение территориальных субъектов, при том, что некоторые субъекты РФ могут являться частью других. Эта структура в РФ получила название «матрешечной». Государственная система управления РФ в настоящее время строится по принципам федерализма, к ним относятся: территориально изолированные единицы, не выходящие из состава государства через это складывается целостное геополитическое пространство государства; различные субъекты Федерации имеют обязанности и права, через них происходит осуществление независимости в регионах при сохранении принципа единства; дифференцирование функций Федерального центра и территориально изолированных единиц – субъектов Федерации. Рассмотрим различные принципы федерализма: единое геополитическое пространство; разграничение функций; определенный объем прав и обязанностей. Для всех субъектов существуют единые правила поведения, взаимоотношения регионов и центра должны быть одинаковыми. Различают виды уровней социально-экономического развития регионов, которые возникают в определенной асимметрии отношений. Это возникает только при условии разработки конкретных и исполняемых правил, они построены, как эффективные федеративные отношения.
Независимые, экономические развитые регионы необходимы центру, но система финансовой помощи существует долгое время, но при это определенные субъекты федерации отличаются друг от друга по уровням экономического развития. Эта система в настоящее время считается действующей для регионов, но большая часть регионов пользуется дотациями и оно получило название регионы - доноры. Она имеет множество негативных моментов, потому что возникает потребительское отношение к ним, вследствие этого не происходит выравнивание регионов, а также наблюдается обратный процесс, регионы начинают зависят от центра. У регионов - доноров нет заинтересованности в привлечение дополнительных инвестиций, увеличение доходной базы Государственного управления, при этом не разрабатываются и применяются новейшие инновационные и инвестиционные проекты, которые бы помогли бы развить регион. Для этого нужно формулировать закрепление определенных функций государственного управления за центрами ответственности, с целью построения эффективных федеральных отношений. Многоуровневая система государственного управления пользуется в настоящее время большой популярностью в современном мире. Встает вопрос о распределении ответственности и полномочий, о гарантиях их деятельности, но стержень в этих отношениях становится между уровнями власти в государстве. Основным принципом образования компетенции любого уровня власти рассматривается, как эффективность которая осуществляется на всех уровнях, при это происходит решение конкретных задач и функций. Этот подход называется принципом субсидиарности, он базируется на том, что высокий уровень управления вмешивается в дела низкого уровня и это привело к тому, что показал неспособность к эффективному управлению. Вмешательство высокого уровня со стороны управления в деятельность низкого уровня возможно только при наличии определенных условий, но это необходимо в том случае, если оно станет целесообразным и законным, предоставления поддержки с целью решения конкретных проблем региона.
Использование принципа субсидиарности в административных, правовых системах наибольшей части государства, которые входят в Совет Европы (федеративные, унитарные), говорит о его универсальности, перспективности применения в странах, способствующих развитию государственного управления. Это принцип нужно использовать в том случае, если существуют другие определенные принципы, которые способствуют основам организации государства, это может быть солидарность, эффективность в управление, единство применения и действия. Принцип субсидиарности: вмешательство вышестоящих уровней управления в деятельность нижестоящих. Непосредственное применение принципа субсидиарности предусматривает учет конкретных результатов, касающихся распределения полномочий. Несмотря на сложность разработки детальной схемы распределения полномочий, необходимо приложить силы для законодательного определения списка полномочий, передаваемых любому уровню, сопровождая его несложными правилами взаимодействия между уровнями общественного управления. Органы власти регионов, не могут рассчитывать на получение равноценных полномочий. Существуют объективные различия в размерах территории, специфике инфраструктуры, географическом положении и оснащенности ресурсами. Необходимо сделать все для того, чтобы сгладить существенные несоответствия между территориями. Государство должно применять системы выравнивающих выплат. Субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий значительные возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий. Эффективность работы многоуровневой структуры, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, делегированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.
2.2 Проблемы взаимодействия «центр-регионы»
Проблема оптимизации отношений между центром и регионами в России считается актуальной, ей посвящено много дискуссий. Решение проблем связано с тенденциями развития в этих отношениях и имеет перспективу развития. Эффективные отношения, возникающие между центром и регионами являются нужными в условиях федерализации и децентрализации России, в условиях централизации. Считается, что децентрализация дает возможность появлению региональной автономии, расширению полномочий, дальнейшее развитие самоуправления на местах. Эффективность децентрализации помогает реализации региональных интересов. При этом централизация повышает эффективность при решении общенациональных задач, от этого только выигрывают регионы, даже если есть потеря автономии. Отношения центра и регионов в современной России определяются Конституцией 1993 г., в ней закреплено федеративное устройство. Территория РФ на сегодняшний день состоит из территорий 83 субъектов. Закрепление равных прав для субъектов Федерации означает, что они - государственные образования, имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Конституционное закрепление равноправия субъектов Федерации устранило правовую асимметрию, возможности реализации данных прав у субъектов остаются разными. В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с свободой выбора и конкуренцией нет заботы государства о своих регионах. Перед региональной властью встает проблема сочетания противоречивых аспектов рыночного хозяйства: свободного рынка с его саморегулированием и самонастройкой и необходимость государственного регулирования и администрирования экономических и социальных процессов в регионах. В последние годы нарастает тенденция к децентрализации регионов. Субъекты Федерации требуют от федерального Центра большую часть налоговых поступлений и расширения прав в других сферах деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Артемов А.Д. Региональная политика / А. Андреев. - СПб.: Питер, 2017. - 400c.
2. Апилогов А.Э. Региональная политика / А.Э. Апилогов. - СПб.: Питер, 207. - 200 c.
3. Белозерова И.Ж. Региональная политика и управление / И.Ж. Белокрылова. - М.: Альфа-М , 2016. - 240 c.
4. Емашина Н. Я. Региональная политика /Н.Я. Емашина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 500c.
5. Иванченко Ф.В. Региональная политика / Ф.В. Иванченко. - М.: КноРус, 2016. - 313c.
6. Иванина М.Щ. Региональная политика и управление развитием регионов: / М.Щ. Иванина. – М.: Юрайт, 2016. - 351 c.
7. Кисванов Ф.Б. Региональная политика России / Ф.Б. Кисванов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 522c.
8. Кувашев И.И. Региональная политика. / И.И. Кувашев. - М.: КноРус, 207. - 212 c.
9. Николаева Р.Д. Региональная политика / Р.Д. Николаева. - М.: КноРус, 2016. - 272 c.
10. Попова Ф. Д. Региональная политика / Ф.Д. Попова. - М.: КноРус, 2017. - 300c.
11. Федотов П.П. Региональная политика и управление / П.П. Федотов. - М.: ИЦ РИОР, 2017. - 155 c.
12. Чернова Е.В. ВПС: Региональная политика регионов / Е.В. Чернова. - М.: Приор, 2017. - 141c.