Фрагмент для ознакомления
2
В довольно короткие сроки она поглотила целый ряд мелких авиакомпаний в соседних регионах — Барнауле, Томске, Кемерово, Новокузнецке, а в 2001 году — крупные московские «Внуковские авиалинии». Слияние двух ведущих перевозчиков (регионы и столица) позволило авиакомпании «Сибирь» получить разветвленную сеть маршрутов по России, в том числе из Москвы. А также стать второй по величине авиакомпанией в России и первой — по объему внутренних перевозок .
В 2001 году «Сибирь» становится действительным членом Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, что позволяет ей активно интегрироваться в мировую авиаиндустрию. Так, именно «Сибирь» стала первой в России авиакомпанией, которая открыла продажу своих билетов через Интернет (2005 год), а 2008 году сменила воздушный флот и полностью вывела из эксплуатации самолеты устаревших типов .
Мы видим все предпосылки для ребрендинга авиакомпании:
- изменение масштабов и объемов перевозок;
- рост статуса: переход от уровня мелкого регионального перевозчика до масштабов крупной международной компании;
- задача интеграции в международную структуру авиаперевозок;
- изменение стратегических задач развития: от этапа завоевания масштабов рынка компания переходит к стремлению идти в ногу со временем и внедрять в свою деятельность передовые мировые технологии;
Наряду с объективными предпосылками, проистекающими из тех задач, которые перед собой ставило руководство компании, нельзя не учитывать и те «слабые места» уже существовавшего на то время имиджа компании, которые также было необходимо преодолевать. Здесь, в первую очередь, имеется в виду целая череда авиакатастроф с участием самолетов компании «Сибирь»:
- в 2001 году — Ту-154М, сбитый силами ПВО Украины во время военных учений и следовавший по маршруту Тель-Авив — Новосибирск (погибли 78 человек, в т.ч. 66 пассажиров и 12 членов экипажа);
- в 2004 году — Ту-254Б2, разбившийся в результате террористического акта и следовавший по маршруту Москва — Сочи (погиб 51 человек, в т.ч.43 пассажира и 8 членов экипажа);
- в 2006 году — А-310, который вследствие ошибочных и бесконтрольных действий экипажа, как на то указала техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, следуя из Москвы в Иркутск, разбился при посадке и сгорел (погибли 125 человек) .
В качестве компании, которой авиакомпания «Сибирь» заказала в 2006 году ребрендинг, выступило дизайнерское бюро LandorAssociates , работы которого обошлись авиакомпании в сумму более чем 1 миллион долларов . Каковы результаты этой масштабной работы?
Анализ фирменного стиля конкурентов. К 2006 году главным конкурентом «Сибири» в России, которого она еще не обошла в своем развитии, оставался «Аэрофлот», чьим дочерним подразделением на заре своего становления была компания. И, как мы понимаем, анализ того, что делал в направлении формирования фирменного стиля «Аэрофлот», не мог выпасть из поля зрения разработчиков нового фирменного стиля.
А «Аэрофлот» в это время сменил свой имидж: традиционные черно-белые цвета уступили места оранжевому — цвету восхода солнца, серебристому — олицетворению современности и синему, передающему идею профессионализма. Рассуждая о планах по изменению и логотипа компании, заместитель генерального директора авиакомпании Лев Кошляков сказал: «Ребрендинг — это естественно. Авиакомпании стараются приобрести новое лицо и отразить его в новом имидже. Но многое предстоит сделать с улучшением качества услуг, а это не так просто как перекрасить самолет» .
Изменение названия и торговая марка. Дизайнерское бюро Landor Associates, которое на этот раз осуществляло проектирование фирменного стиля нашей авиакомпании, предложило радикальный ход — смену названия. Почему «Сибирь» не побоялась пойти на такой шаг? Какие цели преследовались? Об одной из них мы уже писали — желание распрощаться с багажом негативных ассоциаций у потребителей, связанных с брендом. Это и авиакатастрофы, да и общее советское прошлое. О других целях говорит консультант Андрей Крылов подробно рассматривает мотивы, приведшие к смене названия: «К ребрендингу руководство «Сибири» подтолкнуло стремление к расширению бизнеса и росту его капитализации, желание активно и даже агрессивно выйти на международные рынки. Отсюда вытекают задачи сделать маркетинговые коммуникации более интернациональными, современными и яркими.
Логика рассуждений была следующей. Слово «Сибирь» воспринимается как часть России, что-то локальное, не являющееся и не способное стать общероссийским, а тем более — международным. А летающие на самолетах люди, в основном, динамичные, не местечковые, поэтому они будут выбирать перевозчика под стать себе, своим амбициям.
Еще было желание за счет нового имиджа забрать некоторую долю рынка у «Аэрофлота», воспринимаемого на тот момент некоторыми как наследие советского прошлого. В итоге ребрендинга (и ренейминга) авиакомпания ожидала получить сильное интернациональное имя, понятное как россиянам, так и иностранцам» .
Почему же возникло название S7 Airlines? Еще в августе 1994 года авиакомпания «Сибирь» получила международный код ИАТА — S7, а уже в 2001 году стала действительным членом этой международной организации . К тому же, для многих жителей нашей планеты цифра 7 в системе кодов ассоциируется именно с кодом России.
Таким образом, меняя название, компания решает несколько важны для нее вопросов, а именно:
- за счет смены кирилического шрифта на латиницу переходит из статуса регионального перевозчика в статус крупной международной авиакомпании;
- меняя само название, оставляет «за бортом» или, по крайней мере, тщательно маскирует негативное прошлое компании (авиакатастрофы и общую изношенность воздушного флота).
Авиакомпания «Сибирь» не просто сменяет название, но и осуществляет официальную государственную регистрацию товарного знака S7 Airlines,согласно действующему в России законодательству .
«Увидев эти зеленые самолеты, радующие глаз, несколько лет назад в Домодедово, я по умолчанию решил, что это некая европейская авиакомпания, летающая в Россию. Нет, оказалось, что это российская авиалиния, в прошлом известная как «Сибирь». Не самое звучное название для некоторых стереотипных иностранных граждан. Смена рыночного названия и нового бренда очень отличает эту компанию, на мой взгляд» — пишет на своем персональном сайте блогер и путешественник Илья Стремоусов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анатомия рекламного образа: фирменный стиль, технологии брендинга, звуковые средства: курс лекций / А.В. Овруцкий, А.М. Пономарева, И.Р. Тищенко и др.; под ред. А.В. Овруцкого. — СПб.: Изд-во «Питер». — 2014. — 203 с.
2. Анурова, С. Ребрендинг // Sostav.ru — [Электронный документ] — URL: http://www.glossostav.ru/word/1294/ (дата обращения: 19.05.2019).
3. Беренс, Петер // Википедия. — [Электронный документ] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80(дата обращения: 20.05.2018).
4. Брендинг // Портал Интернет-словарей «Академик». — [Электронный документ] — URL: https://investments.academic.ru/745/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 20.05.2019).
5. «Вне фокуса» // S7 Airlines — [Электронный документ] — URL: https://www.s7.ru/home/blog/out-of-focus (дата обращения: 22.05.2018).
6. Воробьев, А. S7 проведет ребрендинг // «Ведомости». — 2016. — 22 июля. — [Электронный документ] — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/07/22/650188-s7-rebrending(дата обращения: 20.05.2018).
7. Генерозова, Е. Ребрендинг: жизнь с «нуля» или с «понедельника? // Лаборатория коммуникативных исследований. — 2017. — 22 августа. — [Электронный документ] — URL: http://www.generozova.ru/glossary/2017/08/rebrending-zhizn-s-nulya-ili-s-ponedelnika/ (дата обращения: 23.05.2019).
8. Карточка регистрации товарного знака «S7 Airlines» — [Электронный документ] — URL: http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=538738 (дата обращения: 22.05.2019).
9. Корпоративная идентичность. [Электронный документ] // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 20.05.2019).
10. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. — М.: Альпина Паблишер. — 2018. — 211 с.
11. Крылов, А. Ребрендинг «Сибири» — S7 Airlines // Журнал Блики. — [Электронный документ] — URL: http://www.blikimag.ru/journal/2007/2007-1/134.html (дата обращения: 22.05.2019).
12. Лолуа Г.З. Поводы для проведения ребрендинга // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 16(60). URL: https://sibac.info/journal/student/60/138989 (дата обращения: 22.07.2019).
13. Модернизация логотипа и разработка фирменного стиля авиакомпании «Сибирь» // дизайн-агентство «Omnibus» — [Электронный документ] — URL: http://www.omnibusdesign.ru/identity_logo/element-siberia.html (дата обращения: 22.05.2019).
14. Ребрендинг // Википедия. — [Электронный документ] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 19.05.2018).
15. Ребрендинг — это… Цели и этапы ребрендинга // BusinessMan.ru — [Электронный документ] — URL: https://businessman.ru/new-rebrending-eto-celi-i-etapy-rebredinga.html(дата обращения: 19.05.2019).
16. Репозиционирование компании на 5+ // PowerBranding. — [Электронный документ] — URL: http://powerbranding.ru/pozicionirovanie/reposition-mckinsey/ (дата обращения: 23.05.2018).
17. Сибирь // AirlinesInform — [Электронный документ] — URL: https://www.airlines-inform.ru/russian_airlines/S7_Airlines.html?CODE=S7_Airlines&PAGEN_1=10(дата обращения: 20.05.2019).
18. «Сибирь» собирается развеселить небо новой раскраской // Sostav.ru —[Электронный документ] — URL: http://www.sostav.ru/news/2004/06/25/fur3/ (дата обращения: 22.05.2019).
19. Стремоусов, И. S7 – пример успешного ребрендинга // Персональный сайт Ильи Стремоусова [Электронный документ] — URL: https://goseepost.wordpress.com/2014/04/01/s7/ (дата обращения: 22.05.2019).
20. S7 Airlines // Википедия. — [Электронный документ] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/S7_Airlines (дата обращения: 20.05.2019).
21. S7 Airlines — [Электронный документ] — URL: https://www.s7.ru/about/s7-airlines.dot(дата обращения: 20.05.2019).
22. S7 Airlines: глоток свежего воздуха для российских пассажиров // Advertology. — 2006. — 10 мая. — [Электронный документ] — URL: http://www.advertology.ru/article28428.htm(дата обращения: 22.05.2019).
23. S7 — история бренда // Брендапедия — [Электронный документ] — URL: https://www.brandpedia.ru/brand-398.html (дата обращения: 22.05.2019).
24. Landor. Moscow — [Электронный документ] — URL: https://landor.com/offices/moscow (дата обращения: 22.05.2019).