Фрагмент для ознакомления
2
Критик анализирует и произведения Пушкина. Дает его произведениям историческую оценку. Д.И. Писарев определяет, какую пользу для общества дали произведения Пушкина. И приходит к выводу, что Пушкин – это препятствие к созданию программы изменения социума. По мнению Д.И. Писарева, Пушкин внушает обществу беспредельное равнодушие к страданиям самого общества, презрение к бедности.
Согласно автору, историческое явление – крепостное право – у Пушкина изображено неправильно с точки зрения истории. Онегин – это инфантильное отношение к теме пробуждения сознания русского человека, по мнению Д.И. Писарева. Скука, которой болел Онегин, по мнению критика – это последствие жизни без порядка. Пушкину автор отводит роль «великого стилиста» .
В критике Д.И. Писарева также присутствовал жанр очерка. Д.И. Писарев анализировал творчество писателей. («Русский Дон Кихот», в котором прослеживается жанр «литературный портрет», очерк творческой деятельности И. В. Киреевского, литературная параллель и полемика). В «Генрих Гейне» Д.И. Писарев дает развернутый обзор творчества писателя.
ГЛАВА 2. КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д.И. ПИСАРЕВА
2.1 СТИЛИСТИКА СТАТЕЙ
Статья Д. И. Д.И. Писарева «Базаров» выходит в марте 1862 года. В этой статье Д.И. Писарев определяет и тщательно анализирует характер главного персонажа романа Тургенева «Отцы и дети». Д.И. Писарев провозглашает Базарова носителем эгоизма и личностью, которая сама себя освободила.
По мнению Д. И. Д.И. Писарева, роман Тургенева «Отцы и дети» красив с точки зрения художественных особенностей. Кроме того, Д.И. Писарев говорит о том, что роман «шевелит ум» и наводит читателя на различные мысли и размышления. По мнению Д.И. Писарева, «Отцы и дети» - это роман, который пронизан трогательной искренностью автора. «Мнения и суждения Тургенева не изменят ни на волос нашего взгляда на молодое поколение и на идеи нашего времени; мы их даже не примем в соображение, мы с ними даже не будем спорить; эти мнения, суждения и чувства, выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения, в лице одного из лучших его представителей» .
Д.И. Писарев пишет, что для его героя нет никаких авторитетных личностей, нет никаких границ поведения, законов морали и моральных принципов. Базаров живет, как хочет и как умеет, не обращая внимание на то, что ему кто-то что-то скажет.
Д.И. Писарев подчеркивает, что Базаров ставит себя выше по статусу, чем остальные массы. Базаров всячески сохраняет дистанцию с этими людьми и сохраняет автономность.
Типаж «Базаров» в социуме ведет себя достаточно резко и нагло. Поступки и образ жизни Базарова отражает его характер. Такой тип личности не интересуется тем, пойдем ли за ним общество или скажут про него что-то.
Семья Базаровых живет своей жизнью. Жизнь эта закрыта для посторонних взглядов и разговоров.
Д.И. Писарев пишет: сначала, может быть, Базаров и был уверен в том, что он делает. Но постепенно он осознает, что несчастлив в своей маске нигилиста. С такими принципами человеку сложно жить в обществе, где главное – это коммуникации. Человек в обществе активен, он работает и деятелен. Но если у человека нет деятельности, нет любви и удовольствий. Как тогда судьба распоряжается таким человеком? Д.И. Писарев пишет, что такому человеку нужно «жить, пока живется». Если ничего нет вкусного, то такому человеку нужно есть просто хлеб. Быть с женщинами, если нельзя любить женщину .
То есть такому человеку, как Базаров, нужно не мечтать, а довольствоваться тем, что есть.
Д.И. Писарев понимает, что практически всё молодое поколение того времени – это «Базаровы». Но это не только практически все молодые люди. Это все общество, которое идет за Д.И. Писаревым. «Современник» отнесся негативно к «Отцам и детям» Тургенева и к тому, как Д.И. Писарев проинтерпретировал Базарова. В «Отцах и детях» Тургенев отвечает на вопрос Чернышевского «Что делать?». Ответ на этот вопрос пишет в своей критической статье и Д.И. Писарев, который несколько раз анализировал Базарова («Реалисты» в 1864 году; «Мыслящий пролетариат» в 1865 году, «Посмотрим!» в 1865 году).
Д.И. Писарев говорит о том, что в социуме появляются новые люди – это «Базаровы», которым свойственны крайности. Это «новый тип личности». Постепенно, правда, трактовка данного типа личности меняется, в соответствии с изменением политических и социальных взглядов автора.
По мнению Д.И. Писарева, Базаров – это тот, кто является центром романа Тургенева. В личности Базарова концентрируются свойства поколения, сословия социума того времени.
В Базарове же они собраны в единое целое. Базарова не интересуют детали, которыми занимаются люди в бытовой деятельности. Он не будет обращать внимание на явное пренебрежение к нему людей из общества. Он не обрадуется, если ему станут оказывать знаки внимания или уважения. Он просто равнодушен в глазах других личностей. Так описывает Базарова Д.И. Писарев.
Теория расчета выгод, или разумного эгоизма, о которой говорит статья «Базаров» - это предпринятая революционными демократами попытка нравственной защиты от наступательного, своекорыстного и цепкого буржуазного эгоцентризма, это эгоизм центробежный, одушевленный идеей блага для других, идеей, которая сама по себе становится истинным благом для себя. «Делая добро, человек находит в этом удовольствие, наслаждение, радость, как бы самовознаграждается. В этом проявляется его полноценность. Всякое насилие над человеком безнравственно. Столь же бесчестно и насилие человека над самим собой» .
Мотивы деятельности Базарова – только расчет и прихоть. Нет и него и никакой высокой цели, нет высоких мыслей или идей. При этом Д.И. Писарев отмечает, что у Базарова, при всем этом, огромный талант и потенциал к свершениям
Базаров смотрит на людей сверху вниз. Он не скрывает свое презрение, высокомерие к определенным личностям – к тем, кто его любит или ненавидит.
Роман «Отцы и дети» при всей его политической остроте, тем не менее, роман о любви, причем о любви в том строго «романтическом» смысле, кото¬рый был так противен главному герою Евгению Базарову. «Автор не случайно провел своего героя через это главное ис¬пытание – испытание любовью» . В начале романа Базаров предстает перед читателем как «новый человек», разночи¬нец, строитель новой жизни, ценящий лишь то, что можно увидеть, потрогать руками, сравнивающий человека с лягушкой, отрицающий какие бы то ни было принципы, ни-гилист, как он сам себя характеризует.
Если у Печорина мы видим волю без знания. У Рудиных – знание без воли. Базарова характеризует наличие и знания, и воли .
Так описывает в своей статье «Базаров» характеристики и поведение главного героя Д.И. Писарев .
Образ Базарова окончательно достраивается, по мнению Д.И. Писарева, после того, как читатель видит ясно два эпизода в романе.
Первый эпизод связан с отношением Базарова к женщине. Женщине, которая нравится Базарову. Интересно, что Базаров может влюбиться только в умную женщину. Если он испытывает чувство любви, то его любовь не терпит рамок и границ. Он не будет способствовать тому, чтобы чувство заново вспыхнуло, если оно становится менее интенсивным. И так же, как оно возникло, Базаров не будет останавливать его.
Отношения с женщиной у Базарова не носят обязательный характер, поскольку, как мы уже сказали, его личность не терпит ущемления границ и не идет на уступки. За женщиной он не будет бегать, ухаживать. Если складываются обстоятельства, в которых Базаров может добровольно и безусловно полюбить и поухаживать за женщиной – то он будет ухаживать. Но делать это специально, спланированно он не будет.
Но, как показывает практика, умные женщины, как правило осторожны и расчетливы. Об этом пишет Д.И. Писарев. Если найдется такая женщина, которая оценит Базарова, то она будет просчитывать ходы, она понимает,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский) // Русская литература. - 1968. - № 4. –С.15-19.
2) Война из-за "Войны и мира". Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. - СПб., 2002. – С. 8-9.
3) Гошевский В. О. Проблема личности в философском наследии Д. И. Д.И. Писарева. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 133 с.
4) Д.И. Писарев в воспоминаниях и свидетельствах современников. – М.: ИМЛИ РАН, 2015. – 447 с.
5) Демидова Н. В. Д.И. Писарев . – М.: Мысль, 1969. – 223 с.
6) Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - 2-изд. М.: Флинта, 2003. – 217 с.
7) История русской литературы конца XIX в. Библиографический указатель. Под ред. Муратовой К.Д. - М.:АН. - СССР. - 1962. – 423 с.
8) Казанович Е. Д.И. Д.И. Писарев (1840-1856), изд. «Наука и школа», П., 1922.
9) Каллер А. И. Этические взгляды Д. И. Д.И. Писарева. – М.: Высшая школа, 1962. – 102 с.
10) Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 608–609.
11) Кирпотин В. Я. Радикальный разночинец Д. И. Д.И. Писарев . – М.: Советская литература, 1933. – 432 с.
12) Кузнецов Ф. Ф. Нигилисты? Д. И. Д.И. Писарев и журнал «Русское слово». – М.: Художественная литература, 1983. – 592 с.
13) Кузнецов Ф. Круг Д. И. Д.И. Писарева. – М., Художественная литература, 1990.
14) Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков
Дальнейшая разработка революционно-демократической концепции критического реализма 1860—1870 годы. – С.126.
15) Манн Ю. Базаров и другие // Новый мир. - 1968. - №10. – С.90-120.
16) Лурье С. А. Литератор Д.И. Писарев: роман. – Ленинград: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. – 349 с.
17) Переверзев В.Ф. Нигилизм Д.И. Писарева в социологическом освещении, «Красная новь», 1926, № 6.
18) Прозоров В. В. Д. И. Д.И. Писарев : книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
19) Скабичевский А. Сочинения, т. I, СПБ, 1890.
20) Сухов А. Д. Философский материализм Д. И. Писарева // Философия и общество. — 2005. — Вып. 1. –С.15.
21) http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0260.shtml Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том третий. Статьи 1865-1868.