Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В любой сфере деятельности существует процесс управления, с помощью которого управляемый объект подвержен определенному изменению. Каждый субъект управления, стремится достичь оптимального результата от использования управляемого объекта. Качественное изменение управляемого объекта зависит от успешности внедряемой системы методов управления, которые способны перенести объект управления на более совершенный уровень и тем самым достичь совершенных результатов.
Поэтому, важным составляющим является определение методов управления для конкретного объекта и внедрение этих методов с учетом постоянно меняющейся среды объекта, как внешней, так и внутренней. На одном из объектов происходит постоянное увеличение экономических показателей, удовлетворенность персонала зашкаливает, на основании собранных опросников, а внешняя среда с удовольствием следит за вашим успехом. На другом объекте экономические показатели падают, а удовлетворенность персонала своей работой на низком уровне не говоря уже о постоянных жалобах внешней среды. Как только происходит смена руководства, и внедрение определенных методов управления для действующего объекта, происходит постепенное улучшение всех показателей.
Грамотный менеджмент - это и есть объяснение данному случаю. Зная основные функции менеджмента можно создать эффективные условия на любом управляемом объекте. Примеров эффективных менеджеров для подтверждения данной гипотезы существует достаточно большое количество. В большинстве случаях проблема неэффективного управления скрывает в себе неумение и не желание, а иногда попросту пренебрежение основами менеджмента.
Менеджмент, как наука определилась исходя из работ Ф.У. Тейлора, который сам был эффективным менеджером. В основы данного учения закладывались принципы и определенный алгоритм действий, который выводил организацию на высокий уровень. Грамотное распределение имеющихся ресурсов ставилось за основу, и создавались все условия для поддержания имеющихся ресурсов на оптимальном уровне.
Среди ученых растет заинтересованность проблематикой управленческой деятельности и ее аспектов в различных сферах. В частности, Т.Б. Гриценко[17], И.О. Кулинич [8], Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан [12], С.О. Скляров [15] рассматривают стили руководства, принципы и ценности, профессиональные качества руководителей. Г. Л. Чайка [19] отмечает, насколько важным является формирование функций управленческой деятельности и то, каким образом они влияют на корпоративную культуру и социально-психологический климат в коллективе.
Объект исследования – функции менеджмента.
Предмет исследования – реализация функций менеджмента в ООО «Строй-Арт».
Цель исследования – изучение основных функций менеджмента и разработка путей совершенствования их реализации на примере ООО «Строй-Арт».
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы функций менеджмента.
2. Провести анализ реализации функций менеджмента ООО «Строй-Арт».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в ООО «Строй-Арт».
1. Теоретические основы функций менеджмента
1.1 Сущность управленческой деятельности
Эффективное управление организацией в рыночных условиях хозяйствования основывается на внедрении зарубежного опыта менеджмента организаций 8, с. 10. В России уже накопился двадцатилетний опыт использования рыночной концепции управления, однако из-за инерционности мышления управленческих кадров, которые сформировались как специалисты во времена централизованной экономики, консервативность некоторых отечественных авторов учебной литературы по менеджменту, а также ограниченный доступ практиков к качественным учебникам по менеджменту зарубежных авторов, качество управления организациями еще не достигла уровня, достаточного для обеспечения их эффективной и результативной деятельности 8, с. 11.
Современный менеджмент основывается на процессуальном подходе, согласно которому деятельность, направленная на достижение целей по помощью других людей, является серией непрерывных взаимосвязанных, очень важных для организации действий, которые можно рассматривать как непрерывный процесс. Взаимообусловленная и взаимосвязанная совокупность этих действий, каждое из которых является тоже процессом, образует систему функций управления, что, в свою очередь, как относительно олицетворенный процесс, тоже состоит из серии взаимосвязанных действий – подпроцессов, а вся их совокупность образует общий процесс управления организацией 6, с. 48.
Таким образом, следует констатировать, что по процессуальным и системным подходами процесс управления организацией представляет собой иерархическую систему отдельных видов управленческой деятельности, которая структурируется по уровням управления (стратегический менеджмент, тактический менеджмент и оперативный менеджмент), а в пределах отдельных уровней – по функциям деятельности организации (финансовый менеджмент, маркетинговый менеджмент, операционный менеджмент, менеджмент персонала и т. д) и по функциям управления (планирование, организация, мотивация и контроль). Кроме того, на каждом из уровней управления все виды управленческой деятельности (основные и специализированные функции управления) подразделяются на первичные элементы работы менеджера, связанные с коммуникациями, в результате которых он получает информацию о состоянии объекта управления; с принятием управленческих решений, которые образуют процесс и являются результатом выполнения основных и специальных функций управления, а также с процессом непосредственного руководящего влияния менеджера на подчиненных на основе его формальных полномочий, власти и лидерских способностей 5, с. 294.
Научные понятия «менеджмент», «руководство» и «управление» имеют достаточно неопределенный личностный характер. Эти термины одинаково используются в различных сферах, или существуют в определениях в экономических, психологических, педагогических и других отраслях [3, с. 7].
Именно менеджер, обладающий реальной властью - влияет на трудовой коллектив, а через него на результаты функционирования самого объекта управления. Он подбирает, расставляет и использует персонал по своему пониманию. Высокопрофессиональный менеджер окружает себя квалифицированными, знающими дело коллегами, а слабый – подчиненными, которые еще слабее его. И как результат - первый менеджер ведет организацию к процветанию, а второй со своим персоналом - к убыточности. Знающий свое дело менеджер четко формулирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям, предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения проблем в каждой конкретной ситуации 16, с. 206.
В частности, существуют определенные различия в раскрытии содержания управленческой деятельности различными зарубежными авторами. Так, в известном учебнике по основам менеджмента м. Х. Мескона и других [10] в состав основных функций управления включены функции планирования, организации, мотивации и контроля, которые вместе со связующими процессами коммуникаций и принятия решений, благодаря власти и непосредственному воздействию на подчиненных, реализуют управленческую деятельность для достижения целей организации. В учебнике же по менеджменту Стивена
Робинза и Мэри Коултер [13] в состав основных функций управления вместо мотивации включена комплексная функция руководства, которая включает деятельность менеджера как лидера и мотиватора деятельности работников.
Несколько иную точку зрения имеют Р. Грифин и В. Яцура, которые в своем учебнике по основам менеджмента [9] к основным функциям управления относят планирования и принятия решений, организацию, лидерство и контроль, мотивацию считают основой функции лидерства, а коммуникации – важной составляющей менеджмента.
Представители же Европейской школы менеджмента Д. Бодди и Р. Пейтон в своей книге [4] вообще четко не выделяют основные функции управления, однако в разделе об управлении трудовой деятельностью ведут речь о взаимодействии руководителей с подчиненными через власть, влияние, мотивацию и коммуникации, - функцию планирования – в разделе о планировании бизнеса, о функциях организации – в разделе об организации бизнеса, а о контроле – в разделе об управлении бизнесом и его контроль. Как видим, эти авторы вовсе считают принятие решений видом управленческой деятельности.
Современный менеджмент основывается на процессуальном подходе, согласно которому деятельность, направленная на достижение целей при помощи других людей, является серией непрерывных взаимосвязанных, очень важных для организации действий, которые можно рассматривать как непрерывный процесс3, с. 89. Взаимообусловленная и взаимосвязанная совокупность этих действий, каждое из которых является тоже процессом, образует систему функций управления, что, в свою очередь, как относительно олицетворенный процесс, тоже состоит из серии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: учебник. – М.: - ЮНИТИ, 2010. – 423 с.
2. Барановская Н. И. Повышение конкурентоспособности строительной организации на основе развития ее кадрового потенциала: понятие конкуренции и конкурентоспособности строительной организации, кадровый потенциал: понятие, показатели оценки, направления развития, методика планирования. – Кызыл: ТувГУ, 2017. – 127 с.
3. Батурин В.К. Общая теория управления: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.
4. Бодди Д., Пейтон Р.Основы менеджмента: пер. с англ; под ред. Ю. Н. Коптуревского. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
5. Карибова И. Ш. Повышение квалификации строителей как один из главных рычагов роста производительности труда и качества строительной продукции // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 2. – С. 293-299.
6. Кокорев В. Л. Мотивационные модели в управлении. − Барнаул: Типография ЭФ АГУ, 2008. −250 с.
7. Кремнев Р.Г. Реализация инновационной стратегии организации как фактор решения проблем занятости: автореф. дис. …канд. экон. наук. – М., 2014. – 18 c.
8. Кулинич И.О. Психология управления: учеб. пособие. – М. : Знание, 2018. - 292 с.
9. Основы менеджмента: учебник / Р. В. Грифин, В. Яцура; наук. ред. В. Яцура, Д. Олесневич. – Львов : Бак, 2011. – 624 с.
10. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 2014. – 702 с.
11. Петрович М.В. Эффективность управленческого труда. Методология оценки// Белорусский экономический журнал. – №3. – 2016. – С. 56-63.
12. Попова Г.В., Богдан Ж.Б. Личностно-адаптационный потенциал руководителей среднего звена высшего учебного заведения // Проблемы экстремальной и кризисной психологии – Х.: НУГЗУ, 2013. – Вып. 14. Часть II. – С. 271-282.
13. Роббинз Стивен П., Коултер М. Менеджмент: пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 1056 с.
14. Симонова М. В. Управление персоналом в организациях строительного комплекса. – Самара: Самарский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2010 – 198 с.
15. Скляров С. О. Стиль руководства и его личностные свойства руководителей подразделений МЧС // Актуальные проблемы государственного управления. – 1(43). – 2018. – С. 329-335.
16. Суша Г. З. Экономика предприятия: Учебн. пособие. − М.: Новое знание, 2008. − 384 с.
17. Этика делового общения: / под редакцией Т. Б. Гриценко, Т. Д. Ищенко, Т. Ф. Мельничук / Учеб. руководство. – К.: Центр учебной литературы, 2007. – 344 с.
18. Хмель Ф. И. Менеджмент: учебник. – М.: Высшая школа, 2015. – 351 с.
19. Чайка Г.Л. Культура делового общения менеджера: учеб. пособие. – М: Знание, 2015. – 442 с.
20. Шегда А. В. Менеджмент : учеб. пособие. – М.: Знание, 2015. – 548