Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в Россию приходит большое количество новых иностранных фирм. Несмотря на то, что против России принят большой ряд экономических санкционных мер. Однако, несмотря на это иностранные фирмы продолжают действовать на российском рынке.
При этом стоит отметить, что иностранные фирмы приходят в Россию с собственной философией и пониманием особенностей функционирования экономики. Нужно признать, что иностранные стандарты ведения бизнеса оказываются выше российских стандартов.
Иностранные компании довольно быстро оказываются, включены в экономическую модель современной России. При этом следует подчеркнуть, что иностранные компании встречаются с проблемой продвижения своего бренда на российском рынке. Особенно это касается фирм предоставляющих различные бытовые услуги и т.д.
Дело в том, что в России сегодня существует тенденция к развитию большой конкуренции на внутреннем рынке товаров и услуг. Обозначенные выше санкции против России привели к росту динамики развития отечественных фирм готовых предоставлять подобные товары и услуги. Уже сегодня на полках магазинов можно встретить качественные товары отечественного производства. Они ни чем не уступают аналогичным иностранным образцам.
С другой стороны следует отметить, что существуют иностранные компании, которые предоставляют специфические виды услуг. В этом отношении можно вспомнить о компаниях специализирующихся на доставке различных грузов по всему миру. В частности речь идет о таких компаниях как «Маэрск» или «DHL». Такие компании практически не нуждаются в широкой рекламе, поскольку их деятельность сама по себе довольно заметна. Однако даже у таких компаний в России существует конкуренция.
В частности в России сейчас активно действует и развивается внутренняя компания-перевозчик «Деловые линии». Эта компания сегодня доставляет грузы по территории России, а так же в страны ЕврАзЭС. При этом доставка от «Деловых линий» оказывается значительно дешевле, поскольку во многих случаях российская компания–перевозчик оплачивает таможенные тарифы по сниженным коэффициентам.
Все сказанное выше подтверждает, что исследование актуально именно в силу того, что иностранным компаниям, работающим в России, требуется продумывать
Цель исследования – выявить особенности формирования стратегии для международной компании на российском рынке.
Объект исследования – стратегия международной компании.
Предмет исследования – формирование стратегии для международной компании на российском рынке.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию выход на международный рынок.
2. Рассмотреть особенности формирования стратегии развития международных компаний.
3. Проанализировать особенности формирования стратегии выхода иностранных компаний на российский рынок.
4. Выявить методологические подходы к разработке стратегий международных компаний, выходящих на российский рынок.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция.
1. Понятие о стратегии компании международных компаний
1.1. Выбор типа стратегии компании при выходе на международный рынок
Международная компания является сложным и противоречивым организационно-экономическим образованием. В международной среде, потенциал фирмы для достижения конкурентного преимущества определяется не только за счет собственных ресурсов и возможностей, но и условиями национальной среды, в которой она работает [2, c. 370]. Тот факт, что так много компаний, которые были успешны на внутреннем рынке, потерпели неудачу в их зарубежной экспансии, демонстрирует сложность международного менеджмента и актуальность проблемы исследования.
Компании сталкиваются с множеством проблем на разных уровнях. В некоторых случаях, менеджеры не в состоянии признать, что ресурсы и возможности, которые лежали в основе конкурентных преимуществ на их внутреннем рынке, не могут быть легко переданы или воспроизведены на зарубежных рынках. В других странах проблемы были в разработке структур и систем, которые могли бы эффективно реализовать международную стратегию [1, c. 185]. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение типов базовых стратегий как одного из ключевых моментов международной деятельности.
Схема базовых стратегий функционирования компаний представлена на рисунке 1. Данный подход был предложен К. Барлетом и С. Гошалем в 1998 и до сих пор пользуется популярностью. Эти классики менеджмента предлагают различать глобальную, интернациональную, мультилокальную и транснациональную стратегии.
В глобальной стратегии присутствует очень высокая степень централизации и стандартизации, мировой рынок рассматривается как однородный блок, с одинаковым продуктом и стандартизацией процесса. Конкурентные преимущества достигаются за счет экономии масштаба и объема. Локальные различия игнорируются. Основная цель данной стратегии - эффективность. Основная организационная характеристика: централизация или геоцентрическая ориентация. Компании «Intel» и «Motorola» используют этот тип стратегии.
При выборе мультинациональной (многострановой) стратегии имеет место высокая степень автономии для местных рынков, которые работают полностью независимо друг от друга. Основной целью является использование локальных различий и высокая скорость реакции и адаптации к местным потребностям. Основная организационная характеристика: полицентричная ориентация, автономия. Примером может служить развитие в 70-80-е годы компании «General Motors», создание филиалов в Европе.
Рис. 1. Базовые стратегии международной компании
Интернациональная стратегия – это стратегия между многонациональной и глобальной, при которой концепции и продукты, являющиеся успешными на основном рынке, передаются на зарубежные рынки. Присутствует высокая степень централизации, но все, же есть признание локальных различий. Компания не будет функционировать на рынках с очень высокими различиями. Целью является компромисс между глобальной и многонациональной стратегиями. Так же целью является передача знаний. Основная организационная характеристика: этноцентричность. Большинство американских фирм в 50–60-х годах, распространяясь за рубеж, имели именно интернациональную стратегию.
При выборе транснациональной стратегии структурой компании является сетевая организация, основанная на специализации и перераспределении ресурсов и возможностей. Трансфер навыков, знаний, технологий, товаров осуществляется не только в одностороннем порядке, как в глобальной стратегии, но и между самими филиалами и от дочерних компаний в штаб квартиру. Примерами могут служить компании «Unilever» и «General Motors».
Возможные преимущества глобальной стратегии основаны на нескольких допущениях: глобализации предпочтений потребителя и эффекту масштаба.
1. Экономия на издержках за счет масштаба и объема производства.
• Объединение производства или других видов деятельности;
• Использование более низких факторов затрат;
• Использование гибкости;
• Повышение рыночной власти.
2. Повышение качества стандартизированного продукта.
3. Расширение предпочтений клиентов благодаря всемирной доступности.
4. Использование конкурентного рычага.
5. Экономия на обучении.
Возможные недостатки глобальной стратегии:
1. Потеря конкурентоспособности из-за отсутствия адаптации к местным потребностям и требованиям заказчика.
2. Потеря мотивации для местных сотрудников за счет центрального принятия решений (Решение принимается в штаб-квартире и распространяется на дочерние компании).
3. Повышение затраты на координацию.
4. Перенос прибыли на поддержание глобальных позиций (в рынках, по отношению к конкурентам).
Конкуренция на международных рынках выдвигает более жесткие требования к разработке стратегий, чем на национальных рынках. Рассмотренные базовые стратегии компании, безусловно, не охватывают все составляющие данной проблемы. Единственной стратегии обеспечения устойчивого развития для компаний не существует [15, c. 1203]. Каждое предприятие уникально, поэтому и процесс разработки стратегии для каждого предприятия индивидуален.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия является важной составляющей выхода компании на любой рынок. При этом нужно помнить, что универсальной стратегии не существует. Стратегия для компании разрабатывается индивидуально в зависимости от всех факторов. В частности, необходимо учитывать цели и задач организации, ее финансово-экономические возможности, величину резервов и многое другое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич М.В. Способы повышения эффективности использования глобальных стратегий бизнеса и маркетинга / М.В. Акулич // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – №6. – С.39.
2. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 450 с.
3. Воробьева Е.С., Клюкина А.А. Выбор типа стратегии компании при выходе на международный рынок // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://sibac.info/journal/student/6/76912 (дата обращения: 16.06.2019).
4. Горбунов С.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГаС, 2014. – 286 с.
5. Жильцов В.А. Особенности формирования стратегии развития международных компаний – Международный научный журнал «Символ науки» №12-1/2016 / Электронный ресурс – КиберЛенинка: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-strategii-razvitiya-mezhdunarodnyh-kompaniy (дата обращения: 16.06.2019)
6. Любчинова М.В. Особенности формирования стратегии выхода иностранных компаний на российский одежный рынок // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 17.06.2019)
7. Пивоваров С.Э. Международный менеджмент: учебник / под ред. Пивоварова С. Э., Максимцева И.А., Тарасевича Л. С. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.
8. Пивоваров И. Гибридные стратегии международных компаний [Текст] / И. Пивоваров // Экономические науки. – 2009. – № 55. – С. 358-361.
9. Пятьдесят крупнейших иностранных компаний в России: [Электронный ресурс] URL: http://www.forbes.ru/rating/50-krupneishikh-inostrannykh-kompanii-v-rossii-2016/2016 (дата обращения 16.06.2019)
10. Теплова Т.В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Учебное пособие. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2014. – 264 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: Интел-синтез, 2015. – 344 с.
12. Christopher A Bartlett; Sumantra Ghoshal. Managing across Borders: New Organizational Responses, 1987
13. Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis: Text and Cases Edition. Wiley. – 2015. – 842 p.
14. Laura Diaconu. Business strategies of the multinational corporations, 2012.
15. Mirabeau L., Maguire S. From autonomous strategic behavior to emergent strategy // Strategic Management Journal. - 2014. № 35. - P. 1202–1229.