Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Использование Федеральных денежных средств, безусловно, необходимо сопровождать эффективным контролем за законностью, эффективностью, рациональностью и целевым характером использования средств. При этом, для обеспечения должного уровня маневренности государственных средств этот механизм контроля должен отличаться высоким уровнем оперативности и единства. Таким образом, именно потребность в комплексной системе бюджетного финансирования и контроля привела к реорганизации, переходу от банковской системы исполнения бюджета к казначейской и ее воссозданию таким образом в 1992г.
Переход на данную систему исполнения бюджета дал возможность упростить механизм обслуживания бюджетов, усилить степень контроля за их исполнением и эффективностью использования. При этом, анализ практического опыта применения казначейской системы исполнения бюджетов показывает, что в России потенциал ее использования еще не до конца реализован.
Например, до сих пор не до конца отлажен механизм взаимодействия Федерального казначейства и других участников бюджетного процесса. Он в свою очередь не дает в полной мере оптимизировать процесс движения государственных финансов в масштабе всей страны.
С целью более эффективного исполнения бюджетной системой функции предотвращения кризисных ситуаций, а также форсированному развитию экономики и всех ее участников необходимо проводить анализ всех возможностей и нюансов в вопросе казначейского исполнения бюджета. Это и обуславливает актуальность данной моей курсовой работы.
Объект исследования - процесс казначейского исполнения регионального бюджета на примере Костромской области.
Предмет исследования работы - совокупность управленческих и организационных отношений, складывающихся в процессе казначейского исполнения бюджетов.
В ходе написания работы были использованы и изучены научные труды отечественных ученых по вопросам теории и практики развития казначейского исполнения бюджетов, законодательные и нормативные акты, Указы Президента РФ, Бюджетный кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, письма и материалы Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, а также отчетные данные Управления Федерального казначейства по Костромской области, официальные статистические данные и открытые интернет источники.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1 Сущность и принципы казначейского исполнения бюджета
Исполнением бюджета называют процесс, обеспечивающий полноту и своевременность поступления доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в рамках, утвержденных бюджетом сумм в течение финансового года .
Мировая практика знает такие системы исполнения бюджетов как:
казначейская. При ней специальные органы финансовой системы (казначейство и его структуры) выполняют функции организации исполнения бюджетов, управления их счетами и бюджетными средствами. Указанные структуры, выполняют роль кассиров для всех распорядителей и получателей бюджетных средств, они осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
банковская. Так называется система, при которой функция организации исполнения бюджетов возложена на центральный банк (возможен вариант и коммерческих банков);
смешанная. Система, при которой обслуживанием бюджетных счетов занимается и казначейство, и центральный банк.
Цель перехода к системе казначейского исполнения бюджета – это установление оперативного контроля за целевым характером использования бюджетных средств и его исполнением, рост точности бюджетных проектов, расширение возможностей управления степенью ликвидности бюджета, а также возможность реже прибегать к краткосрочным заимствованиям.
Казначейское исполнение бюджета согласно требований Бюджетного кодекса Российской Федерации должно проводиться на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предполагает, что зачисление всех поступающих доходов, привлечение источников финансирования дефицита бюджета и их погашение осуществляется с единого бюджетного счета, то есть можно говорить о сосредоточении всех средств бюджета «в одних руках» .
Соблюдение принципа единства кассы осуществляется путем закрытия расчетных счетов у всех получателей средств бюджета и концентрацией всех бюджетных средств на едином счете. При этом единый счет бюджета может формироваться из нескольких расчетных счетов, главное, что владелец и распорядитель счета один – финансовый орган.
Финансовый орган занимается управлением единым счетом бюджета, таким образом расходование средств с него всегда подконтрольно, что в свою очередь обеспечивает должный предварительный контроль за целевым характером их использования.
Характерным отличием казначейской системы исполнения бюджетов от банковской является то, что Казначейство концентрирует оба потока (доходной и расходной) денежных средств, возникающих в ходе исполнения бюджета на едином счете. Этот порядок дает возможность существенного ускорения процесса финансирования расходов, кроме того, казначейская система делает процесс исполнения бюджета более детализированным.
Как уже говорилось выше, казначейская система исполнения бюджетов базируется на принципе единства кассы, предусматривающем зачисление всех поступающих доходов и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета. На практике реализация данного принципа состоит в разработке и принятии концепции функционирования единого казначейского счета ФК (ЕКС ФК).
Современная казначейская система исполнения бюджета имеет принципиальное отличие от используемой ранее банковской системы.
Так, существовавшая ранее банковская система исполнения федерального бюджета по доходам, предполагала поступление денег от налогоплательщиков на счета налоговых органов, открытые в Центральном банке РФ или коммерческих банках. Один раз в пять дней каждый банк, в который поступали доходы федерального бюджета, должны были отчитываться перед Центральным банком о поступивших суммах, а обобщенная информация поступать в Минфин РФ. Кроме того, при существовавшей банковской системе, исполнение федерального бюджета в части расходов, осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировали исключительно две стадии бюджетного финансирования:
1) выделение сумм бюджетного финансирования;
2) проведение кассовых расходов получателями бюджетных средств.
Перечисление бюджетных средств бюджетополучателям осуществлялось через коммерческие банки.
Новая казначейская система исполнения бюджета предполагает концентрацию двух потоков денежных средств (доходного и расходного) на одном счете . Указанный порядок дает такие преимущества как:
- значительное ускорение процесса оборачиваемости бюджетных средств финансирования за счет сокращения времени движения средств от распорядителя до конечного получателя;
- повышение эффективности использования бюджетных средств путем более жесткого контроля целевого характера использованием средств;
- снижение стоимости обслуживания внутреннего долга за счет увеличения на базе оперативного учета и контроля точности прогнозирования доходов и расходов.
Казначейская система дает возможность более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
2. Приказ Казначейства России от 22.03.2005 № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства»
3. Приказ Минфина России от 14.10.2016 № 185н «О порядке проведения ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Федеральным казначейством»
4. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, 2015. - 239 c.
5. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2015. - 623 c.
6. Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налог. рисками.: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: Инфра-М, 2017. - 286 c.
7. Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
8. Ворожбит, О.Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О.Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. - М.: Риор, 2016. - 160 c.
9. Гончаренко, Л.И. Налоги и налогообложение (для спо) / Л.И. Гончаренко. - М.: КноРус, 2017. - 1568 c.
10. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. - М.: Юнити, 2015. - 543 c.
11. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: Юнити, 2015. - 559 c.
12. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2016. - 375 c.
13. Налоги и налогообложение / Под ред. Поляка Г.Б.. - М.: Юнити, 2016. - 384 c.
14. Налоги и налогообложение / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - СПб.: Питер, 2015. - 16 c.