Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В России вопросу национальной безопасности, в том понимании, которое существует сегодня, внимание стали уделять совсем недавно. Так, если сравнить в США данный термин применялся еще в 50-е годы, при том что тогда уже национальная безопасность рассматривалась ни как вопрос обороны государства, а через призму экономических, экологических и социальных проблем. При этом, считалось что в СССР экономической и иных проблем, как таковых нет.
С распадом Советского Союза границы страны открылись для инвесторов и российский рынок был поделен между иностранными и российским предпринимателями. При этом доля иностранных компании в нашей стране значительно увеличилась. В этот период, казалось бы уже пора было задуматься об экономической безопасности, которая несомненно связана с национальными интересами государства, как внутри страны так и за ее пределами, но если обратить внимание на Концепции среднесрочной программы на 1997-2000 гг., или на Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года, то ни в одном из документом нет ни слова о национальной безопасности государства.
Россия всегда стремилась наращивать военный потенциал и защищать свои интересы силовыми методами. Но современная практика показывает, что для создания государственной безопасности и обороноспособности страны необходимо прежде всего особое внимание уделять национальным интересам в совокупности, рассматривая социальные проблемы, экономические, стремясь защитить граждан от экологической катастрофы.
Обеспечение национальной безопасности выступает в качестве наиболее важной задачей в развитии государства. Для того, чтобы решить вопрос должным образом необходимо использование соответствующих управленческих кадров, специалистов профессионалов в указанной человеческой деятельности.
На современном этапе страны достаточно активно вовлечены в процесс мирового экономического развития, что увеличивает количество угроз для экономики государства.
В качестве наиболее важной составляющей экономической безопасности страны выступает внешнеэкономическая безопасность, в основу которой положено предупреждение угроз, которые направлены против экономических интересов государства и других субъектов внешнеэкономической деятельности.
Развитие экономической политики по обеспечению национальной безопасности определяет необходимость применения разнообразных форм и инструментов государственного регулирования, а также использование новых методов, которые будут способствовать повышению уровня экономической безопасности государства.
Цель данной работы - охарактеризовать экономическую роль государства в обеспечении национальной безопасности.
Объект исследования - национальная безопасность страны.
Предмет исследования – экономическая роль в обеспечении безопасности страны .
Задачи исследования:
• Дать определение понятия национальной безопасности;
• Рассмотреть особенности экономической безопасности;
• Обозначить возможную классификацию угроз внешнеэкономической безопасности;
• Дать характеристику экономического влияния на становление и развитие национальной безопасности государства.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 взаимосвязь экономической и национальной безопасности
Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.
С учетом мирового опыта можно отметить, что обеспечение национальной безопасности выступает в качестве гарантии независимости государства, создания условий стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
Существуют следующие виды национальной безопасности:
- экономическая безопасность, в рамках которых реализация национальных интересов России возможна только в рамках устойчивого развития экономики, по этой причине национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;
- внутренняя политическая безопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержания правопорядка, а также нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма;
- обеспечение международной безопасности, иными словами, сохранение суверенитета, усиление влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;
- военная безопасность, которая понимается как защита независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;
- обеспечение безопасности границ, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение порядка и правил осуществления хозяйственной и иной деятельности в приграничной зоне Российской Федерации;
- социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;
- экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;
- информационную безопасность.
В рамках данного исследования хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении внешнеэкономической безопасности, как наиболее важной составляющей национальной безопасности РФ.
Отдельно хотелось бы сказать об экономической безопасности. Так как экономика является одной из наиболее важных направлений деятельности общества, государства и личности, и, по этой причине нельзя говорить о национальной безопасности, если данный вопрос не рассматривается через призму экономики, её прочности независимо от возможных внешних и внутренних угроз. Именно по этой причине одним из наиболее важных национальных приоритетов государства является обеспечение экономической безопасности.
Экономическая безопасность естественным образом включена в систему государственной безопасности, ведь когда мы говорим о социальных или экологических угрозах или, если речь заходит о необходимости обороноспособности, каждый раз мы автоматически возвращаемся к вопросу обеспечения экономической защиты. Данное обстоятельство доказывает взаимосвязь всех вышеуказанных направлений. Невозможно создать условия защищенности территории страны, если экономика государства находится в запущенном состоянии, также нельзя говорить о развитии экономике если государство стоит на пороге экологической катастрофы. При этом при рассмотрении вышеуказанных направлений нельзя оставлять без внимания экономические аспекты.
В действительности, экономическая безопасность имеет довольно сложную структуру, но тем не менее в данной ситуации возможно выделить два наиболее важных элемента.
В данном случае речь идет о стабильности и устойчивости национальной экономики, предполагающих защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий с целью предпринимательской активности, сдерживание факторов, которые направлены на дестабилизацию ситуации.
Помимо этого, нельзя забывать о способности к саморазвитию и прогрессу, ведь данный фактор является наиболее важным в современном, динамично развивающемся мире.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. С точки зрения внешних угроз в качестве таких показателей выступает наиболее подходящий уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
По этой причине при рассмотрении национальной безопасности в рамках данного исследования рассмотрены основные направления экономической безопасности, такие как уровень безработицы, доход на душу населения, уровень инфляции и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". [Электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=LAW;n=18043
3. Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". [Электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154862
4. Указ президента "Об основах стратегического планирования в РФ". [Электронный ресурс] UPL: http://www.dagmol.ru/storage/files/Ukaz%20prezidenta_536.doc
5. Александров А.И. Конституционное право России и зарубежных стран: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России. – 2006.
6. Аваньян В.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально-территориальное образование // Государство и право, 2007г., № 3. [электронный ресурс] UPL
7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: «Проспект». [Электронный ресурс] UPL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/
8. Габригидзе Б.Н., Черневский А.Г. Конституционное право России - М.: Издательско-торговая корпорация «Доликов и К», 2005 г.
9. Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила// Государство и право, 2006 г., № 10.
10. Трошкина Т.Н. Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству Таможенного союза ЕврАзЭС // Фин. право. – 2011. – № 5. – С. 29–33. 275.
11. Трошкина Т.Н. Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству Таможенного союза ЕврАзЭС // Изв. вузов. Правоведение. – 2010. – № 6. – С. 46–55. 276.
12. Трошкина Т.Н. Таможенный союз ЕврАзЭС: порядок исчисления таможенных платежей // Публичные финансы и финансовое право: сб. науч. тр. к 10-летию каф. фин. права Высш. шк. экономики. – М., 2012. – С. 271– 289. 277.
13. Трошкина Т.Н., Денисова А.Ю. Формы таможенного контроля в Таможенном союзе ЕВРАЗЭС: взаимодействие наднационального и национального регулирования // Право и экономика. – 2013. – № 9. – С. 53– 59. 278.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009. [Электронный ресурс] UPL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/. [Электронный ресурс] UPL
15. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.: "Деловой двор", 2009. [Электронный ресурс] UPL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5697462/
16. Колбанов. Концепция национальной политики. [Электронный ресурс] UPL: http://www.sovet-naroda.ru/immigranti/119-kontseptsiya-natsionalnoj-politiki-rossii
17. Чирхин Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничества, субсидиарность // Государство и право, 2002г., №5.
18. Государственной программе вооружения – эффективные методы контроля и управленияhttp.//federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/III/Hutorcev.pdf
19. Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки. // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/wages/