Фрагмент для ознакомления
2
своей специфической жизнью. Каждый тип СМИ нуждается в своей команде управленцев, которая знает специфику своей целевой аудитории и рекламодателей. Каждая группа хотела бы, чтобы журналисты, работающие с ними, были только у них в штате и концентрировались на определенной функции [14].
То есть создание консолидированной структуры в системе онлайн-медиа СМИ должно иметь под собой достаточное основание. Тем более, что в Испании практически ко всему относятся основательно и вдумчиво. Мы сами знаем, что чем больше у человека задач, тем сложнее ему сконцентрироваться на одной и выполнить качественно задание. Так и в журналистике – чем больше журналист распространяется на несколько заданий, тем больше страдает качество каждого из них. Кроме того, консолидация медиагрупп ставит в приоритет гибкость стратегии медиагруппы и устойчивость положения на рынке медиа.
Бывают и случаи неудачи в этом плане, как это произошло с «Би-би-си»» (BBC). В 1998 году полгода радио, теле и интернет-подразделения рассматриваемой корпорации работали в одной редакции мультимедиа. Это было сделано для того, чтобы все ресурсы корпорации объединились ради одной цели, чтобы были улучшены коммуникации внутри самой корпорации. Но, к сожалению, или в силу времени, или еще по каким-то причинам, данная система не сработала.
То же самое произошло и в 2006 году с газетой Испании «20 Минутос», когда журналисты разделились на три смены и стали писать для газеты и Интернета. Но позже директор Х. Домене написал, что данная консолидация выгодна только тогда, когда руководство имеет четкость с стратегии консолидации. В «20 Минутос» этой четкости не было, и в январе 2009 года компания вернулась к прежним методам функционирования.
Так или иначе, тенденция объединения разных групп медиа имеет место быть и практикуется во многих западных медиакорпорациях. И этот процесс только набирает обороты. В 2010 году Ф. Астудильо (журналист и блоггер, Испания) сказал о том, что такая консолидация будет не просто необходимостью в будущем, а преимуществом, которое будет выводить компании на более выгодный уровень на рынке медиа.
2.3 Гражданская журналистика Испании как новая информационная реальность
В современной ситуации развития Интернета чаще всего читатели онлайн-медиа не очень довольным результатом, который преподносят традиционные медиа, поскольку последние не полностью удовлетворяют потребности потребителей информации. Критикуя – предлагай. Используя этот лозунг, читатели сами формируют медийную основу. И это получается у некоторых даже лучше, чем у экспертов медиа. Такие контенты получили название «партисипационные медиа», «журналистики участия», и именно благодаря таким медиа увеличивается значимость свидетельства от первого лица на приоритетную ступень. Такие медиа содержат эмоции и находят отклики у большой аудитории [14].
Такие собственные журналистские «расследования» граждан играют огромную роль в процессе анализа, публикации информации и новостей у журналистов-экспертов.
Если раньше социум получал информацию по принципу «от одного ко многим», при этом получатели этой информации не были коммуникаторами и не знали о существовании друг друга, то сейчас принцип получения информации – «от многих ко многим», и коммуникаторы связаны друг с другом.
Данные трансформации остро поставили тему роли журналиста в новых обстоятельствах и разнице между экспертом в СМИ и «гражданским журналистом». Встает вопрос – кто такой журналист, каковы его функции в современном обществе. В 2006 году на сайте газеты «Эль Паис» вышла статья «Гражданской журналистики не существует». Мысль в статье такова, что увеличение числа гражданских журналистов – это причина обращения СМИ к желтой прессе. И. Эсколар (журналист) говорит о том, что блоги – это разговоры людей в кафе или другом людном месте. Соответственно, гражданским журналистам неизвестны основы журналистики, поэтому к ним недолжно быть повышенных требований.
На самом деле, если проанализировать, СМИ и социальные медиа отличаются друг от друга. Например, СМИ больше придерживаются объективного подхода, а онлайн медиа, как правило, объективны.
Также критерием сравнения можно назвать прозрачность. Блоггер, как правило, не приводит ссылки на источники и оригиналы в своей статье. Личные дневники не проходят проверку редактором. Конечно, многие ошибки в тексте можно исправить при помощи редактора. Но это не гарантирует того, что статья будет правдиво и качественно написана. То есть гражданскому журналисту сложнее стать профессионалом в своей области, нежели журналисту СМИ. Х. М. Флорес Вивар пишет: «Журналисты могут быть блоггерами, но блоггеры – это не журналисты, а агенты-информаторы»
«Гражданской журналистики не существует. Можно говорить лишь об участии граждан в производстве материалов, что, отмечу, также очень важно», – резюмирует глава отдела сайта газеты «Ла Вангуардиа» по продвижению в социальных сетях П. Вентура.
П. Сервера, известный блоггер Испании, вступает в полемику и говорит о том, что гражданские журналисты будут впереди, поскольку их отличает демократичность и качество статей. Недостаток же экспертов, по мнению П. Серверы, в том, что они не признают гражданских журналистов из-за страха конкуренции. А по мнению голландского исследователя интернет-журналистики М. Дезе, «блоги отвечают всем основным требованиям, предъявляемым выборными демократиями к прессе, в числе которых информирование граждан, поддержка свобод и способствование развитию самоуправления».
На сегодня огромное количество журналистов Испании получают информацию через:
1) Личные контакты;
2) Поисковые системы;
3) Социальные сети;
4) Другие СМИ;
5) Википедии и аналогичные ей ресурсы;
6) Научные статьи (31,3%);
7) блоги и архивы (по 25%)
8) чаты и форумы (по 12,5%) .
Где журналисты берут новые темы? Согласно исследованию 2011 года (Мадрид, Университет Карлоса III) П. К. Альвареса, К. Сайнц де Баранды Андухар, Э. Эрреро Куриеля и Н. Лимона, наиболее часто журналисты Испании для поиска тем прибегают к Твиттеру, блогам и Фейсбуку. В Твиттере, как правило, находятся темы новых трендов и всегда есть новая информация. Но только при помощи Твиттера, согласно журналистам испании, нельзя написать статью или сделать выпуск информации. Твиттер дает возможность увидеть то, что происходит сейчас, в реальности. Кроме того, Твиттер имеет огромное значение для кругов влиятельного общества. Сейчас журналисты уже не боятся Твиттера, поскольку современный журналист открыт к критике, не боится ошибаться. Да, журналисты десятилетиями раньше контролировали СМИ и свою аудиторию. Социальные сети изменили эту ситуацию и журналисты теперь не имеют такого контроля на общество.
Теперь журналисты Испании, приверженцы даже консервативных взглядов, обращаются к социальным сетям и признают их важность. То, что социум читает на «Твиттере» или «Фейсбуке», так же важно, как и новости по телевидению или то, что происходит в данный конкретный момент в данной семье. Профессор Католического университета Сан-Антонио Х. М. Ногуэра подчеркивает, что в настоящее время журналисту важно использовать абсолютно все социальные сети. Нет приоритетной социальной сети, поскольку полезная и нужная информация есть и в Твиттере, и на Фейсбуке, и блогах. И у журналистов должны быть интуиция и знание, где и какую информацию, в каком блоге можно найти [16].
Приведем пример роли социальных сетей для журналистов Испании. В акции протеста движения «возмущенных». Журналисты, рассказывавшие о данных манифестациях, состоящих из тысяч людей в Мадриде и других городах страны, прекрасно представляли себе, какую выгоду они могут получить из своего представления этого события в социальных сетях. Именно в «Твиттере» велась координация действий протеста, происходило быстрое распространение информации по всей стране. «Твиттер» теперь встал на линию со всеми СМИ. Многие газеты Испании, например, редакция «20 минутос», тесно взаимодействуют с блоггером, режиссером-документалистом Стефаном Груэсой (@fanetin). El Pais также сотрудничали с «гражданскими журналистами». Так, фотография с Х. М. Диасом, участником митинга в Валенсии, изначально выложенная в фотохостинге Flickr.com, потом появилась на обложке одного из номеров El Pais.
В социальных сетях Испании зарегистрировано огромное количество гражданских журналистов-«ньюзмейкеров». Прослеживается взаимосвязь онлайн-медиа и политики. В ходе выборов в Парламент 2011 года народная партия и социалисты (казалось бы, отличающиеся возрастной категорией
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017. — 104 с.
2) Бодрунова С. С. Современная зарубежная журналистика: глобализация в практике западноевропейских СМИ. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. — 422 с.
3) Василенко В. И. Массмедиа в условиях глобализации: информационно-коммуникационная безопасность. — М.: Проспект, 2015. — 163 с.
4) Головко Б. Н. Интертекст в массмедийном дискурсе. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 258 с.
5) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 222 с.
6) Журналистика XXI века: навстречу человеку — Санкт-Петербург, 2013. — 216 с
7) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2010. — 335 с.
8) Ковалев К. П. Тележурналистика XXI века: настольная книга для познания современного ТВ. — М.: Грифон, 2012. — 175 с.
9) Корпоративные массмедиа: генезис, функционирование, трансформации. — Санкт-Петербург: Кафедра периодической печати факультета журналистики СПбГУ, 2010. — 194 с.
10) Крам Р. Инфографика: визуальное представление данных. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 384 с.
11) Луман Н. Реальность массмедиа. — М.: Канон+, 2012. — 239 с.
12) Мировые тенденции медиасферы: сборник статей по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки-2010». — Санкт-Петербург: Роза мира, 2010. — 201 с.
13) Тарасенко П. Н. Кампания по выборам парламента Испании 2011 года в медиаповестке испанских интернет-СМИ // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2012.
14) Тарасенко П. Н. Конвергенция как тенденция развития онлайновых СМИ Испании // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы X международной конференции студентов и аспирантов (3 – 5 марта 2011 года) / Под ред. Б. Я. Мисонжникова; сост. О. А. Никитина. – СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т, 2011.
15) Тарасенко П. Н. Роль и место инфографики на сайтах испанских интернет-СМИ // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Средства массовой коммуникации в многополярном мире: Проблемы и перспективы» / М.: РУДН, 2010.
16) Тарасенко П. Н. «Роль Twitter в кампании по выборам в парламент Испании 2011 года» // Материалы XI международной конференции студентов и аспирантов (5–7 марта 2012 года) / Под ред. М. А. Бережной; сост. А. Березовская. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012.
17) Тарасенко П. Н. Мобильные версии интернет-СМИ Испании: от персонального компьютера к планшету // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2013.
18) Тарасенко П. Н. Роль интерактивных сервисов на сайтах испанских интернет-СМИ // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, А. В. Андриянов.– М.: МАКС Пресс, 2010.
19) Тарасенко П. Н. Особенности применения мультимедийных и интерактивных технологий в сетевых СМИ Испании // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. – М.: Издательство МГУ, 2009.
20) Тарасенко Павел Николаевич. Особенности и специфика функционирования интернет-СМИ Испании на современном этапе: дис. кандидата филологических наук: 10.01.10/Тарасенко Павел Николаевич, 2013. - 187 c.
21) Фещенко Л. Г. Журналистика и массмедиа: библиографический указатель диссертаций, 1990-2010. — Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 528 с.
22) Черных А. И. Медиа и демократия. — Москва. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 2011. — 271 с.