Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Для России институт Президентства является новым, так как он был введён в действие менее 30 лет назад, до этого же момента в истории российской государственности этот политический институт ни в какой форме не был представлен. В нашей стране в разные времена были князья, цари, императоры, вожди, генсеки, но президент, избранный на демократических принципах, то есть на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, появился здесь впервые.
Первоначально Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, затем России до 12 декабря 1993 года был высшим должностным лицом, главой Исполнительной власти, не имеющим права распускать парламент (это, кстати, о законности деятельности Бориса Ельцина на посту Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – России осенью 1993 года). После принятия Конституции путем референдума вступили в силу новые положения, определяющие статус, функции и полномочия лица, занимающего должность Президента Российской Федерации, которые (с учётом некоторых изменений) остаются в силе.
Президент Российской Федерации является главой государства, который занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет Верховное представительство страны на международной арене.
Политическая необходимость института Президентства в настоящее время заключается в обеспечении устойчивого функционирования и согласованности обширной системы государственного управления.
Актуальность темы данного исследования обусловлена новизной данного института для Российской Федерации, и особого место президента в системе государственного управления.
Следует отметить, что институт Президентства является одним из ключевых элементов политической и государственной системы многих стран с республиканской формой правления. Поскольку только республиканская форма правления предполагает избрание высших органов государственной власти, а также в некоторых монархиях (Речь Посполитая, Объединенные Арабские Эмираты), то и президент является выборным высшим должностным лицом, место и роль которого определяются основным законом в зависимости от типа республиканской формы правления.
Тема курсовой работы: «Институт Президентства в Российской Федерации».
Объект исследования – институт Президентства
Предмет исследования – важнейшие аспекты института Президентства в Российской Федерации.
Цель работы: проанализировать становление, современное состояние и перспективы института Президентства в Российской Федерации.
Задачи:
1. Охарактеризовать предпосылки формирования института Президентства в РФ.
2. Рассмотреть начальные стадии функционирования института Президентства в РФ.
3. Определить базовые характеристики института Президентства в РФ.
4. Выявить структура института Президентства в РФ.
5. Проанализировать основные проблемы и перспективы института Президентства в РФ.
6. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методы исследования: анализ научных работ и интернет-ресурсов.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Становление и развитие института Президентства в Российской Федерации
1.1. Предпосылки создания Института Президентства в СССР
Становление и развитие Российского института президентства тесно связано с советским периодом. Ход и последствия политической реформы команды М. С. Горбачева поставили перед руководством страны вопрос о поиске новых форм управления обществом и государством. Ликвидация партийной монополии на власть ослабила всю политическую систему огромной страны. Должность генерального секретаря ЦК КПСС по централизации и легитимации политической системы утратила свою актуальность. В этой ситуации естественным выходом из сложившейся ситуации структурного кризиса руководства страны казалось укрепление центральной власти путем создания новых, не связанных с коммунистическим прошлым структур .
Аргументы в пользу введения поста президента СССР звучали так: население требует решительных мер, направленных на обеспечение надлежащего государственного и общественного порядка; на нормализацию ситуации в экономике; на решение насущных социально-экономических и других проблем; а также на создание более четкой системы властных отношений, в которой президент будет выступать связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти . Во многом создание института президентской власти было вынужденно быстрым и потому концептуально непродуманным.
Особенностью советского и начального этапа становления российского президентства было также то, что этот институт создавался для конкретных людей, как правило, бывших партийных руководителей. Первые выборы Президента СССР, как и президентов союзных республик, были непрямыми.
14 марта 1990 года депутаты внеочередного Съезда народных депутатов СССР приняли Закон СССР "об учреждении должности президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР". После внесения изменений в Конституцию СССР президент СССР должен был избираться гражданами страны прямым и тайным голосованием сроком на 5 лет. Однако, как исключение, первые президентские выборы были проведены Съездом народных депутатов СССР. Новый глава государства – первый и единственный президент СССР – был избран 15 марта 1990 года. Им стал М. С. Горбачев, за которого проголосовали 59,2% депутатов. Два других кандидата – Н. И. Рыжков и В. В. Бакатин – сняли свои кандидатуры накануне голосования .
На том же съезде была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая ведущую роль КПСС как института, определяющего "общую перспективу общества, линию внутренней и внешней политики СССР"."Таким образом, необходимые механизмы организации и управления для любого государства были разрушены, а новые президентские структуры еще не начали свою работу .
Становление Российского института президентства происходило в условиях политической децентрализации и суверенитета не только республик СССР, но и в регионах РСФСР. И если Союзный институт задумывался его инициаторами как цементирующее "решение" начинавшей разваливаться системы, то республиканский и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Быкова, Е. А. Генезис института Президентства в Российской федерации и его перспективы // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина 2014. С. 64-66.
2. Васильева, Н. Ю. Институт Президентства в системе публичной власти в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский гуманитарный университет. Москва, 2012
3. Водяницкий, В. А. Институт Президентства Российской Федерации // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития 2014. С. 30-31.
4. Гаман, О. А. Историко-правовой аспект становления и развития института Президентства в Российской федерации // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 620-623.
5. Гришаева, О. Н. Основные периоды развития института Президентства в Российской Федерации // Filo Ariadne. 2017. № 4 (8). С. 26-33.
6. Дёгтев, Г. В. Институт Президентства в Российской Федерации (особенности правового статуса и компетенции, проблемы совершенствования). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Москва, 2005
7. Дюкарева, А. А. Основные направления развития института Президентства в Российской Федерации // НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ. Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 308-313.
8. Зуйков, А. В. К вопросу совершенствования правовой базы института президентства в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 3. С. 17-20.
9. Зуйков, А. В. Предпосылки учреждения института Президентства в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. С. 14-17.
10. Зуйков, А. В. Эволюция института Президентства Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2009
11. Кудряшов, К. В. Основные правовые доктрины и модели института Президентства в зарубежных странах: поиск оптимальной модели для Российской Федерации // Вестник Ставропольского государственного университета. 2006. № 44. С. 171-178.
12. Куликова, Ю. А. Институт Президентства в Российской федерации и странах СНГ: из истории вопроса // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2010. № 14 (57). С. 103-110.
13. Малявина, В. А. Конституционно-правовые проблемы института Президентства в Российской федерации // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 340-343.
14. Павлова, А. А. К вопросу о современном состоянии и перспективах совершенствования института Президентства в Российской Федерации // Актуальные проблемы современного конституционализма. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. 2017. С. 123-127.
15. Першиков, А. И. Особенности и тенденции развития института Президентства в Российской Федерации // Энергия науки. Электронный сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической Интернет-конференции. 2017. С. 960-964.
16. Савельев, А. В. Институт президентства в Российской Федерации: историко-правовые аспекты становления и развития // РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 170-174.
17. Сальников, В. П. Становление института Президентства в Российской федерации: исторический и конституционно-правовой аспект /В. П. Сальников, В. И. Крайнов // Мир политики и социологии. 2013. № 12. С. 38-46.
18. Семичева, А. С. К вопросу об актуальных проблемах становления и развития института Президентства в Российской Федерации / А. С. Семичева, О. И. Мамина // Вестник Академии права и управления. 2018. № 2 (51). С. 102-106.
19. Устинков, В. С. Перспективы совершенствования института Президентства в Российской Федерации // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ. Сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 9-15.
20. Фомиченко, М. П. Институт Президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. 2015. № 1. С. 78-82.
21. Хоружий, В. В. Институт Президентства в Российской Федерации // Право как основа современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 197-199.
22. Чекмезов, Н. А. Становление института Президентства в Российской Федерации // Конституции Российской Федерации 20 лет: проблемы реализации и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Центральный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия"; ответственные за выпуск: В.И. Филатов, Хатуаев В.У. 2013. С. 249-254.