Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы. Для современного общественного развития характерно наличие двух взаимосвязанных тенденций: глобализации и регионализации. Усиление процессов глобализации обусловлено объективными процессами расширения объемов международной торговли, международного разделения труда, развитием всемирных коммуникативных сетей и взаимопроникновением культур. Тенденция к регионализации характеризуется не только стремлением отдельных сообществ (стран, регионов) к локализации и автаркии, их желанием сохранить и защитить свою самобытность и исключительность, но и объективной необходимостью возрастания социальной, политической и экономической ролей региона. Во многих странах решение ряда вопросов по предоставлению государственных услуг, не говоря уже об их непосредственной реализации, совершается на региональном уровне. В России это проявляется в передаче на уровень региона некоторых важных для развития общества общероссийских задач государственного управления. Например, руководство школьными и дошкольными образовательными учреждениями, финансирование и управление органами здравоохранения и др. Региональная политика как деятельность государственных органов по управлению региональными сообществами имеет два аспекта – экзогенный (внешний по происхождению) и эндогенный (внутренний по происхождению). В первом понимании ГРП осуществляется центральными (федеральными) органами власти и направлена на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования региональных ресурсов и возможностей, производительности труда и конкурентоспособности; во втором – региональная политика рассматривается как деятельность региональных органов власти, направленная на использование всех ресурсов региона по повышению благосостояния населения, включая развитие и совершенствование структуры производства, экономической и социальной инфраструктуры, улучшение окружающей среды. Региональная экономика и управление государством в целом, по сути, являются взаимно связанными понятиями, так как в зависимости от политической ситуации в стране, политического устройства во многом зависит как экономика всего государства в целом, так и каждого отдельного региона страны. Например, при авторитарном способе управления трудно добиться положительных результатов в каждом конкретном регионе, так как здесь свойственна политика подчинения одних регионов другим, в не зависимости от экономики региона, его ресурсов, социальной инфраструктуры, завышенные требования от одних регионов в пользу других, без учета их экономических, социальных и ресурсных возможностей.
В командной рыночной экономике, для которой присуща административно-распределительная система управления, где приоритет отдается развитию отдельных отраслей, региональная экономика становится довольно слабым и уязвимым звеном. И тому есть немало доказательств: отсутствие комплексного решения экономических задач по развитию отдельных регионов и отраслей хозяйства, пренебрежение к таким моментам, как большая разница в различных регионах между природной, социальной и хозяйственной сфере, привели к тому, что многие районы оказались за чертой бедности.
Цель работы – изучить взаимосвязь стратегий развития национальной и региональной экономики.
Задачи: рассмотреть теоретические аспекты национальной и региональной экономики провести анализ развития национальной и региональной экономики.
Объект исследования – национальная и региональная экономика.
Предмет исследования – взаимосвязь стратегий развития экономики.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации.
1.Теоретические аспекты национальной и региональной экономики
1.1 Понятие и особенности национальной и региональной экономики
Проводимые в последние десятилетия рыночные реформы, а также динамично меняющаяся внешняя среда кардинальным образом меняют экономическую структуру России и регионов. Меняется структура производства, структура образования, распределения и использования доходов. Повышение качества принимаемых управленческих решений невозможно без углубленного анализа объемов, структуры и динамики имеющихся у региональных социально-экономических систем ресурсов, источников их формирования и направлений использования. Одним из возможных путей совершенствования механизмов принятия решений в области управления региональной экономикой является обоснование экономической политики на базе комплексных структурных исследований, отражающих экономические процессы на уровне экономики в целом и ее отраслевой структуры. Это дает возможность детально описать протекающие экономические процессы и оценить эффективность проводимой экономической политики. Учет структурного фактора в управлении экономикой можно считать консенсусом развернувшейся в экспертной среде и политических кругах страны дискуссии о способах обеспечения экономического роста в России.
Национальная экономика – это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используются функциональные, территориальные и отраслевые признаки .
Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал.
Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм .
Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу. Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.
Ослабление экономических связей и неравномерность распределения ресурсов обусловили возрастание не только межрегионального, но и внутрирегионального неравенства в развитии территорий, что приводит к снижению связности единого экономического пространства.
В условиях высокого уровня дифференциации регионального развития для субнационального и федерального правительств важнейшей задачей становится разработка и реализация стратегии развития субъектов федерации. В связи с этим изучение финансовой самостоятельности регионов, как фактора ресурсной обеспеченности стратегического развития, становится актуальным вопросом.
Региональная экономика как объект хозяйственного управления представляет собой территориальную систему экономических отношений, складывающихся в рамках конкретного региона, интегрированную в национальную и мировую экономику. Рассмотрение целей, основных принципов, функций, задач региональной экономики и особенностей ее функционирования определяет концептуальные основы формирования и функционирования региональной экономики и является актуальной задачей современных региональных исследований в связи с недостаточной изученностью теоретических и практических аспектов развития региональной экономики. Целью функционирования региональной экономики является обеспечение в каждом конкретном регионе цивилизованных условий жизни насе
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2018. – 464 с.
2.Гарнов А.П., Хлевная Е.А, Мыльник А.В. Экономика предприятия. - М.: Юрайт, 2016. - 304 с.
3. Домашенко А. Инструментарий оценки уровня социально-экономического развития / Анатолий Домашенко. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 176 c.
4. Конотопов М. В. История экономики России / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. - М.: КноРус, 2014. - 352 c.
5. Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах / Т.Н. Неровня. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 320 c.
6. Розанова Н.М. Национальная экономика. В 2 т: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 602 c.
7.Самсоненко Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Самсоненко, А.В. Соляр. – М.: ИВЭСЭП, 2016. – 192 c.
8. Смешко О. Г. Региональная экономика: факторы развития: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 266 с.
9. Черняк В. Популярная история экономики и бизнеса / В. Черняк. - М.: Вече, 2018. - 512 c.
10. Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и структуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 3. С. 94–97.
11. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. 2011. № 1. C. 4-25
12. Ляпина И.Р. Классификация регионов России: «результативность управления социально-экономическим развитием» как основание типологизации // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Экономика. 2012. № 4 (108). С. 54-63.
Интернет-ресурсы
13. Интернет-портал ВолНЦ РАН
http://www.vscc.ac.ru/activity/view?id=4662
14. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»
https://cyberleninka.ru/
15. Федеральное интернет-издание «Капитал страны»
http://kapital-rus.ru/