Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наша страна имеет ресурсы – землю, трудовые ресурсы, капитал, отрасли преобразования ресурсов в товары или услуги. В некоторых случаях ресурсов недостаточно для полного обеспечения страны необходимым. В таком случае государство прибегает к займам.
Если брать аналитику, то на сегодняшний день практически все государства и страны (в том числе и развитые) имеют внешние заемные ресурсы и внешние долги, которые находятся в состоянии погашения. Многим странам присуща экономическая долговая система, которая характеризуется дефицитом внутренних инвестиций и дефицитом текущих платежей. Такая система систематически восполняет недостаток ресурсов национального характера при помощи вложений зарубежного характера.
Уровень государственного долга является приоритетным экономическим показателем развития страны, поскольку обслуживание последнего требует достаточных бюджетных ресурсов. Вдумчивое управление размерами государственного долга – приоритетная задача стран.
3
Глава I. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Понятие и виды государственного долга
Государственным долгом называется сумма полученных (освоенных) и не погашенных на конкретную дату займов государства. Также государственным долгом называются обязательства долгового характера на конкретную дату, которые отнесены в соответствии с законодательными актами России на долг Правительства России, Центрального Банка России.
Таким образом, государственный долг – это общность дефицита бюджета государства за конкретный период.
Базовые причины формирования государственного долга:
1) Бюджетный дефицит;
2) Присутствие свободных денежных средств у физических и юридических лиц [17].
Также государственным долгом является итог денежных государственных заимствований, которые осуществляются с целью покрыть бюджетный дефицит.
Государственный долг соответствует сумме дефицитов прошлых лет, учитывая вычет излишков бюджета. Государственный долг равен задолженности центрального правительства, региональных и местных властных органов, а также долгов всех корпораций с участием государства, пропорционально государственной доле в акционерном капитале корпораций.
Инициация государственного долга связана с применением займов государства как одним из видов привлечения ресурсов денежного характера для увеличения воспроизводственного уровня и удовлетворения потребностей социума.
Фактор причины формирования и увеличения долга государства – это постоянный бюджетный дефицит в государстве.
Существует два подхода к определению роли государственного долга:
1) Небольшая часть теоретиков-экономистов, политиков рассматривают государственный долг как только негативного характера явление и говорят о важности отказа от долгового финансирования бюджетных расходов.
2) Большая часть экономистов говорит о том, что государство не может существовать без применения возможности привлечения в конкретные периоды дополнительных финансовых средств.
Базовая государственная выгода использования привлечения финансовых средств – это возможность привлечения в бюджет заемных ресурсов, сохраняя при этом относительный размер долга – в процентах от ВВП (за конкретный временной период за цикл экономики) [16].
Величина бюджетного сальдо и объем реального ВВП – эти факторы, на которые ориентируется долговая динамика. Бюджетный дефицит инициирует рост объема государственного долга. Бюджетный профицит дает возможность долг погасить. Рост экономики дает возможность
4
наполнить доходную бюджетную часть, при помощи которой и будут выплачиваться проценты по долгу. Это позволяет денежной массе расти в обращении без роста инфляции. Денежная масса будет расти и приводить к рефинансированию долга.
1.2 Методы управления государственным долгом
Наличие любого процесса требует управления им. Так и государственный долг – требует особого управления. Последнее представляет собой общность мероприятий государства, которые нацелены на погашение займов, организацией выплат доходов по ним, анализом конверсии и объединении займов государства [7].
На рисунке 5 мы показали методы управления государственным долгом.
Конверсия займов государства – это трансформация первоначальных условий займов (процента, срока и других условий погашения).
Конверсия может быть добровольной, принудительной и факультативной.
Консолидация долга государства – это пролонгация срока действия кратко- и среднесрочных займов или при помощи интеграции ранее выпущенных займов в долгосрочный. Создается один общий долг как часть общей суммы государственного долга в итоге выпуска долгосрочных займов.
Унификация – это интеграция нескольких ссуд в одну. Облигации, которые, в данном случае, выпущены раньше ссуд государства, обмениваются на облигации новой ссуды. В некоторых моментах обмен может производиться по соотношению регресса – в случае, если облигации предыдущих выпусков тождественны одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и т.д.
Глава II Проблемы государственного долга и его влияние на экономику страны
2.1 Влияние государственного долга на экономику страны (ситуация в мире)
Если бюджетные доходы являются недостаточными, чтобы произвести расходы, формируется экономический недостаток, который измеряется в виде процента с ВНП. В России нет перераспределения государственного долга вследствие его обслуживания. Отличие от США, например, состоит в том, что в РФ задолженность инициирует сокращение национального дохода.
Небольшой уровень доходов населения, структура распределения доходов мешают сохранению качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала [7].
Различные экономисты, изучая государственный долг и его последствия для экономической жизни страны, приходили к выводу, что его присутствие пагубно воздействует на финансовую сферу страны. А. Смит, например, говорил о том, что увеличение государственного займа приводит к банкротству самого государства, поскольку потребление средств в таком смысле – не продуктивно, потому как государственный долг – это затраты для экономики страны.
5
Долг государства увеличивается по причине постоянного дефицита бюджета государства. Как правило, в экономике государства, так или иначе, присутствует долг. Это, скорее, правило. Развитые страны имеют внушительный государственный долг.
Наличие долга государства инициирует вытеснение частного капитала, поскольку уровень рыночной ставки увеличивается, увеличение налогов для оплаты долга делаешь меньше уровень активности экономики. Доход перераспределяется в пользу тех, кто обладает облигациями государства.
Бременем долга называется соотношение государственного долга к внутреннему валовому продукту. Бремя долга определяется уровнем реальной процентной ставки, темпами роста реального ВВП и уровнем первичного дефицита.
Государственный долг и бюджетный дефицит также коррелируют в выпуске займов для покрытия долга и последствиями увеличения последствий самого долга. Растет величина долга и увеличивается сумма его процентом. Постепенно текущие займы трансформируются в последующие налоги [7].
В странах, где есть огромные долги, часто практикуется погашение процентов по долгу. В случае, если старый долг покрыт, государство берет еще больший займ. Кризис может наступить в момент, когда уровень долга выше величины годового валового внутреннего продукта. Как следствие, уменьшается возможность потребительского роста в государстве, растут налоги для оплаты текущего долга и, соответственно, проценты по нему. Также ситуация может привести к перераспределению доходов населения и утечке национального капитала за рубеж [5, с 187].
2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации: структура, проблемы и последствия
Если проанализировать историю государственных займов с начала прошлого столетия, то, прежде всего, можно начать с 20-х годов. В это время наша страна переходит от преиндустриального общества к постиндустриальному, что влияет и на экономику. После 1945 года в СССР применялся метод построения позднеиндустриального общества. Этот метод способствовал победе СССР в Великой Отечественной Войне и за сжатые сроки реабилитировал экономику. В рассматриваемый период внешний долг не был критичен по своему уровню, но страна отставала от технологий времени. Постепенно нарастал кризис экономики. После войны СССР восстанавливался при помощи активных иностранных займов.
В 1957 году СССР входит в Парижский клуб. В 1982 году ситуация в стране становится критической, поскольку уровень государственного долга резко увеличивается. Если до 1983 года долг СССП не был выше 5 $ млрд (1-1,5 % ВНП), то уже к 1989 году внешний долг был равен 50 $ млрд (8 % от ВНП), плюсом было около 30 $ млрд кредитов от других государств. Экономисты говорят о том, что начало государственного долга в нашей стране – это 1991 год. В то время СССР перестает существовать и страна не выплачивает текущие долги, а берет новые. К концу 1991 года Россия пришла с крупными долговыми обязательствами [5].
СССР, кроме того, что имел долги перед иностранными государствами, обладал обязательствами перед банками, которые были в Английском клубе кредиторов. Кроме того, в обмен на конкретные средства компании СССР платили облигациями Внешэкономбанка, что также сказывалось на экономике.
6
В 1991 году подписывается Документ о взаимопонимании, в котором говорилось о том, что обязательства СССР во время его распада распределяются соответственно. Значит, создавалась вероятность деления долга между всеми странами, которые были в Союзе. Российской Федерации, поскольку она была не правопреемница СССР, а РСФСР, пришлось 61 %. Таджикистану – 0,82 %.
После кризиса 1998 года долг государства сокращался, снижался общий внешний долг. И к концу августа 2006 года Российская Федерация произвела выплаты в размере 22,5 $ млрд по кредитам Парижского клуба.
В начале 2000-х годов началось постепенное укрепление экономики России. Этому способствовало увеличение цен на нефть. Но в 2008 году наступает мировой кризис.
В период с 2003 по 2017 гг. Российская Федерация активно выплачивает долги СССР странамкредиторам. Полностью все долги СССР были погашены 21 марта 2017 года.
Внешний государственный долг СССР погашен. Но у России оставались финансовые обязательства перед другими государствами.
Заключение
Данная работа посвящена рассмотрению сущности и экономических последствий государственного долга.
На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Часто предполагается, что государственный долг может стать угрозой для экономической безопасности страны. Но создание механизма займов, который может покрывать расходы бюджета – это нормальная практика для всех развитых стран.
Наличие государственного долга имеет свои недостатки. Особенно это касается ситуации внешнего долга, который усиливает государственную зависимость от кредиторов иностранных государств и приводит к тому, что национальная валюта начинает обесцениваться. Увеличивающаяся долговая нагрузка приводит к росту цен на государственные займы и росту стоимости капиталов на рынке финансов. Увеличение объема государственных займов ведет к возникновению инфляции и нарушении равновесия между товарным и денежным обращением.
Данная ситуация становится актуальной в мире с 2008 года, когда в обстоятельствах мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Португалия, Италия и пр.) не смогли рефинансировать накопленный прошлый долг государства, чтобы его погашать и обслуживать. Это инициировало дестабилизацию финансовой системы и экономики этих стран. Как следствие, в этих странах вводились достаточно жесткие меры по ограничению займов государства за счет уменьшения расходов бюджета и установление контроля за параметрами долга.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алехин Б. И., Государственный долг. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 366 с.
7
2) Брагинская Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. — М.: Университетская книга, 2007. — 127 с.
3) Гладковская Е. Н. Финансы. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 312 с.
4) Грицюк Т. В. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 558 с.
5) Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов/О.Г. Дмитриева//Вопросы экономики. –2017. – N3. – с.20-32.
6) Жукова С.С. Государственный и муниципальный долг/С.С. Жукова, А.В. Абышева. -2-е изд., доп. и перераб. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. –164 с.
7) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2015. — 397 с.
8) Мохнаткина Л. Б. Государственный и муниципальный долг. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 149 с.
9) Николаева Т. П. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2012. — 237 с.
10) Пороховский А. А. Долговая проблема как феномен XXI века: монография. — М.: Проспект, 2016. — 287 с.
11) Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика. — М.: КноРус, 2013. — 255 с.
12) Тобин Д. Денежная политика и экономический рост. — М. ЛИБРОКОМ, 2010. — 267 с.
13) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2013. - N20. – с.37-42.
14) Хейфец Б.А. Долговая политика России: актуальные проблемы. –М.: Экономика, Научный эксперт, 2007. - 104 с.
15) Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – М.: Институт экономики, 2012. - 56 с.
16) Хоминич И.П. Государственный кредит в условиях финансовой глобализации/И.П. Хоминич, О.В. Саввина. – М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2010. – 256 с.
17) Цареградская Ю. К. Государственный долг России в системе финансового права особенности правового регулирования : монография. — М.: Проспект, 2016. — 133 с.
18) Официальный Сайт Центрального Банка Российской Федерации//https://www.cbr.ru/