Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Символы Древней Греции и атрибуты древних богов Эллина всегда были интересны культуре, науке, литературе, обществу в целом.
Каждый год на экраны экранов выходят фильмы, выпускаются литературные произведения, исследующие тему божеств Древней Греции. Привычными стали выражения «красив, как Аполлон», «весы Фемиды», «двуликий Янус» и пр. Многие, предположительно, не догадываются об истинном значении этих понятий и выражений.
Во времена инквизиции художники предпочитали изображать аллегорические сцены с участием богов Древней Эллады, поэты заимствовали их для своих литературных произведений.
Несмотря на то, что на сегодня храмы Эллады разрушены и можно услышать достаточно неоднозначное понимание Богов Древней Эллады, они устойчиво присутствуют в практически любой области человеческой жизни – будь то медицина, литература, архитектура и пр.
Целью данной работы является рассмотрение современных интерпретаций мифа об Орфее и Эвридике.
Задачи:
1) Характеристика мифа об Орфее и Эвридике;
2) Описание исторических упоминаний мифа об Орфее и Эвридике в искусстве;
3) Анализ темы Орфея и Эвридики в XX и XXI вв.
Глава I. Общая характеристика мифа об Орфее и Эвридике
1.1 Миф об Орфее и Эвридике
Миф об Орфее представляет собой один из самых загадочных мифов Древней Греции. Символ Орфея – это символ музыканта, который покорял силой звуков и мог совершать перемещения предметов, животных, растнений и камней, вызывать сострадание у богов подземного мира. К Орфею обращаются, когда важно преодолеть отчужденность человека, так как он провоцирует на эмоции.
Орфей представляет собой силу искусства, которая гармонизирует и трансформирует хаос в космос. Орфей - это причина и гармония, это формы и образы, это мир человека с его эмоциями и переживаниями.
Орфей был не способен удержать любовь, и это придало ему человеческую черту в виде слабости, которая приводит к неудаче в момент перехода определенной точки в своей жизни. Орфей напоминает и о трагической стороне жизни.
Орфическим образом является и олицетворение в мифе тайного учения, где все планеты вращаются вокруг Солнца, которое расположено в центре космоса. Силой притяжения Солнца является источник всеобщей связи и гармонии, а исходящие от него лучи представляют собой причину движения всех тел во Вселенной.
Образом Эвридики является образ молчаливого знания и забвения. Это воплощение безмолвного всеведения и отрешенности. Также это символ музыки, которую ищет Орфей [5].
Образом Лиры является музыкальный инструмент, при помощи которого Орфей прикасается к сердцам других людей и к сердцам Богов.
Царство Аида – царство мертвых, которое начинается далеко на западе, где солнце опускается в морскую пучину. Так возникает идея ночи, смерти, тьмы, зимы. Стихия Аида – земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в её лоне таятся семена новой жизни [5].
1.2 Исторические упоминания об Орфее и Эвридике в искусстве. Миф об Орфее в творчестве Мандельштама
Впервые в искусстве миф об Орфее и Эвридике рассматривается в трудах Публия Овидия Назона – поэта Рима. В своей книге «Метаморфозы» Овидий описывает двести пятьдесят мифов о превращениях богов и героев Греции. То, как описал Овидий миф об Орфее и Эвридике, привлекало поэтов, художников и композиторов, режиссеров во все времена.
Также сюжеты орфейского мифа нашли свое отражение в живописи Рубенса, Тьеполо, Коро и многих других. Миф изображали на различных предметах искусства (рисунок 1).
Рисунок 1 - Гибель Орфея, стамнос работы вазописца Гермонакса
• Написано множество опер, лейтмотивом для которых стал миф об Орфее: опера «Орфей» (К. Монтеверди, 1607), опера «Орфей» (К. В. Глюк, 1762), оперетта «Орфей в аду» (Ж. Оффенбах, 1858)
• В XV-XIX вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо, П. П. Рубенс, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Канова, Роден и др.
На рисунках 2 и 3 мы привели пример изображения рассматриваемого мифа в XIX веке.
Рисунок 2 - Фредерик Лейтон (1830–1896) Frederic Leighton
«Orpheus and Euridice»
Рисунок 3 - Гюстав Моро Смерть Орфея, 1865
Тема Орфея широко рассматривалась в литературе Серебряного века.
Например, творчество О. Мандельштама включает в себя мифопоэтику данной темы. Тема античности и ее традиций была приоритетна для Мандельштама, поскольку в его статье «О природе слова», он говорит о том, что эллинизм – это центральное понятие, которое приводит в структуре его работ. «Эллинизм – это система в бергсоновском смысле слова, которую человек развертывает вокруг себя, как веер явлений, освобожденных от временной зависимости, соподчиненных внутренней связи через человеческое я. В эллинистическом понимании символ есть утварь, а потому всякий предмет, втянутый в священный круг человека, может стать утварью, а следовательно, и символом» [11, с. 227].
Ориентируясь на орфейскую тему, Мандельштам говорит о мифе не отдельно, а русле все античной и христианской концепции. Имя Орфея не упоминается в тексте произведения, но подразумевается в виде мотива и образа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ахматова А. Сочинения: В 2 томах. T. 1. - M., 1990, с. 258.
2) Бродский И.А. Стихотворения и поэмы. 2011. Т. 1. Санкт-Петербург.
3) Гандельсман, В. Поэзия как религия : Рильке [Текст] / В. Гандельсман. – «Иностранная литература», 2006, № 2.
4) Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – М.: Интрада, 1997. – 409 с.
5) Зарубежная литература ХХ века [Текст] : учебник для вузов / Под редакцией Л.Г. Андреева. – М. : Высшая школа, 1996.
6) Ковалева И. Психея у Персефоны: об истоках одного античного мотива у Мандельштама / И. Ковалева // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/ko20.html (дата обращения: 31.01.2016).
7) Ковалева И. Одиссей и Никто: об одном античном мотиве в поэзии Бродского//Старое литературное обозрение 2001. № 2, C/ 75–80.
8) Козонкова, О.Ганс Эгон Хольтхузен. Райнер Мария Рильке [Текст] / О.Козонкова. – М. : «Волга», 1999. № 5.
9) Кокто Ж. Беседы о кинематографе.[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://you-mir.ru/zhan-kokto-besedy-o-kinematografe (дата обращения 16.09.2019)
10) Лосев Л.В. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии. - Москва, 2006.
11) Мандельштам, О. Э. Собрание сочинений: в 4 т. / О. Э. Мандельштам. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. – Т. 1. – 368 с.
12) Ошеров, С. А. «Tristia» Мандельштама и античная культура / С. А. Ошеров // Мандельштам и античность : сб. ст. / под ред. О. А. Лекманова. – М. : Радикс, 1995. – С. 188–203.
13) Прощин Е. Е. Мифопоэтическое начало в стихотворении Мандельштама «Мы с тобой на кухне посидим…» / Е. Е. Прощин // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2001. – № 1. – С. 112–115.
14) Рильке Р. М. Записки Мальте Лауридса Бриге [Текст] / Р.М. Рильке. – М.: Известия,1988
15) Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. Евтушенко. – М. : Полифакт, 1999. – 1056 с. – (Итоги века. Взгляд из России).
16) Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. – М.: Наука, 1977. – 575 с.
17) Цивьян Т. Н. Образ и смысл жертвы в античной традиции (в контексте основного мифа) // Палеобалканистика и античность. M., 1989, с. 120-121
18) Шарыпина Т.А. Своеобразие мифотворчества в художественном мире Ганса Эриха Носсака // Новые Российские гуманитарные исследования. 2012. № 7 Литературоведение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/sharypina-svoeobrazie-mifotvorchestva.htm (дата обращения 16.09.2019).