Фрагмент для ознакомления
2
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования предлагается принципиально новый педагогический инструментарий, помогающей воспитателю осуществить решение как общих, так и конкретных педагогических задач в отдельно взятой образовательной области на основе принципа многоуровневой интеграции.
Под интеграцией понимается взаимодействие всех образовательных областей Программы на основе комплексно-тематического планирования, обеспечивающее повышение качества реализации целей и задач дошкольного образования, формирование у детей целостной картины мира, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, развитие интегративных личностных качеств.
Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики, и направлен он на умственное развитие ребенка. Игры, сопровождаемые текстовой инструкцией в различных областях детской деятельности, способствуют лучшему развитию речи ребенка. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности последующего школьного обучения.
Реализация интегративного принципа в образовательном процессе ДОУ с использование игр с текстом, на примере речевого развития дошкольников:
Социально-коммуникативное.
Проектирование коммуникативных ситуации, требующих выбора, включения в диалог, беседы на нравственную тематику, на развитие моральных качеств, формирование взаимовыручки, навыков конструктивного взаимодействия, побуждение к самооценке и оценке действий и поведения сверстников, рассматривание картин на соответствующую тематику, обсуждение их сюжета, составление рассказов, пересказ литературных произведений с проблемным сюжетом, рассказывание из опыта.
Беседы на тему безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, рассматривание сюжетных картинок на соответствующие темы и составление по ним повествовательных рассказов.
Использование словесных поручений с последующим отчетом о его выполнении, формирование умения договариваться между собой во время трудовой деятельности, ставить цель и предвидеть результаты коллективного труда, конструктивно преодолевать возникающие трудности, вести соответствующий ситуации диалог.
Применение сюжетно-ролевых, дидактически и имитационных игровых ситуаций, в которых применяются не только речевые инструкции, но и необходимо разучивать определенный текст самим детям, а так же вступать в диалогическое взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми в произвольной форме, таким образом развивая произвольность связной речи.
Познавательное.
Взаимосвязь умственной деятельности детей с их речевой активностью: обогащение и активизация словаря в процессе экскурсий и осмотров помещений, наблюдений за объектами явлениями живой и неживой природы, формирование грамматических навыков и воспитание звуковой культуры речи в процессе дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим, моделирования, экспериментирования, развитие диалогической и монологической речи в процессе бесед, рассказывания, пересказа произведений познавательного характера.
В этой области так же можно использовать различные типы игр с текстом: как сюжетно-ролевые, так и дидактические, деловые, театрализованные и др. Данные игры с текстовым содержанием, применяемые в познавательном направлении способствуют расширению и обогащению как активного так и пассивного словарного запаса детей, развитию речи, эрудированности и общего кругозора.
Художественно-эстетическое.
Организация комплексных видов деятельности, например, лепка и рассказывание (слепить персонаж и придумать про него сказку), рисование и творческое рассказывание (нарисовать картинку и сочинить по нарисованному сюжету историю), совместное с воспитателем изготовление атрибутов для драматизации сказок, книжек-самоделок с творческими рассказами детей;
Различные виды пересказа литературных произведений (подробный, краткий, с творческими дополнениями), словесные игры и лексические упражнения, обсуждение ситуаций с проблемным сюжетом, беседы на тему прочитанного, игры-драматизации и инсценировки знакомых сказок и рассказов с передачей диалогов, характеров, поступков героев, заучивание наизусть стихотворений, формирование выразительности речи, применение малых фольклорных жанров (потешек, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и др.) для развития всех сторон устной речи;
Хороводные игры на развитие слухового восприятия), музыкальные игры с диалогом, музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха постановка музыкальных спектаклей по мотивам литературных произведений, организация музыкально-литературных викторин, досугов, КВН, отгадывание загадок о музыкальных инструментах, беседы на тему прослушанных музыкальных произведений, знакомство с жизнью и творчеством композиторов, различными музыкальными жанрами;
Физическое.
Рассмотрим подвижные игры. Подвижная игра - это игра с правилами. Педагог рассказывает, во что будем играть, как, какие правила в игре, т.е. общается с детьми. В подготовительной группе дошкольники сами перед началом игры рассказывают о правилах игры. Только потом проводится игра. После игры опять общение - обсуждают результаты игры; подводят итоги; считают, например, кто выбыл из игры.
Пополнение и активизация словаря, обозначающего части тела, гигиенические принадлежности, обсуждение пользы закаливания, двигательной активности, приема витаминов;
Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, беседы на тему необходимости занятий физической культурой.
У 3-4 летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому содержание их игр должно быть несложным и конкретным (папример «птицы летают и возвращаются в гнёзда»).
С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и таких, с которыми знакомы по книгам, картинкам. В игры можно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них включают бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно правила игры несколько усложняются, повышается требовательность к точности их выполнения. Используется также текст, который определяет ритм движений, способствует развитию речи у детей.
Разработчики программ, основанных на ФГОС ДО, предлагают выстраивать образовательный процесс, основываясь на системе связанных между собой развивающих образовательных ситуаций. Образовательные ситуации – это смоделированные педагогом, интересные с точки зрения ребенка некоторые завершенные действия, с помощью которых воспитатель помогает детям последовательно осваивать намеченную познавательную тему (смысловой контекст). И как развивающие, строиться они будут так, чтобы стимулировать детей к активному действию, самостоятельному поиску решений, приобретению практического опыта. Поскольку стержнеобразующим технологическим звеном является курс математического развития, в основе которого лежит адаптированная для детского сада технология «Ситуация», то реализуя образовательную область, речевое развитие мы можем говорить о включении детей в естественные коммуникативные ситуации, либо смоделированные воспитателем ситуации активизирующего общения,которые непосредственно направлены на решение конкретных речевых задач и в то же время органично сочетаются с задачами других образовательных областей.
Реализация программных задач осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных процессах: в утренние и вечерние часы, на прогулке, перед дневным сном. Ситуации активизирующего общения могут иметь различную организационную форму, к примеру, бесед на темы, близкие опыту детей, вызывающие их эмоциональный отклик, мини-сценариев с включением дидактических, музыкальных, подвижных игр с речевым материалом, инсценировок, игр-драматизаций, игр-путешествий, наблюдений, загадывания и придумывания детьми загадок, словарных упражнений, просмотра видеофильмов, мультфильмов, чтения художественной литературы. Такие формы могут включать элементы изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Очень хорошо сопровождать игры текстом, который раскрывает содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий. Это может быть короткая песенка или стихотворение.
Включая коммуникативные ситуации в различные виды детской деятельности, мы решаем важные задачи — коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Книги
1. АксаринаН. М.Воспитание детей раннего возраста.-М.:Медицина, 1977.– с.89-115.
2. Алексеев А.А., Архипова И.А., Щербакова А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологи. Уч.пособ..-М .: Просвещение, 1987.-255с.
3. Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды.Т.I-М.: Педагогика, 1980.230 с.
4. Анохин П. К.Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука, 1978.–395 с.
5. АрушановаА. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 1999.–272с.
6. Архипова Е. Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста.-М.: Астрель, 2006.–с. 65-98.
7. Баранов А.А. Пропедевтика детских болезней.-М.:Медицина, 1998.-331 с.
8. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.–СПб.:Изд-во «СОЮЗ», 2001.-416 с.
9. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие.–СПб.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2011.144с.
10. Батуев А. С.Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологичские основы социальной адаптации ребенка.-СПб.: «СОЮЗ»,1999.8-12с.
11. БауэрД.Дж. Р.Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой; Под общ. ред. А.В.Запорожца, Б.М.Величковского .-М.:Прогресс,1985.–320 с.
12. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка).-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-416 с.
13. Бельтюков В. И.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.-М.: Педагогика, 1977.–с.132-176.
14. БернштейнН.А.Физиология движений и активность.-М.:Наука, 1990.–496 с.
15. Бехтерев В. М.Избранныепроизведения (статьи и доклады)-М.: Медгиз,1954. –с.122-154.
16. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение, 1991.с.12-62.
17. Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование).-М.:Просвещение, 1968.–с.77-102.
18. Борисенко М.Г.,ЛукинаЯА. Диагностика развития ребенка от 0 до 3 лет.СПб.: Паритет, 2006.–122 с.
19. Борякова Н. Ю.Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержкипсихического развития у детей.-М.:Гном-Пресс, 2002.–56 с.
20. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А.Методы нейропсихологической диагностики.-СПб.: Стройлеспечать, 1997.–с.197-234.
21. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.М.: Просвещение, 1998.–144 с.
22. Винарская Е.Н., БогомазовГ.М. Возрастная фонетика. Уч.пособие для вузовМ.:ACT:Астрель,2005.–207 с.
23. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоенияязыка.М.: Просвещение, 1987.–с.37-99.
24. Возрастная психология / Под ред. С. Костюка.-М .:Просвещение, 1976.-269с.
25. Волкова С. С. Как воспитать здорового ребенка?/ Волкова С. С.–Киев: изд. «Радянська школа»,2000.-50 с.
26. Воспитание и развитиедетей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой.-М.: Просвещение,1979.–223 с.
27. ВыготскийЛ. С. История развития высших психических функций // Основы дефектологии.-СПб.: Лань, 2003.-с. 505-532.
28. Выготский Л. С.Раннее детство // Собр. соч.: В 6-тит. Т.4.Детская психология / под ред. Эльконина Д.Б.–М.: Педагогика, 1984.-с. 340-367.
29. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития.–СПб.: Питер, 2001.-с. 56-79.
30. Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников. Ребенок в детском саду.-СПб.: Питер, 2003.-с.19-21.
31. Галанов А. С.Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет).-М.: Сфера, 2009.–96 с.
32. ГалигузоваЛ.Н, Смирнова Е. О.Ступени общения: от года до семи лет.-М.: Просвещение, 1992.–с.33-106.
33. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи.–СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.–472 с.
34. Герасименко Ю.В.Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни:Учебное пособие.–СПб.:Изд.РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.–110 с.
35. Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста. Глава 11. //Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной-3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2003.–с. 146-201.
36. КольцоваМ.М.Двигательная активность иразвитие функций мозга ребенка.М.:Педагогика,1973.-271с.
37. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие.-М.: Изд. Московского университета, 1985.–с. 85-107.
38. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. труды: В 2 томах / Под. ред. В.В. Давыдова идр.-М.: Педагогика, 1983.-с. 301323.
39. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В.-М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.-144с.
40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.–СПб.: Питер, 2009. –320 с.
41. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.-М.:Педагогика, 1978.-с. 117-138.
42. Маценко В. Индивидуальное развитие ребенка.-М .: Главник, 2007.-128с.
43. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /Под ред. Л.А. Венгера.–2-е изд., Перераб. и доп.-М.:Просвещение,1985.-272 с.
44. Основные патологические синдромызаболеваний детского возраста. Учебное пособие.–М.:АРТ–ПРЕСС, 2003.–с.6-7.
45. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Книга для воспитателя дет. сада.–М.: Просвещение, 1986.– 144 с.
46. Психологическая диагностика развития ребенка // Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. пособ.-М.: КАРО,2001.– с.151-177.
47. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой.-М.:Владос, 1995.-291 с.
48. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие.—М.: Айрис-пресс, 2008.—224 с.
49. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.–М.: Владос, 2000.-240 с.
50. ШвачкинН.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова-М.: Лабиринт, 2004.–330 с.
51. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин.—4-е изд.,стер.—М.: Издательский центр «Академия», 2007.—384с.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры.––М.: Владос, 1999.-360 с. Статьи
53. Аксенова Л. И., Лисеев А А., Тюрина Н. Ш. идр.Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология №5.-М.: Школьная пресса, 2002.-с. 3-27.
54. Баевская Е. Р. Проблемы диагностики ранних нарушений эмоционального развития // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Матер, конф. Москва, 18-19 февраля 2003.- М.: Полиграф сервис,2002.-с.198-206.
55. Базжина Т В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект: Межвуз. сб. науч. трудов. -СПб.:изд. СПбГУ,1992.с. 57-66.
56. Бельтюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология№ 2.-М.: Школьная пресса,1983.-с. 28-34.
57. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика / Пер. с англ.; Сост. А. М. Шахнарович.-М.: Прогресс, 1984.-с. 21-49.
58. Буровая А. Организация игровой деятельности дошкольников / А. Бурова // Дошкольное воспитание№ 12.-М.: Прогресс, 2009.-с.4-5.
59. Вояосовец Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Матер, конф. Москва, 18-19 февраля 2003 г.-М.: Полиграф-сервис, 2003.-с.12-16.
60. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии №5. – М.: Научный журнал,1985.с. 46—53.
61. Гаркуша Ю Ф.Диагностика отклонений в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста // Проблемы детской речи: Матер. Всерос. конф , СПб, 24—26 ноября 1999 г. / Отв. ред. С. Н. Цейтлин.-СПб.:изд. РГПУ им.А.И.Герцена,1999.-с. 46—48.
62. Корнев А.Н. Основные показатели психической зрелости в раннем возрасте и признаки риска// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой памяти проф.Н.Н.Трауготт/ ред.М.Г.Харьковская.–СПб.: Изд.С.-Петерб.ун-та, 2001.–с. 268-279.