Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена социально-экономическими, политическими, культурными переменами в жизни нашей страны. Принявшие перманентный характер, изменения настолько непредсказуемы, что население России не успевает к ним приспосабливаться. А между тем нынешняя ситуация не является чем-то новым, подтверждением чего можно считать события столетней давности: в конце XIX – начале XX века общество переживало сходные проблемы. Их причину пытались осмыслить многие: философы, историки, литераторы. Последние представляют для нас особый интерес. В мировой литературе есть имена, с которыми ассоциируют сущность целых эпох. Таких людей можно назвать символами, памятниками своего времени. Но не мертвыми, застывшими в камне и бронзе, уснувшими на полках библиотек или в тиши музеев, а живыми, дышащими, дающими возможность ощутить это дыхание потомкам. Безусловно, эпохи не исчерпываются данными символами, ибо это те феномены, благодаря которым события облекаются живой, пульсирующей плотью человеческого бытия. Через такие имена мы можем прикоснуться к живой истории, ощутить реальный пульс времени.
Сказанное всецело относится к В.В. Маяковскому (1893 – 1930), личности неординарной, богато одаренной. Он прославил новую Россию. Поэта вдохновляли самые разные аспекты жизни: героический труд, рост международного авторитета молодого государства, улучшение жизненных условий обычного человека, рождение искусства, созданного трудовым народом. За относительно короткий промежуток времени В.В. Маяковский становится пропагандистом нового мышления, новой морали, создает образ нового лирического героя, устремленного в будущее и активно борющегося с пережитками прошлого. «Горлан-главарь», как он сам себя именовал, буквально взорвал русскую поэзию каскадом новаторских приемов, среди которых называют знаменитую ломаную строку – так называемую лесенку, изобретательность неточных рифм, ритмизацию стиха, смелое сочетание разных лексических пластов, оригинальность метафор. Поэтический талант «агитатора» был по достоинству оценен даже теми, кто не разделял его политических увлечений.
Степень разработанности вопроса. Творчество поэта неоднократно становилось предметом исследования многих отечественных литературоведов. До сих пор не утратили актуальности труды таких ученых, как З.С. Паперный, Ф.Н. Пицкель, Н.И. Калитин, И.В. Гуторов, В.О. Перцов, В.В. Тренин, А.А. Михайлова и др. Значительный вклад внесли Е.М. Брейдо, Г.О. Винокур, M.JI. Гаспаров, Б.П. Гончарова, A.JI. Жовтис, Л.И. Тимофеев, P.O. Якобсон (они посвятили работы собственно стиховедческим и сугубо языковым аспектам поэтической речи В.В. Маяковского). В теории литературы последнего десятилетия различные грани дарования поэта проанализированы JI.B. Занковской, И.Г. Минераловой, М.М. Палехиной, JI.A. Трубиной и др.
Объект исследования – поэзия В.В. Маяковского.
Предмет исследования – отражения новаторства в поэзии В.В. Маяковского.
Цель исследования – выявить отражение новаторских черт в поэзии В.В. Маяковского. Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «поэтическое новаторство», перечислить его признаки;
2) доказать, что В.В. Маяковский был личностью новаторского типа;
3) осмыслить отражение новаторских идей в поэзии В.В. Маяковского.
Материал исследования: стихотворения и поэмы В.В. Маяковского, написанные в период с 1914 по 1930 годы.
В качестве источников исследования были использованы диссертации, монографии, публикации в журналах по литературоведению, монографии, критические статьи, посвященные творчеству В.В. Маяковского.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ПОЭТИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХА ВРЕМЕНИ
1.1 Поэтическое новаторство: понятие, признаки
Развитие человеческой цивилизации было бы немыслимо, если бы люди не научились абстрагироваться, в результате чего создается частично оригинальный или совершенно новый продукт. И это не так уж и важно – будь он материальным (например, как доменная печь, автомобиль, компьютер) или нематериальным (например, как теория). В любом случае человек, давший жизнь чему-то доселе невиданному, является новатором. Новаторство предполагает отказ от традиции или ее принципиальную ломку, выражающуюся в обновлении содержания и формы, открытие нового пути. Новаторство обусловлено социально-историческими причинами. Стремление ищущей личности воплотить богатство и противоречия действительности с позиций современного ей идеала реализуется в постоянном творческом поиске, необходимо требующем обнаружения совсем других способов адекватного выражения мысли.
Если же вести речь о литературе, то поэтическое новаторство следует связывать с подбором лексики с учетом жанровой формы, использованием средств отображения художественной действительности, экспериментированием с ритмом, рифмой, паузами. Говоря об отечественной словесности, необходимо отметить, что новаторство начинает преобладать в литературе уже во второй половине XVIII века, когда утверждается сентиментализм с его акцентом на частной жизни человека. Романтики начала XIX века объявляют важной особенностью литературы оригинальность, что также стимулировало мастеров слова к активному поиску средств самовыражения. Своего апогея новаторство достигает в эпоху модернизма: для произведений этого времени характерны смелые эксперименты.
Автор кандидатской диссертации Ю.Н. Сичинава, посвятившая свое исследование анализу словесного творчества поэтов XX века, уделила значимое внимание искомому вопросу. Как отмечается в ее работе, «само понятие новаторства подразумевает введение новых изобразительно-выразительных средств, изменение и нарушение сложившихся традиций и стереотипов в художественно-речевом творчестве» [14, с. 12]. Объектом рассмотрения в диссертации стала языковая личность поэта-словотворца: «Говоря о словотворце, мы в основном говорим о поэтах. Причина этого явления кроется как в специфике самой поэтической речи, гак и в своеобразии мировосприятия и мышления поэта» [14, с. 10]. К числу основных характеристик поэтической речи Ю.Н. Сичинава относит алогичность, органическую связь с личностью творца, принадлежность поэтического слова к сфере подсознательного, интуитивного начала мышления автора.
С вышеприведенными выводами соглашается исследователь Н.В. Белая, в чьей публикации затрагивается проблема литературного творчества. Новаторство, пишет она, выступает как творческая перекомпоновка и достраивание взятого у предшественников, как возникновение в литературном процессе беспрецедентно нового, имеющего всемирно-историческую значимость. В качестве примера она сравнивает стихотворения, написанные в эпоху классицизма и сентиментализма. Так, первые сосредоточились на прославлении государственных деятелей, в результате их поэтическая речь приобрела черты патетики; вторых же интересовал отдельно взятый человек с его чувствами и проблемами. Налицо «отказ от одних традиций и обращение к другим, в конечном счете – это создание новой традиции» [1, с. 145].
Поэтическое новаторство, продолжает Н.В. Белая, требует высокого таланта, творческой смелости и глубокого ощущения времени. В основе новаторства лежит развитие самой жизни: наступает такой момент, когда действительность стимулирует художника слова на поиски новых форм, ибо старые уже недостаточны для отображения нового этапа в истории. По мнению автора статьи, всем новаторам (в Италии это Данте, в Англии – Шекспир, в Германии – Гёте, во Франции – Ш. Бодлер, России – А.С. Пушкин) «удалось по-новому увидеть окружающий мир, обнаружить в жизни такие конфликты, которых раньше не замечали или не могли осмыслить, открыть в жизни таких героев, которых до них не изображали. И для того они создали новые жанры лирических произведений» [1 с. 146].
Весьма ценные замечания сделал наш соотечественник, номинированный на Нобелевскую премию, сценарист, режиссер, актер, чтец-оратор Е.А. Евтушенко. Одна из его статей называется «Одной-единой страсти ради», в которой сказано о том, что мастер должен иметь поэтическую смелость. Некоторые вкладывают в определение «применение озадачивающих метафор, сногсшибательных рифм, ритмической какофонии» [5]. По сути здесь идет речь о том, что поэт идет вразрез традициям. Но это совсем иное: «подлинная поэтическая смелость начинается не с безжалостности к традициям» [5], а с повышенной требовательности к самому себе. Для этого нужно иметь личностную зрелость, позволяющую рефлексировать: «только самоанализ дает право на анализ мира объективного, ибо все поэтические призывы к совершенствованию бытия мало чего стоят без попытки самоусовершенствования» [5].
Продолжением сказанного могут стать выводы, сделанные в публикации исследователя Г.Н. Шевченко, который посвятил свою статью характеристике новаторского типа личности. В числе отличительных качеств перечислены: «1. Способность к творчеству. 2. Наличие определенного интеллектуального ресурса. 3. Социальная зрелость как готовность к инновационной деятельности. 4. Высокий уровень мотивации» [16, с. 38]. Особое внимание уделено первому компоненту, так как без творческого преображения действительности невозможно придать старым процессам новый импульс: «способность личности к воображению, рефлексивному отношению к проблемной ситуации означает, что она всегда может выдвинуть и обосновать целый ряд различных способов ее решения» [16, с. 38].
В философии проблема творчества изначально решалась в контексте мифологических и религиозных традиций. Творчество считалось неотъемлемым свойством Бога, по своей природе непознаваемого. Отсюда оно также не могло быть подвергнуто рациональному осмыслению, о чем в свое