Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение истории изучения женской повседневности Северного Кавказа в СССР в 1956-1991 гг.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение традиционного общества Северного Кавказа – его особенностей;
2) Характеристика личного пространства женщины, рассмотрение женской роли и многообразия женских ролей на Северном Кавказе;
3) Анализ женской повседневности в период «оттепели»;
4) Анализ женской повседневности Северного Кавказа в 1980-1990 гг.
Специфика кавказоведения проявляется в комплиментарности освещения истории и культуры народов Кавказа.
Если анализировать именно женскую повседневность, горянка – это представление идеального образа гордой, неприступной, нарядной, утонченной девушки приятной наружности. Отступление от такой модели воспринимается, как правило, неоднозначно.
Следование же описанию не помогает анализу женщин Северного Кавказа в эволюции развития истории, в многообразии ролей и образов, в процессе социальных и культурных изменений. Поэтому создается большое количество вопросов, на которые просто нет ответа, поскольку статичная модель женщины Кавказа не дает четкого представления о реальном существовании событий.
Социальная актуальность исследования подчеркивается тем, что сегодня, в условиях меняющегося и трансформирующегося мира, меняются и традиции. Интересным будет рассмотреть, как к вопросу изучения женской повседневности относились более шестидесяти лет назад. Кроме того, научная актуальность исследования подчеркивается тем, что на сегодня историография проявляет интерес к микроистории, анализу реальности социума с точки зрения психологизма, изменений и анализа конкретных представителей общества. Применение в микроисторических исследованиях методологии гендерного характера позволяет сделать не только изучение социальных и исторических явлений с учетом полового признака, но и анализ связанной с отношениями полов социальной действительности, ее трансформаций в пространстве и во временном промежутке [18, 277].
Объектом исследования является изучение гендерных особенностей народов Северного Кавказа в СССР в 1956-1991 гг.
Предметом исследования является исторические особенности изучения женской повседневности народов Северного Кавказа в СССР в 1956-1991 гг.
Хронологические и территориальные рамки исследования включают в себя промежуток с 1956 по 1991 год., в СССР.
Степень изученности проблемы. Важность интегрированного изучения базовых характеристик повседневной жизни женского населения Северного Кавказа уже анализировалась в трудах М. Текуевой. Автор на базе анализа гендеров и этнографии адыгов сформулировала подтверждение в науке огромного влияния женского гендера на создание внутренней культуры, ментальности, этнического мировоззрения, сформулировала важные свойства женской повседневности. Текуева проанализировала ежедневные обязанности в домохозяйстве, возможности женщины в общении, проявление участия в производстве в социуме, занятия, которым присущи маркеры и принадлежность к определенному гендеру, социальную сущность женской повседневности. Также М. Текуева сформулировала особенности границ запретного и дозволенного в частной жизни и в установках социального характера в виде социально одобряемых поступков или тех, что не одобряются [35, 36, 37].
Источниками исследования были как статьи, так и монографии различных этнографов СССР, источники из Интернет. Методы исследования – сбор и анализ информации.
Курсовая состоит и введения, двух глав и заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1 Исследование традиционного общества Северного Кавказа: гендерные особенности и характеристики
1.1 Приоритет женской роли и многообразие женских ролей. Роль женщины в коллективе. Адыгэ Хабзэ и гендерные различия
Теории жизненного цикла – это способ структурировать и представить в форме концепции развитие жизненного опыта и восприятия жизни, человеческих желаний и действительности. Но сущность этих теорий определяется, в частности, наблюдательской позицией. Разные точки зрения об образе человека-великана говорят о разных точках зрения динамики эволюции человека. На сегодня, когда мы видим попытки ликвидировать дискриминацию по гендерному признаку, стремление установить партнерство на социальном уровне, науки раскрывают разницу между полами. И открытие происходит тогда, когда оказалось, что теории, которые были гендерно нейтральными и объективными, на самом деле являются отражением оценок ученого. Уверенность в том, что наука нейтральна, перешло в признание факта, что категории познания создаются при помощи людей [7].
Приверженность тезису об относительности утверждений науки только становится фундаментальнее, когда мы начинаем понимать, насколько глубока привычка смотреть на мир мужскими глазами.
Принимая во внимание подходы, которые были вынесены на повестку дня М. Текуевой, можно сказать об актуальности проблем женского исследования традиционного общества Северного Кавказа по следующим характеристикам. Во-первых, это приоритет женской роли и многообразия женских ролей [35]. Гендерные роли определяются не только культурой, но и исторической эпохой. И. С. Кон говорит о том, что консервативное деление половых ролей с связанных с ними стереотипов феминности или маскулинности характеризовалась следующими свойствами: женские и мужские виды деятельности и личностные качества имели свойство разниться и быть противоположными. Эти различия также рассматривались религией или ссылками на природную составляющую и представлялись непоколебимыми. Функции женщины и мужчины были и взаимодополняющими, и иерархическими. Женщине была присуща роль зависимой, подчиненной личности [36].
Женщинам Северного Кавказа, как представителю любого другого этноса, были свойственны следующие базовые роли:
1) мать,
2) жена,
3) дочь,
4) домохозяйка,
5) рукодельница,
6) дворянка,
7) крестьянка,
8) любовница,
9) преступница и т. д.
При помощи вышеуказанных ролей мы можем изучать женщин Кавказа как повседневный субъект. Женщины Кавказа – это созидательницы материального мира, в котором они живут и общаются с реальностью [18].
Анализируя женские роли, важно принимать во внимание уровень вариативности и альтернативности моделей поведения женщин в различных обстоятельствах. Также следует отметить то, что в исследованиях гендера часто не принимают во внимание такие роли, как бабушка, подруга или воспитательница, мало внимания мы видим в теме развития девочек.
Роль женщины в коллективе (семья, мужское окружение, девичий круг, женский быт). Огромное внимание следует уделять анализу девичьего круга. В отличие от коллектива с мужчинами, в которых строже соблюдаются рамки сословия, в коллективе женщин и подруг не наблюдалось никогда четкого ограничения сословий в коммуникации. Это аргументируется архивами. Например, в «Деле об увозе дочери Гукетлова Каспотом Апшевым» говорится, что во время того, когда молодые люди проникли в саклю за девушкой, «она вместе с женою брата, унауткою Шипата Тлостанова, дочерью холопа Кушха и бывшею у них в гостях дочерью жителя Женокова аула спали в отдельной сакле» [18].
Рассмотрим, как в Адыгэ Хабзэ, адыгской этической и философской доктрине, прописаны вопросы относительно взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Без этих законов достаточно сложно понять стороны семейно-бытовой и общественной жизни семьи на Северном Кавказе. Это относится не только к женщинам, но и к мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, мужчинам и женщинам и пр. Основными принципами являются уважением, послушание, авторитет старших, исполнение пожеланий старших, советов мужчин и женщин.
Интересно, что при обращении женщины с просьбой к почтенным старикам ей никогда не отказывали, какой бы трудной просьба не была. Значит, когда вопрос касался женщины, старшие давали, согласно хабзэ, главное место ей, независимо от ее статуса.
Принципы поведения адыгов основываются на уважении к мужчине-отцу перед матерью, брату перед сестрой. Поэтому столь явно прослеживается зависимое положение женщин от мужчин, приниженная часто женщины роль в быту, которое отмечали многие миссионеры. Но на самом деле это не так. У адыгов существует пословица: «Хэхъуэр шIэши, хэшIыржьыщ» (Прибавка молодит, убавка старит).
Рождение мальчиков было всего радостью. До сих пор можно встретить такие имена у девочек, как Хуэмей (ненужная), Ямыдэ (нежеланная). Как правило, такое имя давали последней девочке, когда подряд рождались 3-4 девочки. Адыгейцы таких девочек называли Шиготиж – «нашедшая себе братишку». Большое значение придавалось именам мальчиков:
Псэун (жить),
Унсэу (живи),
Псэбы-дэ (крепкая душа),
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Асланова Л.А. Сакрально-культовые основы формирования традиционного адыгского орнамента: автореф. дис. … канд. ист. наук. Нальчик, 2009. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/sakralno-kultovye-osnovy-formirovaniya-traditsionnogo-adygskogo-ornamenta#ixzz3g0nYTHuD.
2) Бабич И. Л. Женщина и миротворчество у кабардинцев // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен: материалы междунар. конференции. М., 1994.
3) Бахадори Н., Расул К. Современный хиджаб: сокровенная красота. М.; СПб., 2008. С. 11.
4) Белова В.С. Положение женщин в СССР. - М.: Профиздат, 1975.
5) Белоглазова Г.В., Савинова Л.Н. Советская женщина – активная участница коммунистического строительства. - М., 1977. С. 4–5.
6) В Чечне существует закон для женщин об обязательном ношении платка? // Аргументы и факты. 2010. № 39. С. 5. См.: http://www.aif.ru/society/dontknow/4804.
7) Введение в гендерные исследования. Ч. I: учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
8) Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX – начала XX в. М., 1981. С. 92.
9) Гафферберг Э. Г. Одежда белуджей Туркменской ССР//Традиционная культура народов Передней и Средней Азии Сб.ст.- Л.:Наука, 1970.С. 52–100.
10) Гордон А., Возьмитель А., Журавлева И., Клопов Э., Римашевская Н., Ядов В. Социология быта, здоровья и образа жизни населения // Социология в России. М.: Изд-во РАН, 1998. С. 438–445.
11) Гордон Л., Клопов Э., Оников Л. Социальные проблемы быта // Коммунист. 1974. № 17. С. 49–60.
12) Грушин Б.А. Свободное время: Актуальные проблемы. - М.: Мысль, 1967.
13) Даниялов Г.Д. Строительство социализма в Дагестане. М., 1988. – 220 с. 3.
14) Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. №4. С. 129-153.
15) Доде З. В. Коллекция осетинской женской одежды Б. А.Куфтина //Вестник истории, литературы и искусства. 2006. Т. 2.С. 418–430.
16) Зуйкова Е.М., Плаксина Н.Н. Решение женского вопроса в СССР и его международное значение. - М.: Профиздат, 1976.
17) Ибрагимов М.-Р. А., Магомедханов М.М. Некоторые аспекты религиозного экстремизма в Дагестане// Дагестанскийэтнографический сборник. Вып. II. Махачкала, 2008
18) Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб., 2001. – 419 с.
19) Клемм Г.Ф. Культура и быт черкесов. Пер. с нем. Саранчиной Г.С., Составитель Б. Едыдж. Майкоп: Изд-во «Паштов З.В.», 2015.
20) Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 53-59.
21) Куприн О. Быт – не частное дело. - М.: Профиздат, 1959. С. 77–78.
22) Курбанов Р., Курбанов М.Г. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачкала, 1996. 108 – с. 2.
23) Лаврентьева Л.С. О платке // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы: Сб. МАЭ. СПб., 1999. Вып. XLVII. С. 44–46.
24) Лобачева Н. П. К истории среднеазиатского костюма (женские головные накидки-халаты) //Сов.этнография. 1965.№ 6.С. 34–49.
25) Люшкевич Ф. Д. Одежда этнических групп населения Бухарского оазиса и прилегающих к нему районов. Первая половина XXв. (Опыт сравнительной характеристики) //Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана- М.: Наука, 1989.С. 107–138.
26) Магомедханов М.М. Образ эмансипированной горянки видеологии и народном сознании // Гендерные отношения вкультуре народов Северного Кавказа. Материалы региональнойнаучной конференции. Махачкала, 29 февраля 2008 г. Махачкала,2008, С.101-104.
27) Мукминова Р. Г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в. //Костюм народов Средней Азии: Ист.-этнограф.очерки. - М.:Наука, 1979.С. 70–77
28) Научное наследие А.А. Тахо-Годи. / Сост., автор статьи и коммент.Исаев А.А. Махачкала, 2007. – 418 с.
29) Нечипорук А.А., Ларенок В.А. Поливная керамика поселения "Жукова" // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 13. Армавир-Краснодар, 2012
30) ООН и женщины // Объединение Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/women/index.html (Дата обращения 09.10.2019).
31) Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В.А.Тишкова.-М., 2007. – 384 с.
32) Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны // Я – чеченец. Екатеринбург, 2006. С. 5–98.
33) Сто истин: Песни народов Северного Кавказа/Пер. Н.Гребнева; вступ.ст.Р.Гамзатова.М.:Современник, 1984.
34) Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII–XX вв. М., 1989. С. 187–192.
35) Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: Традиции и современность – Нальчик: Эль-Фа, 2006.
36) Текуева М.А. Мир интимных переживаний в традиционной культуре адыгов // Научная мысль Кавказа. 2007. № 3. С. 60-70.
37) Текуева М.А. Гендерный фактор в культуре народов Кавказа Гендерный фактор в культуре народов Кавказа // Вопросы культурологии. 2012. № 8. С. 37-43.
38) Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные истории Восточной Европы. - Минск: ЕГУ, 2002. С. 36–57.
39) Чекменев С.А. Некоторые пословицы и поговорки северокавказских народов. Пятигорск, 2000. С. 60.
40) Чернова Ж. Семейная политика в Европе и в России: гендерный анализ. - СПб.: Норма, 2008. С. 110–115.