Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе и прокуратуру. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дискуссии о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьёзными недостатками в сфере применения и исполнения законов.
Статус прокуратуры уже давно является объектом исследования внимания учёных.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового статуса прокуратуры и её деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шевченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др. Ряд авторов – Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие учёные, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что прокуратура входит в состав одной из трех имеющихся ветвей власти – законодательной, исполнительной или судебной. Очевидно, что изучение конституционно-правового статуса прокуратуры имеет серьёзную основу. В тоже время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа.
Цель исследования состоит в определении конституционных основ организации и деятельности прокуратуры в РФ.
Для достижения поставленной цели работы устанавливаются следующие задачи:
1. рассмотрение исторического аспекта создания и развития прокуратуры в России;
2. анализ норм, закрепляющих деятельность прокуратуры в Российской Федерации;
3. комплексное изучение структуры правового статуса и основных направлений деятельности прокуратуры РФ.
Объектом исследования данной работы выступят общественные отношения, складывающиеся при определении правового положения прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти.
Предметом исследования выступят нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности прокуратуры в России.
Методы исследования. При написании работы были применены: сравнительный метод, диалектический метод познания действительности, методы анализа, метод обобщения.
Глава 1.Теоретико-правовые основы конституционно-правового статуса органов прокуратуры
1.1.Историко-правовые аспекты создания органов прокуратуры
Российская прокуратура - орган уникальный, и ее уникальность была предопределена уже с момента создания прокуратуры.
Прокуратура является неотъемлемым механизмом российской государственности и не может оставаться в стороне от изменений, происходящих в стране. Определяя концепцию развития прокуратуры на современном этапе, следует учитывать роль прокуратуры в правовом демократическом государстве, а также тот факт, что ее развитие должно осуществляться в соответствии с потребностями общества и государства.
Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, которые олицетворяют единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность самостоятельного существования прокуратуры. Конструкция главы Конституции Российской Федерации, определяющей место прокуратуры в государственном механизме, предполагает необходимость принятия федерального конституционного закона о прокуратуре, в котором будут закреплены полномочия, порядок образования и деятельности прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации как самостоятельный федеральный орган государственного аппарата выполняет задачи обеспечения верховенства закона и представляет единую централизованную структуру органов, осуществляющих от имени Российской Федерации властные полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации , независимо от федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, на основе конституционных принципов законности, единства, гласности, равенства всех перед законом, централизации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Прокуратура прошла длительный и непростой исторический путь своего формирования и развивалась на протяжении пяти этапов. Первая попытка системного контроля деятельности государственного аппарата со стороны Верховной власти была предпринята во второй половине XVII в., когда Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел, чтобы «его царские мысли исполнялись все по его хотению, а бояре и думные люди о том ничего не ведали». Казанцев С. М., изучавший историю прокуратуры, полагает, что Приказ тайных дел скорее следует рассматривать как личную канцелярию царя, ведавшую интересующими его вопросами. В связи со смертью А. М. Романова (1676) он прекратил свое существование и поэтому его не следует рассматривать в качестве института контроля в системе органов власти».
Но, несмотря на различную оценку функций данного учреждения, даже при исполнении им функции личной канцелярии царя, контрольные признаки в его деятельности, надо полагать, все же присутствовали, так как компетенция его распространялась на все виды государственной деятельности и государственных учреждений, и все, что делалось в данном Приказе, докладывалось царю. Следующий этап создания прокуратуры в структуре органов государственной власти принадлежит Петру I. В период XVI в. и начала XVII в. наблюдался большой рост преступности, совершались должностные преступления, казнокрадство, «процветала» коррупция. Эти преступления дали «толчок» для формирования государственной службы по борьбе с такими противоправными деяниями. 12 января 1722 г. Петр I издает Указ о создании прокуратуры Российской империи, тогда же была введена должность генерал-прокурора, задачей которого был надзор за законностью деятельности, как Сената, так и других государственных органов.
Со временем прокуроры стали занимать важное место в системе государственной службы. Постепенно формировался прокурорский корпус, на должности которого Петр I назначал исключительно умных, способных людей, которые были преданны государственным интересам. В тот же исторический период создается губернская прокуратура, в состав которой вошли прокуроры надворных судов. Но далее, в 1802 г., последовало создание Министерства юстиции, и министр юстиции стал совмещать эту должность с обязанностями генерал-прокурора. Губернская прокуратура постепенно стала превращаться в орган юстиции на местах, так на тот момент не существовало единого законодательства об организации и деятельности прокуратуры.
Император Александр II продолжил реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи. 20 ноября 1864 г. им были утверждены судебные уставы: «Устройство судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, которые накладывали мировые судьи». В этих документах были отражены полномочия органов прокуратуры. Так, например, Устав уголовного судопроизводства закрепил подчинение следователя губернскому прокурору.
Прокуратура получила полномочия по надзору «при судебных местах». В этом виде российская прокуратура просуществовала до 1917 года. 20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена и четыре года её деятельность не возобновлялась. Одним из первых законодательных актов, принятых после победы Октябрьской революции и прихода большевиков к власти, была отмена царских законов, роспуск старых судов и введение новых. Были созданы особые суды для рассмотрения дел политических врагов — революционные трибуналы. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» от 24 ноября 1919 г. вместе с судебными учреждениями, существовавшими на территории России до установления советской власти, ликвидирован также прокурорский надзор.
Послереволюционную правовую систему создавали главным образом репрессивные органы. Почти везде и всюду применялась смертная казнь, хотя такое понятие отвергалось. Далее все же возникла необходимость создания
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Российская Федерации. Конституция (1993) // Российская газета. 1993. №237
2. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М. - 1956. - Ст. 200.
3. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // Российская газета. 07.02.2014. N 27.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 31.07.2004. N 162.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Российская газета. 22.12.2001. N 249.
6. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17. 01.1992 № 2202-I г. Москва (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№47.-Ст.4472.
7. О внешней разведке: федеральный закон от 10.01.1996 № 5- ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №3.- Ст. 143. 12.
8. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства РФ. – 1995.- №33. -Ст. 233.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. – 2003. - № 3316.
10. О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 18.12.2016) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. Дан. – Заглавие с экрана. URL: http://www.consultant.ru
11. Федеральная целевая программа Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1. - Ст. 13. 17. Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 144 от 15.03.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный 77 ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru
12. Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 68/56 от 08.02.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения 20.03.2018).
13. О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора: Указание Генеральной Прокуратуры РФ № 116/35 от 05. 03.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru
14. О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по передаче и принятию Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера: Указание Генеральной Прокуратуры Российской Федерации № 120/ 35 от 05. 03.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru
15. О создании конкурсной комиссии по отбору детей на участие в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ФГБОУ МДЦ «Артек» «Юный правозащитник»: Распоряжение Генеральной Прокуратуры Российской Федерации № 89/6р от 20.02.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru
16. О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: Инструкция Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru
17. Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации №276 // «Законность». - 2016 г. - № 8.
18. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособие. 3-е изд. / Р.С. Абдулин. Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. С. 86.
19. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд. / Р.С Абдулин. Курган: Курганского гос. ун-та, 2016. С. 184.
20. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд. / Р.С. Абдулин. Курган: Курганского гос. ун-та, 2016. С. 185.
21. Алексеев С.Л., Вотчель Н.Р. Прокурорский надзор: учеб. пособие / ред. д.ю.н. профессора Ф.Н. Багаутдинова. Казань: Информационно-технологический центр АСО, 2014. С. 21
22. Бессарабов В.Г. Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 2. С. 155.
23. Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - № 2. – С. 84.
24. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата и специалитета / Ю. Е. Винокуров: Юрайт, 2017. С. 28
25. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата и специалитета / Ю. Е. Винокуров: Юрайт, 2017. С. 13
26. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата и специалитета / Ю. Е. Винокуров: Юрайт, 2017. С.92
27. Козлова Л.Н. Особенности деятельности прокуратуры УР в 1930-х гг. // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 2.
28. Комаров В.В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации: учеб. Пособие / В.В. Комарова. М.: Проспект, 2013. С. 51.
29. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор важное средство защиты прав человека и гражданина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 1. С. 198.
30. Коршунов И.Г. О проблемах реформирования прокурорского надзора в современный период // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4. С. 294.
31. Курбатов С.О. Прокуратура России как субъект правовоспитательного процесса // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 19.
32. Норец А.М. Отдельные вопросы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 4. С. 62.
33. Норец А.М. Отдельные вопросы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 4. С. 63.
34. Омарова Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 127.
35. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Международное сотрудничество. // Электронный ресурс. URL: http://genproc.gov.ru/ms/
36. Смирнов А.Ф., Усачев А.А. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. М.: Юрайт, 2016. С. 269.
37. Смирнов А.Ф., Усачев А.А. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. М.: Юрайт, 2016. С. 272.
38. Смирнов А.Ф., Усачев А.А. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ф. Смирнов, А. А. Усачев. М.: Юрайт, 2016. С.274.
39. Сунчугашева К.Е. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних // Science Time. 2014. № 11. С. 368.
40. Хобраков Д.Ц. Актуальные проблемы прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 189.