Фрагмент для ознакомления
2
Выбирается такой грант, который зависит от результата и мнения преподавателей ваш результат университете должно быть отличным и мнение преподавателей решает, если он будет продлен или нет на следующий год. Иностранные студенты в возрасте до 26 лет, которые проживают во Франции в течение двух лет и более, могут претендовать на гранты от Министерства образования. Аспиранты могут воспользоваться государственными грантами на получение высшего образования и научных исследований. Финансирование аспирантуры и докторских диссертаций могут осуществляться за счет грантов международных организаций, таких как ЮНЕСКО и ООН.
Что касается занятости студентов, то в данном случае предусмотрен не полный рабочий деть, чтобы у них была возможность заработать на дополнительные расходы. Предусмотрены очень строгие правила в сфере занятости во Франции. Закон разрешает иностранным студентам работать неполный рабочий день в течение года и полный рабочий день во время каникул с лимитом 884 часов в год. Нет необходимости обращаться за специальным разрешением на работу, если вы приехали из стран Европейской экономической зоны. Для студентов из-за пределов Европейской экономической зоны является обязательным подать заявку на временное разрешение на работу. Данный вид разрешения может быть восстановлен. Этот документ необходимо запросить в местной префектуре .
Существует множество специализированных агентств, которые выступают в качестве посредников между студентами и работодателями во Франции. В данном случае можно получить средства на карманные расходы, но зачастую не предусмотрено официального трудоустройства. Еще есть несколько агентств, которые являются посредниками для родителей и учащихся студентов, которые планируют устроиться в сферу предоставления рекламных материалов или в службе поддержки операторов или курьеров в компании из сектора услуг. В интернет компании предлагают вакансии для студентов. Студенты часто находят работу в качестве тестеров для пакетов программного обеспечения или горячей линии операторы. Поскольку некоторые языки пользуются большим спросом, иностранные студенты часто давать уроки языка на родной язык. Студенты могут работать в качестве домашних помощников и найти жилье с французской семьей в обмен на какие-то работы по дому и уходу за детьми в течение нескольких часов в неделю.
Иностранные студенты, которые учатся на французской национальной степенью платить такие же гонорары, как французы делают. Сокращения, если таковые имеются, предоставляются при очень строгих требованиях. Есть специальные программы интеграции, которые помогают иностранным студентам быстрее адаптироваться и найти друзей среди представителей местного населения. Воспользовавшись дотационным ресторанов университете и университете корпуса снижает стоимость жизни во Франции. Также во Франции есть сети ресторанов где документ, удостоверяющий личность учащегося обеспечивает доступ в них в качестве сотрудников.
Положительная динамика количества иностранных студентов во французских вузах наблюдается уже шестое десятилетие. Если в 1960 году число студентов в национальных вузах составляло 310 тыс. человек, то в сентябре 2013 года насчитывалось 2 422 900[3]. Из них доля иностранных составила 12 процентов, а аспирантов – 41 процент[4]. В 2014 году также отмечался рост общего количества студентов: по сравнению с 2013 годом, на 1,5 процента – 2 466 500 человек [5]. К 2025 году Франция планирует увеличить количество иностранных студентов вдвое[6].
Более половины иностранных студентов, обучающихся во Франции, являются гражданами Марокко, Китая, Алжира, Туниса и Сенегала. В целом географическое разнообразие в процентах выглядит следующим образом: представители Африки – 43, Европы – 26, Азии – 19, Америки – 8, Ближнего Востока – 4[7].
На протяжении многих лет наиболее крупным контингентом иностранных студентов являются представители Королев-ства Марокко. Однако существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы студенты из Китая могут их потеснить. Сейчас Франция занимает шестое место в мире по приему китайских граждан на обучение, и интерес к французскому высшему образованию среди них неуклонно растет.
Во Франции отсутствуют официально опубликованные списки приоритетных стран набора иностранных студентов, а также приоритетные направления по их приему[8]. Тем не менее особое внимание уделяется привлечению ино¬странных студентов из франкоязычных стран Азии и Афри¬ки, Египта, Индии, Европы и Средней Азии[9].
Кроме того, в течение двух лет предполагается увеличить втрое количество индийских студентов, в особенности на долгосрочных программах, ведущих к получению университетской степени (в настоящее время индийские студенты во Францию прибывают в основном для прохождения кратко-срочных и среднесрочных программ)[10]. Эксперты отмечают, что предпочтение при наборе иностранных студентов отдается поступающим на программы магистерского и особенно докторского уровней, при этом поощряется увеличение мобильности в рамках межвузовского партнерства[11].
Продвижение французского высшего образования за рубежом главным образом возложено на агентство КампюсФранс (франц. – CampusFrance), которое располагает широкой сетью представительств по всему миру[12]. Его финан¬сирование осуществляется из государственного бюджета. Деятельность агентства направлена на повышение привлекательности французской системы высшего образования за рубежом, оказание содействия иностранным студентам в выборе учебных программ и учебных заведений, предоставление консультаций об административных процедурах при поездке на учебу во Францию[13].
В 2013-2014 годах доход государственного бюджета Франции от иностранных студентов составил около 4,65 млрд. евро, из них 3 250 млн. приходится на ежедневное потребление товаров и услуг, 563 млн. – на регистрационный сбор в вузах при зачислении, 364 млн. – прибыль авиакомпаний страны от продажи билетов студентам из зарубежья и 466 млн. – расходы граждан, прибывающих с целью навестить родных и близких, обучающихся во французских вузах[14].
Для сохранения высоких позиций национальной системы высшего образования на международном образовательном рынке 22 июля 2013 года во Франции был принят закон № 2013-660 о высшем образовании и научных исследованиях. Документ ознаменовал начало официальных реформ системы высшего образования Франции, которые привели к существенным структурным изменениям, включая реформирование механизма управления на разных уровнях системы образования, расширения экспорта образовательных услуг, повышения привлекательности обучения во французских вузах для иностранных граждан.
Новый закон предусматривает введение квот на дипломы техников высшей квалификации (франц. – Le brevet de technicien supérieur, BTS) и университетские дипломы технологов (франц. – Le diploma universitaire de technologie, DUT), подписание соглашений между подготовительными отделениями и университетами, открытие новых отделений бакалавриата, изменение управленческой структуры университетов, интеграцию стажировок в учебные программы, предписание учебным заведениям, предлагающим дипломы о высшем образовании (технические дипломы, подготовительные отделения CPGE), публикации статистики об успеваемости своих студентов на выбранных ими специальностях, а также о дальнейшем образовании и трудоустройстве после окончания вуза.
Особый акцент делается на развитии цифровых технологий в образовании. В соответствии со ст. 16 Закона о выс¬шем образовании и научных исследованиях вузы должны «выкладывать в свободный доступ электронные версии учебных программ в случае, если данные дисциплины позволяют это сделать».
Еще одним важным нововведением стало разрешение французским вузам вести преподавание не только на французском языке, но и на иностранном, в случае, если курс читается приглашенным зарубежным профессором. Эта мера направлена на увеличение предложения образовательных программ на английском языке. С момента принятия Закона о высшем образовании и научных исследованиях от 2013 года во французских вузах было запущено более тысячи англоязычных программ.
Указанный документ внес также важные изменения в законодательную часть Кодекса о въезде и пребывании иностранцев и праве на проживание, в результате чего миграционные процедуры для студентов и исследователей упростились[15]. Кроме того, изменился доступ на рынок труда для студентов, имеющих степень магистра или эквивалентную ей, через авторизацию на временное проживание, а также условия для предоставления многолетнего вида на жительство. Исследователи в случае непредвиденной потери работы не по их воле в соответствии с новым законом уже не теряют вид на жительство. Законом предусмотрена подача заявок на временный вид на жительство. Причем не только в префектурах, но и в университетах, подписавших с ними соглашения. В 2013 году было открыто 25 таких пунктов заявок и планируется дальнейшее увеличение их количества до полного охвата всех вузов.
Рядом французских университетов внедрена система «единого окна поддержки иностранных студентов» (далее – «единое окно») – оказание всяческого содействия в адаптации и интеграции прибывших на обучение иностранных граждан в университетскую жизнь и жизнь французского общества. А именно: предоставление необходимой информации о студенческой жизни в вузе, оказание помощи в приобретении медицинской страховки, продлении учебной визы, поиске жилья, встрече в аэропорту и многое другое. Данный перечень – это всего лишь незначительная часть услуг,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Cписок литературы
2. Монографии
3. Ткач Г.Ф., Филиппов В.М. Организационно¬правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг. – М., РУДН, 2014.
4. Иностранные монографии
5. Accueil des étudiants étrangers en France. http://www.france.fr/etudier¬en¬france/accueil¬des¬etudiants¬etrangers¬en¬france.html
6. Salt J. International Movement of highly skilled. Paris, 1997. – 45 p. (http://www.oecdilibrary.org/oecd/content/workingpaper/104411065061)
7. The Global Competition for Talent: Mobility of the Highly Skilled. Paris: OECD, September 2008. - p.84-85 (www.oecd.org)
8. Education at a Glance. OECD, 2008. – p.373
9. Atlas of Student Mobility. Institute of International Education, USA, 2008. (http://atlas.iienetwork.org/)
10. L’essentiel des chiffres clés № 9, Septembre 2014. CampusFrance. http://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/chiffres_cles/fr/chiffres_cles_n9_essentiel.pdf
a. La Stratégie Nationale De L’enseignement Supérieur (Stranes). Rapport d’étape du Comité StraNES. http://www.sup-recherche.org/images/pdf_divers/Rapport_etape_StraNES_8_juillet_¬_17h04_339053.pdf
11. La Stratégie Nationale De L’enseignement Supérieur (Stranes). Rapport d’étape du Comité StraNES. http://www.strategie.gouv.fr/sites/strategie.gouv.fr/files/archives/CGSP_rapport_Etudiants_etrangers_web.pdf
12. Rapport d’activite 2010. Agence CampusFrance // resources.campusfrance. org/agence_cf7rapports_activites/fr/rapport_activite2010.pdf
13. Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов. Организационно¬правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг. – М., РУДН, 2014.
14. КампюсФранс. Официальный сайт http://www.campusfrance.org
15. Au-delà de l’influence: l’apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_Economique_des_Etu¬diants_etrangers_¬_Campus_France_Version_Finale_cle0fd785.pdf
16. Annual Policy Report 2013. French National Contact Point for the European Migration Network (EMN).
17. Accueil des étudiants étrangers en France. http://www.france.fr/etudier¬en¬france/accueil¬des¬etudiants¬etrangers¬en-france.html
18. Периодические издания
19. Ганчеренок И. И. О подготовке кадров высшей научной квалификации в контексте Болонского процесса// Высшее образование сегодня. – 2007. – № 6. – С. 36-38.
20. Гаврилова, Т. М. Механизм международной миграции рабочей силы / Т. М. Гаврилова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2009. - № 3. - С. 73-83.
21. Леденева Л. И. Студенты-соотечественники, обучающиеся в зарубежных университетах. 2008. – с. 5 (http://www.fondedin.ru/redirectlink212.php)
22. Соболевская А. А., Попов А. К. Постиндустриальная революция в сфере труда. М.: ИМЭМО РАН, 2009. - с. 152
23. Электронные источники
24. Официальный сайт Министерства национального образования, высшего образования и науки Франции. http://www.enseignementsup¬recherche.gouv.fr
25. Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.org/edu/highere ducationandadultlearning/48631079.pdf).
26. Данные Организации экономического сотрудничества и развития. (http:// www.oecd.org/edu/highereducationandadultlearning/educationataglance2011oecdindi cators.htm).
27. Доклад о международной миграции Отдела народонаселения ООН. (http:// www.un.org/esa/population/meetings/tenthcoord2012/WorldMigrationReport2009. Pdf).
28. Au-delà de l’influence: l’apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_Economique_des_Etu-diants_etrangers_¬_Campus_France_Version_Finale_cle0fd785.pdf
29. Annual Policy Report 2013. French National Contact Point for the European Migration Network (EMN).