Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основой разработки любого научного исследования является методология, то есть совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования.
Во второй половине ХХ века появились целые философские течения, которые в открытой или завуалированной форме выражают сомнения относительно действенности рационализма в культуре, призывают покончить с «диктатом ума» и отказаться от критерия истины как определенного ценностного и методологического регулятиву в науке. Все увереннее заявляет о себе философский антирационализм, который пытается даже переложить ответственность за многочисленные трагедии человечества в ХХ веке на научную рациональность, логику, ratio. Такая позиция является проявлением постмодернизма в науке, и, на наш взгляд, несет угрозу для культурных ценностей, среди которых рациональная составляющая всегда занимала главное место, потому что была фундаментом научного прогресса.
Основной целью данной работы является научно-теоретическая характеристика научного метода и научной рациональности.
Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи:
- раскрыто основное содержание научного метода;
- охарактеризованы уровни и виды научного метода;
- проанализированы общелогические методы познания;
- исследованы методы эмпирического и теоретического познания;
- выделены основные аспекты научной рациональности;
- охарактеризованы основы научной рациональности.
Объектом исследования является научное познание и процесс проведения научного исследования.
Предметом исследования является научная рациональность и научный метод в научном познании.
1. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ВИДЫ
1.1. Основное содержание научного метода
Основой разработки любого научного исследования является совокупность познавательных средств, методов, приемов и определенная их последовательность. Метод (от грец. methodos «способ», «метод», «путь») - в наиболее общем случае означает способ достижения цели, определенным образом. Научный метод - это способ познания явлений действительности, их взаимосвязи и развития. Метод как средство познания является способом воссоздания в мышлении исследуемого предмета.
Анализом и изучением научных методов занимается методология науки. С одной стороны, методология понимается как определенная система методов, которые применяются в процессе познания в пределах той или иной науки, то есть методология рассматривается как часть конкретной науки. С другой стороны, методология выступает как совокупность основных философских положений, которые отображают первичные гносеологические концепции формирования и анализа научного знания. В этом определении подчеркивается философский характер понимания методологии.
В общем плане различают философскую и специально-научную методологию. Методология - это учение о правилах мышления при создании науки, проведении научных исследований. Под методологией науки преимущественно понимается учение о научном методе познания или система научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор средств, приемов и методов познания. Существует и другой, более узкий взгляд на методологию науки, как на теоретическую основу некоторых специальных, частных приемов и средств научного познания, (например, методология управления, методология ценообразования и т. п.), но в этом случае целесообразнее говорить о методике познания и действий.
Методологическая основа - это научный фундамент, с позиции которого дается объяснение основных научных явлений и раскрываются их закономерности. Под методологической основой научного исследования надо понимать основные, исходные положения, на которых оно базируется.
Таким образом, метод является определенной системой предписаний, принципов, требований, которая должна ориентировать субъект познания на решение конкретного научно-практического задания для достижения определенного результата в той или иной сфере человеческой деятельности.
Г. Гегель отмечал, что метод является средством, через которое субъект соотносится с объектом исследования . В процессе научного исследования необходимо понимать также понятие «методика научного познания», которое выражает определенную последовательность решения конкретного научного и практического задания, а также совокупность и порядок применения соответствующих методов исследования.
Методология как учение имеет четырехуровневую структуру, в частности: фундаментальные, общенаучные, конкретно-научные принципы, конкретные методы, которые используются для решения специальных заданий исследования.
Следует отметить, что очень часто научное познание характеризуется определенной «раздвоенностью»: с одной стороны, это стремление к целостному рассмотрению объектов, а с другой, - к систематизации знания об объекте на основе использования определенных конкретных, частичных представлений о нем. Такой подход имеет историческую почву. Так, до середины XIX в. познавательные представления о целостности системы развивались на уровне конкретных предметов, при этом взаимосвязь и единство частей были очевидными как по внешним признакам, так и по свойствам. Попытки объяснения сущности какого-то явления (в более широком плане) имели механистический, натурфилософский, метафизический характер. В то же время развивались идеалистичные взгляды на природу целостности системы, начиная от простых объектов и заканчивая сложными.
В начале XX в. наука поднялась на качественно новую ступень развития. Главным ее приобретением стала проблема структурной организации и обеспечения функционирования сложных системных объектов, потому в современной науке формируются и широко используются категории системности. В результате такого прогресса в процессах научных исследований центральное место занимает системный подход.
Системный подход − одно из главных направлений методологии специального научного познания и социальной практики, цель и задания которого заключаются в исследовании определенных объектов как сложных систем. Системный подход способствует формированию соответствующей адекватной формулировки сути исследуемых проблем в конкретных науках и выбора эффективных путей их решения.
Многоаспектность человеческой деятельности обусловливает множественность методов научного познания, которые можно классифицировать по разным критериям. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания различают методы формальные (методы формальной и математической символьной логики) и содержательные. К основным видам содержательной методологии принадлежат методы философские, общенаучные, общелогические и специально-научные. Выделяют также эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и методы изложения результатов.
Следует четко различать значение понятий «метод», «методика» и «методология».
Метод - способ достижения цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов (операций) практического влияния или теоретического освоения объективной действительности с целью ее познания.
Методика исследования - это система правил использования методов, приемов и способов для проведения любого исследования.
Сознательное применение научно обоснованных методов следует рассматривать как самое существенное условие получения новых знаний. Исследователь, который хорошо знает методы исследования и возможности их применения, тратит меньше усилия и работает более успешно, чем тот, кто в своем исследовании опирается лишь на интуицию или действует по принципу «попыток и ошибок».
В целом, методика исследования - это совокупность приемов и способов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим (эмпирическим) материалом.
Основное назначение методики исследования заключается в том, чтобы на основе соответствующих принципов (требований, условий, ограничений, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных заданий, практических проблем и достижения цели научного исследования.
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:
- теоретический - выдвижение и развитие научных гипотез и теорий, формулировки законов и выведения из них логических последствий, сопоставления разных гипотез и теорий;
- эмпирический - наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов исследования.
Метод науки - определенный путь исследования, форма теоретического освоения действительности. Метод - способ достижения определенных результатов в познании и практики. Методы науки - это система регулятивных принципов, в соответствии с которыми строится познавательная теоретическая деятельность человека, сами знания, их реконструкция и преобразование.
Чтобы метод науки стал научным, он должен обеспечивать получение системы знания о сущности и закономерностях исследуемого предмета. Такой метод строится и функционирует в соответствии с принципами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - Т.1. Наука логики. - М., 1975. – С. 247
2. Добронравова И.С. Идеалы и типы научной рациональности // Постнеоклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. – СПб: Издательский дом «Міръ», 2009. – С. 296-314.
3. Зиновьев А.А. Логика науки. - М.: Мысль, 1971. - С. 133.
4. Зуев К.А., Кротков Е.Л. Парадигма мышления и границы рациональности // Общественные науки и современность. – 2001. – № 1. – С. 104-114.
5. Кислов Б. А. О специфике научного метода // Известия Байкальского государственного университета. – 2004. - № 3 (40). – С. 86-89.
6. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1975. — 288 с.
7. Лебедев С.А. Научный метод: единство и многообразие // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015. - № 2. – С. 7-26.
8. Нугаев Р.М. Исторические типы рациональности // Вопросы философии. — 1998. — № 1. - С.182—188. – С. 184.
9. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983. - С.240-378.
10. Поппер К.Р. Логика научного исследования // Там само. - С. 105-121.
11. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М.: ИФРАН, 2002. – 352 с.
12. Ракитов А.И. Рациональность и теоретическое познание // Вопросы философии. – 1982. – № 11. – С. 68-81.
13. Рорти Р. Прагматизм и философия // Филос. и социолог. мысль. — 1995. - № 9-10. - С. 88-111.
14. Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012. – 287 с.
15. Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М., 2000. – 744 с.
16. Суходуб Т.Д. Рациональность в философской традиции и современной культуре: проблема неукорененности // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. – СПб: Издательский дом «Міръ», 2009. – С. 519-538.
17. Сыдыков Ж. С. Понятие стиля научного мышления в контксте методики преподавания // Инновационные образовательные технологии. – 2008. – № 1. – С. 36–39.
18. Тулмин Ст. Человеческое понимание. — М.: Прогресс, 1984. — 326 с.
19. Усольцев А. П. Понятие инновационного мышления / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. - С. 94–98.
20. Устюгов В. А. Проблема понимания стиля научного мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 4 (30). – Ч. I. – C. 185–188.
21. Язев С. А. Что такое научный метод? // Химия и жизнь. – 2008. - № 5. – С. 6-9.
22. Arthur W.B. Inductive Reasoning and Bounded Rationality // American Economic Review, 1994. – Vol. 84, № 2. – P. 406-411.