Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Искусство кино как форма массовой культурной коммуникации занимает уникальное положение в обществе. Она может влиять на восприятие человека, вдохновлять его определенными идеями. Через фильмы обыватель узнает о других странах, народах, их образе жизни.
Тема образа российской жизни и русского человека в зарубежном кино является постоянным предметом дискуссий и не теряет своей актуальности уже много лет. Это, а также важность проблем международного взаимодействия в современном мире, обусловлено актуальностью данной темы. Русские, их традиции, общество, государство и культура преподносятся иностранцами как нечто необычное, своего рода экзотика. В зарубежной массовой культуре, в том числе и в киноиндустрии, можно увидеть много образов русского народа. В данной исследовательской работе мы проанализируем, как в зарубежных фильмах представлен образ И. В. Сталина, определим общие и отличительные черты данного образа в советском (российском) и зарубежном кино.
Исследования образа И. В. Сталина в кинематографе имеют тенденцию расширять поле исследований: и в западной киноиндустрии и в отечественной зачастую объект подменяется более широким понятием «сталинской культурной политики», уделяя достаточно лапидарное внимание конкретным искусствоведческим исследованиям и связям между конкретными произведениями периода. При этом попытка выйти на крайние основания феномена сталинского искусства встречались с механизмами объяснения из других предметных областей – психологии, истории, исследования практик повседневности, различных т. н. «теорий памяти», взятых в культурологическом аспекте, теорий коллективной идентичности и тоталитаризма. Не отказываясь от междисциплинарного синтеза, следует отметить, что большинство подобного рода методологических приемов не могли быть представлены в качестве большой искусствоведческой теории для объяснения феномена «культа личности».
Цель данной работы – провести сравнительный анализ образа Сталина в советском (российском) и зарубежном кинематографе.
Исследование проводилось в 2019 г. В задачи исследования входило:
1. Определить особенности образа Сталина в кинематографе.
2. Рассмотреть проявление феномена «культа личности» Сталина в кино
3. Определить особенности формирования образа Сталина в зарубежном кинематографе.
4. Определить основные черты сходства и отличия образа Сталина в отечественном и зарубежном кинематографе.
Объект исследования – образ Сталина
Предмет исследования – образ талина в отечественном и зарубежном кинематографе.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ содержания и образов в художественных фильмах, сравнительный анализ.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Образ Сталина через призму советского кино
1.1. Общие черты Сталина в советских и российских фильмах
На протяжении длительного времени образ И. В. Сталина интересен отечественным кинематографистам. Несмотря на то что в нём имеется ряд различий, в целом он показывает авторитетного лидера, основные интересы которого - увеличить мощь своего государства.
В настоящее время при анализе образа Сталина в советском кино возникает вопрос: не является ли его использование пропагандой культа личности Сталина и советской власти? Ещё в 1950 году Андре Базен в статье «Миф Сталина в советском кино» писал о пропаганде как о наборе примитивных образов, удивляясь, почему люди сопереживают, например, таким сценам: «Внизу апокалиптический хаос битвы, а над ним – всезнающий ум, который упорядочивает этот псевдохаос и управляет им единственно правильным образом» (о «Сталинградской битве»). Скорее всего, современный человек согласится с Базеном, потому что в массовом сознании денотатативная пара «лидер» и «толпа» чаще всего соотносится с предикативной парой «всемогущий» и «беспомощный», что вызывает неприязнь. Но стоит заметить, что в 1950 году Базен был знаком с советским кино поверхностно – так же, как современный человек знаком со всей палитрой медийных образов СССР[15].
Во-первых, когда мы говорим о советской пропаганде, мы представляем себе образ Сталина с коннотацией властности, хотя в СССР пропагандистских образов было, как минимум, два: то, что сейчас принято называть «сталинианой» и «ленинианой», имевших противоположные стратегии развития. Например, в «Великом зареве» (1938), когда Ленин выкрикивает: «Есть такая партия», он сравним с пылким огнём революции. Сталин же, стоящий за спиной Ленина (хотя в реальности Сталина там не было), напротив, кажется советчиком, призванным охранять этот «огонь» [6].
Во-вторых, даже образ Сталина не создавался в едином направлении. В фильме «Клятва» (1946), узнав о смерти Ленина, Сталин первым делом идёт к «их общей» скамейке, потом направляется в Его кабинет, садится за Его стол и несколько часов рисует Его портреты, а под конец сцены на крупном плане роняет слезу – режиссёр Чиаурели выстраивает предельно сентиментальный облик вождя [11].
В-третьих, определённые методы подачи, стилистика языка, цветосветовое решение и другие параметры в формировании образа могли становиться случаями единичными. Авторы обосновывали свои эксперименты художественной формой произведений, что давало им право пренебрегать историческими фактами. Так, в фильме «Падение Берлина» (1949) по сюжету Сталин прилетает в Германию в день окончания войны (чего не могло быть в реальности). Кроме того, его с аплодисментами встречает нарядная советская толпа, одна из девушек выходит на середину красной дорожки и просит разрешения на поцелуй. Конечно же, Сталин соглашается. Сама неправдоподобность сцены только подтверждает её право на существование [24].
Заключение
В данной работе мы провели сравнительный анализ образа Сталина, представленного в отечественном и зарубежном кинематографе. Нами были проанализированы фильмы, созданные в различные исторические периоды: с 1942 по 2017 г.
Установлено, что культ личности Сталина во многом оказал влияние на создание его образа в советском кино. В это время в искусстве было распространено особое направление – Сталиниана, которое включало в себя совокупность литературных, музыкальных, художественных произведений и фильмов, посвящённых И. В. Сталину. В этих произведениях образ Сталина был призван показать могущество, абсолютную власть и силу Сталина, а вместе с ним – и советской власти. Часто при анализе фильмографии можно наблюдать, что представленный в различных фильмах И. В. Сталин оказывает влияние не только на жизнь в Советском Союзе, но и на другие страны. Особенно это заметно на примере фильма «Падение Берлина».
Очень большое значение при формировании образа Сталина в кино имеет игра актёров. Михаилу Геловани воплотить данный образ удалось в самых разных фильмах; он стал основным в его актёрской деятельности.
В зарубежном кино образ Сталина имеет отличительные черты с его образом, представленным в советских (российских) фильмах. Так, часто здесь можно видеть, что авторитет образа И. В. Сталина был связан с его умением манипулировать общественным сознанием (например, это ярко выражено в фильме «Ближний круг»). Помимо этого, Сталин может предстать в образе порочного человека, имеющего любовницу, над которой он издевается (фильм «Девушка в Кремле»). В советской и российской киноиндустрии такого допустить не могли.
Также в зарубежных фильмах показано, что личные интересы для Сталина важнее, чем интересы в СССР (на примере отношения к финансам).
В целом основным отличием образа И. В. Сталина в российском (советском) и зарубежном кино состоит в том, что в отечественной киноиндустрии образ Сталина всегда остаётся положительным, в то время как во многих зарубежных фильмах он наделён негативными чертами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Белихина, Е. Н. Формирование стереотипов о России и русских посредством американского кинематографа / Е. Н. Белихина, Н. В. Татаринова, Н. Э. Моралес // Гуманитарные технологии в современном мире. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 211-214.
2. Винникова, Т. А. Изучение национальной идентичности в свете рецепции кинотекстов // Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте. Коллективная монография по результатам конференции. 2017. С. 363-365.
3. Гройс, Б. Е. Gesamtkunstwerk Сталин. / Б. Е. Гройс.- М., Ad Marginem, 2013,- 128 с.
4. Данилова, Г. А. Кино как индикатор культурно-исторического раскола: дискуссии в российских сциальных масс-медиа о фильмах «Смерть Сталина» и «Движение вверх» // Социальные медиа как катализатор кросснационального обучения. Сборник научных статей. Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2018. С. 90-99.
5. Душкова, Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие. /Н. а. Душкова.- Воронеж, изд-во ВГТУ, 2000. – 324 с.
6. История отечественного государства и права. Часть вторая. Под редакцией д.ю.н., заслуженного профессора МГУ О.И. Чистякова. - издание третье, перераб. и дополнен. С. 155 // Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru
7. Карпов, Д. В. Культ личности Сталина // Студенческий форум. 2019. № 21-1 (72). С. 18-20.
8. Кнэхт, Н. П. Визуальные стратегии и способы постановки исторической реальности // Люди и тексты. Исторический альманах. 2014. № 5. С. 109-120.
9. Курдяев, Г. И. Опыт работы отечественных режиссёров в американском кинопроизводстве за период 1980 – 2015 годы. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова.- М, 2015
10. Линченко, А. А. Мифология образов Сталина в нарративах современного российского кино и телевизионной публицистики // В сборнике: Философия и методология истории. Сборник научных статей VII Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Калашников С.Г.. 2017. С. 152-161.
11. Логунова, М. А. Образ как средство пропаганды на примере «Сталинского кино» // Достижения науки и образования. 2018. № 10 (32). С. 12-13.
12. Лыта, С. В. Образ Иосифа Виссарионовича Сталина в современном отечественном кинематографе // Шаг в историческую науку. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 130-131.
13. Мулер, В. Э. Образ России в американском кинематографе // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира. Материалы IX Международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 218-222.
14. Осипов, С. В. Меняющаяся Россия и меняющаяся бондиана: страна и люди в зеркале медийной франшизы // Культура и искусство. 2018. № 6. С. 25-54.
15. Осьмачко, С.Г. Сталинизм: современные проблемы историко-культурной реализации // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2019. № 3 (6). С. 145-152.
16. Осьмачко, С. Г. Сталинизм и современность: конфликт традиции и новации // Научный аспект. 2015. № 4-1. С. 60-68.
17. Паперный, В. З. Культура / В. З. Паперный.- М.: Новое литературное обозрение, 2006.- 184 с.
18. Пихтильков, И. Л. Культ личности: история и современность // Достижения науки и образования. 2018. № 10 (32). С. 12-13.
19. Степанов, А. И., Уткин, А. И. Сталиниана. Указатель основных должностей, псевдонимов, мифов и легенд, покушений, источников и литературы о жизни и деятельности И. В. Сталина / А. И. Степанов, А. И. Уткин. Москва, 2006.
20. Сущек, Г. В. Концетуализм как форма исторической памяти: образ Сталина в искусстве // Мир науки и искусства. Материалы Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся и молодых ученых. 2017. С. 21-25.
21. Татаринова, Н. В. Образ России и русских в американских фильмах / Н. В. Татаринова, Е. Н. Белихина // Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 269-271.
22. Топорков, П. Е. Россия в семиотическом пространстве Голливуда: мистификация или фальсификация? // ЛИТЕРАТУРА КАК ИГРА И МИСТИФИКАЦИЯ. Материалы Шестых Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России». Калуга, 2018. С. 469-474.
23. Туровская, М. И. Фильмы 1930 – 1950-х гг как документы эмоции времени // Россия и современный мир. 2004. № 1 (42). С. 181-192.
24. Фёдоров, А. В. История российского кино: взгляд из Америки // Медиаобразование. 2007. № 1. С. 98-110.
25. Фёдоров, А. В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. – М. 2017.- 188 с.
26. Фёдоров, А. В. Трансформация образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946 – 1991) до современного этапа (1992 – 2010) Монография / М., 2013. (2-е издание, расширенное и дополненное).
27. Хикс, Д. «Культ личности» в фильмах Михаила Ромма // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 2 (31). С. 83-91.