Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Противодействие коррупции на каждом из этапов развития государства являлось важной задачей по улучшению работы государственного аппарата, более эффективному расходованию бюджетных средств, развитию честной конкуренции в реальном секторе экономики и проведению ряда мероприятий по взаимодействию с гражданами и организациями гражданского общества. В свою очередь, противодействие коррупции в различных странах приобретало свои оттенки, концентрируясь либо на реактивном, либо на превентивном
способе борьбы.
Антикоррупционные законы принимаются во многих странах мира. В каждом государстве они зависят от национальной специфики и отношений между чиновниками и гражданами. С учетом этого разрабатываются и принимаются новые законы для борьбы с коррупцией во Франции.
Во Франции отмечаются три основные категории коррупции:
- дача комиссионных за получение государственных контрактов и подрядов;
- взносы в фонды политических партий взамен за встречные выгоды,
- подкуп иностранных чиновников для получения выгодных контрактов и подрядов за рубежом.
Основными структурами во Франции, работающими на антикоррупционном направлении, являются:
- Центральная служба по предупреждению коррупции (Service central de prevention de la corruption/SCPC), которая осуществляет систематический мониторинг ситуации в области коррупции в стране и за рубежом, готовит ежегодные отчеты по наиболее острым проблемам, направляемые в заинтересованные официальные инстанции (Администрация Президента, Председатель Правительства, профильные министерства, Счетная палата, Сенат, Национальное Собрание). Указанные отчеты носят публичный характер и размещаются на сайте службы в «Интернете».
Основной задачей службы является выявление наиболее чувствительных областей, связанных с возможными проявлениями коррупции и, соответственно, «узких» мест в законодательстве, которые требуется устранить. В ее функции входит также предупреждение случаев коррупции во взаимоотношениях государства с коммерческими структурами. С этой целью служба тесно взаимодействует с государственными и региональными органами, профессиональными и отраслевыми объединениями и крупным бизнесом, готовя по их заказу аналитические материалы, давая соответствующие рекомендации по предупреждению и борьбе с коррупцией и организуя профильное обучение;
- Главная дирекция конкуренции (Direction generate de la concurrence) Министерства экономики, восстановления производственного потенциала и цифровой отрасли Франции. Среди многочисленных полномочий данного подразделения - выявление практики возмездного оказания услуг, передачи подарков, создание и резервирование монопольных позиций;
- Министерство юстиции, которое мобилизует прокурорскую систему посредством циркулярных указаний, направленных на уголовное преследование коррупции.
Цель исследования – изучить и проанализировать зарубежную практику противодействия коррупции во Франции.
Задачи исследования:
1) изучить причины и степени коррупции во Франции;
2) проанализировать зарубежную практику противодействия коррупции во Франции.
Объект исследования – Франция.
Предмет исследования – зарубежную практику противодействия коррупции.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и библиографического списка.
1 Причины и степени коррупции во Франции
1.1 Причины коррупции во Франции
На сегодняшний день в каждом государстве основной проблемой является борьба с коррупцией. Понятие коррупция является если не самым, то одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах. При этом следует обратить внимание на то, что коррупция – это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение, которого в настоящее время отсутствует .
При этом также следует обратить внимание на то, что одним из основных тезисов, озвучиваемых в рамках политико-экономического подхода к Oversight», «Government Accountability Project» и др.), основная цель деятельности которых – это разоблачение коррупционеров .
Общеизвестно, что коррупция как устоявшееся социальное явление изучается и получает заслуженно негативную оценку в разных плоскостях человеческого знания. Это неудивительно, учитывая дестабилизирующее и деструктивное воздействие коррупции на политико-правовую атмосферу в государстве и обществе. Зачастую, основания признания коррупции социальной патологией принимаются как должное, а условный «дискурс коррупции» включает себя работу с мерами противодействия: от профилак тики до усиленно пенализированной криминализации. Коррупция во Франции – культивированный общественный бич, пустые разговоры о котором можно считать плохим тоном, якобы все с коррупцией понятно и пора реально действовать-бороться. Последнее позволяет рассмотреть совершенно иной вопрос в пределах «дискурса коррупции» –легитимность коррупции.
Рост уровня коррупции, многоэпизодность алгоритмических коррупционных деяний, их латентность и ненаказуемость формируют в обществе стойкую терпимость к коррупции, апатичность к менее общественно опасным ее проявлениям, а поэтому оставляют власть легитимной. На легитимность власти начинает влиять более специфический фактор – уровень коррупции, когда общество живет по правилу: «коррумпированы все, пускай властвуют менее коррумпированные.
Представляется, что процесс легитимации коррупции состоит из следующих элементов:
1) культивирование фундаментальных нравственно-психологических признаков личности преступника-коррупционера;
2) эффективность антикоррупционной политики действующего аппарата власти;
3) соотношение результативности коррупционных «процедур» и процедур, отвечающих действующему правовому регулированию;
4) дефектность правосознания, позволяющая компилировать остальные элементы .
Таблица 1
Причины коррупции во Франции
Группа факторов Факторы
Фундаментальные Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо¬вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,
Правовые Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час¬тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов
Организационно-экономические Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу¬жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации
Странно представить себе, что Франция, где еще Шарль-Луи Монтескье говорил о необходимости разделения властей, сегодня отстает от своих соседей в этом отношении.
Если, например, в Италии прокуроры независимы от государства, и в стране действует агентство по борьбе с коррупцией с бюджетом в 60 млн. евро, то во Франции власть и юстиция остаются связанными, пишут авторы книги «Comprendre et lutter co
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бойко, А.П. Организация борьбы с коррупцией в США как инструмент обеспечения экономической безопасности / А.П, Бойко // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №8. – С. 19-23
2. Дорта А. Р. Феномен «коррупция» с точки зрения психологии // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сб. ст. по матер. международной научно-практической конференции(5 декабря 2017 г., г. Пермь).Ч. 4. Уфа,2017. С. 210
3. Карповский В.С. Актуальные изменения антикоррупционного законодательства европейского союза на примере Франции // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 68-72.
4. Луданова В.Г. Опыт противодействия коррупции в азиатских странах / В.Г. Луданова // Символ науки. – 2017. – №7. – С. 58-59.
5. Право, общество, государство: проблемы теории и истории : сборник материалов Международной студенческой научной конференции. Москва, РУДН, 27–28 апреля 2018 г. – Москва : РУДН, 2018. – 550 с.
6. Право и права человека: Сборник студенческих статей / Отв. ред. А. В. Звонарев. — М.: Книгодел, 2018. — 664 с.
7. Тихонова Д.О. Теоретический анализ международного опыта антикоррупционной политики в системе государственного управления // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44).
8. Чуличков Е.А. Уровень и качество жизни населения // Челябинский гуманитарий. 2016. № 1 (7) С. 68-72.
9. Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства : Материалы Международной научнопрактической конференции (Белгород, 18-19 мая 2018 г.). – Белгород: ООО «ГиК», 2018. 424 с
10. ГРЕКО не удовлетворена мерами по противодействию коррупции во Франции. - http://rapsinews.ru/international_news/20180918/287735738.html
11. Епанченко А.Г. Международный опыт борьбы с коррупцией / А.Г. Епанченко // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 5(25). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/journal/student/25/9964
12. Загребнов Е. Франция – одна из самых коррумпированных стран Европы? URL : http:// rusoch.fr/lang/ru/soc/franciya-odna-iz-samyx-korrumpirovannyx-stran-evropy.html
13. Киберленика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-korruptsiey-otechestvennyyi-zarubezhnyy-opyt
14. «О прозрачности, борьбы с коррупцией и модернизации экономики»: Закон Французской Республики №830 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Франции URL: Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета https://www.legifrance.gouv. fr/eli/loi/2016/12/9/ECFM1605542L/jo/texte
15. Французы назвали неэффективной борьбу с коррупцией в стране. - http://ru.rfi.fr/frantsiya/20190116-frantsuzy-nazvali-neeffektivnoi-borbu-s-korruptsiei-v-strane