Фрагмент для ознакомления
2
где k – количество родов грузов в местном сообщении;
i – род груза.
Значит
.
Тогда средняя дальность перевозки грузов:
Рассчитаем абсолютное и относительное изменения средней дальности перевозок:
Определим количество перевезенных тонн:
Рассчитаем абсолютное и относительное изменения количества переве-зенных тонн:
Влияние субфакторов количества перевезенных тонн и средней дальности грузовых перевозок на результативный показатель опре-делим методом относительных величин.
Расчетная формула:
Баланс отклонений:
Для этого воспользуемся данными таблицы 2.
Таблица 2
Факторный анализ изменения тарифных тонно-километров
(метод относительных величин)
Субфакторы Расчетная фор-мула Расчет по формуле Отклонение от пла-на
в % абсо-лютное, +/-
1. Количество переве-зенных тонн
103,176-100 +3,176 +2709
2. Средняя дальность грузовых перевозок
101,876-103,176 -1,3 -1075
Баланс
101,876-100 +1,876 +1600
Таким образом, из расчетов видно, что основной причиной увеличения тарифных тонно-километров явилось увеличение количества перевезенных тонн груза. Тарифные тонно-километры перевыполнены на 1600 * 106 т-км, где перевыполнение на 2709 * 106 т-км нетто произошло за счет увеличения количества перевезенных тонн груза на 8171 тыс. т, а снижение на 1075 *106 т-км нетто произошло за счет уменьшения средней дальности перевозок на 4,179 км. В сумме эти два изменения тарифных тонно-километров под влия-нием каждого фактора и дают общее изменение на 1600 * 106 т-км нетто.
Установим, какой из видов сообщения оказал преимущественное влия-ние на изменение общих тарифных тонно-километров с учетом того, что они складываются из изменений тарифных тонно-километров в прямом и мест-ном сообщениях:
Расчет произведем в таблице 3.
По таблице 3 рассчитаем влияние субфакторов
и
на результативный показатель методом разниц.
Таблица 3
Исходные данные для анализа изменения грузооборота
по видам сообщений
Показатель План Отчет Отклонение
абсолютное, +,- относительное, %
Количество перевезенных тонн, тыс. 257254 265425 8171,00 103,176
Средняя дальность, км 331,579 327,4 -4,179 98,74
Тарифные тонно-километры, млн 85 300 86 900 +1600,00 101,876
Местное сообщение:
Доля перевозок в общем объеме, % 22,1 22,3 - -
Количество перевезенных тонн, тыс. 56853 59190 +2337 104,111
Средняя дальность, км 175 172 -3 98,286
Тарифные тонно-километры, млн 9949 10181 +232 102,332
Прямое сообщение:
Доля перевозок в общем объеме, % 77,9 77,7 - -
Количество перевезенных тонн, тыс. 200401 206235 +5834 102,911
Средняя дальность, км 376 372 -4 98,936
Тарифные тонно-километры, млн 75351 76719 +1368 101,816
1. Для анализа влияния изменения тарифных тонно-километров прямо-го сообщения на изменение результативного показателя расчетная формула:
2. Для анализа влияния изменения тарифных тонно-километров мест-ного сообщения на изменение результативного показателя расчетная формула:
Баланс отклонений:
Из расчетов видно, что общее увеличение результативного показателя на 1600 * 106 т-км произошло за счет увеличения тарифных т-км в местном сообщении на 232 * 106 т-км. За счет увеличения тарифных т-км в прямом сообщении результативный показатель , увеличился на 1368 * 106 т-км. В сумме эти два изменения тарифных тонно-километров со-ставляют общее увеличение тарифных тонно-километров на 1600 * 106 т-км.
Теперь проведем анализ влияния количества перевезенных тонн, даль-ности перевозок и структуры по видам перевозок на результативный показа-тель тарифные тонно-километры , методом корректировок (исходные данные таблицы 3). Анализ проведем в табличной форме (таблица 4).
Баланс отклонений:
Таким образом, из расчетов видно, что тарифные тонно-километры увеличились на 1600 * 106 т-км. Это увеличение произошло за счет:
• увеличения количества перевезенных тонн в местном сообщении на 409*106 т-км;
• уменьшение дальности перевозок в прямом сообщении на 826* 106 т-км;
• изменения структуры перевозок по видам сообщений на 106 * 106 т-км;
• изменения структуры перевозки грузов на 106 * 106 т-км.
В то же время произошло увеличение количества перевезенных тонн в прямом сообщении на 2194 * 106 т-км и уменьшение дальности перевозок в местном сообщении на 177 * 106 т-км.
В сумме все эти изменения за счет влияния каждого фактора составля-ют +1600 * 106 т-км (общее изменение тарифных тонно-километров).
Таблица 4
Пофакторный анализ отклонения результативного показателя – тариф-ные тонно-километры
Показатель Измерители для коррек-тировки тарифных т-км Про-цент выпол-нения плана по ко-личе-ству переве-зенных тонн Та-риф-ные тон-но-кило-метры по плану Плано-вые та-рифные тонно-кило-метры, пересчи-танные на вы-полнен-ное ко-личество переве-зенных тонн
(гр. 3*гр. 4)/100 Фак-тиче-ские та-риф-ные тон-но-кило-метры От-кло-нение фак-тиче-ских та-риф-ных тон-но-кило-мет-ров от пла-но-вых (гр. 6 - гр. 4) В том числе от влияния
Ко-ли-че-ства пе-ре-ве-зен-ных тонн
(гр. 5-гр. 4) Даль-ности пере-возок и структуры по видам сооб-ще-ний (гр.6-гр.5)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Всего та-рифные тон-но-километры тыс. пере-везенных тонн 103,176 85 300 88009 86 900 1600 2709 -1109
2. Тарифные тонно-километры в местном со-общении тыс. пере-везенных тонн в местном сообщении 104,111 9949 10358 10181 232 409 -177
3. Тарифные тонно-километры в прямом сооб-щении тыс. пере-везенных тонн в пря-мом сооб-щении 102,911 75351 77545 76719 1368 2194 -826
4. Итого по местному и прямому со-общениям
(сумма строк 2 и 3) - - 85300 87903 86 900 1600 2603 -1003
5. Влияние структурных изменение по видам сооб-щений
(стр. 1 - стр. 4) - - - +106 - - +106 -106
Теперь определим влияние структурных изменений по сообщениям на среднюю дальность перевозок. Исходные данные для анализа занесем в таб-лицу 5.
Таблица 5
Исходные данные для анализа отклонений дальности перевозок
Вид сообщения Удельный вес сообщений (струк-турный коэффициент) ,% Средняя дальность перевозки, км (качественный показатель)
План Отчет План Отчет
Прямое 77,9 77,7 376 372
Местное 22,1 22,3 175 172
ИТОГО 100 100 331,579 327,400
Плановую и фактическую дальность перевозок можно выразить фор-мулой:
,
подстановку
.
Анализ выполним в табличной форме (таблица 6).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: Задание на курсовую работу с методическими указаниями для магистрантов направления «Экономика», профиль «Финансовое планирование и анализ на ж.д. транспорте»: состави-тель к.э.н., профессор Федотова Н.В. – М.: МИИТ, 2016.
2. Терешина Н. П. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной. – М. : Финансы, 2012. – 536 с.
3. Федотова Н.В. Методы элиминирования в экономическом анали-зе: Уч. пос. – М.: МИИТ, 2009. – 53с.